Этап автоматизации шипящших звуков

Шипящие звука ш, ж, щ автоматазиругатся первоначально в прямых открытых слогах, далее - в обратных и закрытых словах, в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных.

Звук ч автоматизируется сначала в обратных слогах, а затем в прямых сповах.

Звуки л-ль

Нормальная артикуляция звуков л-ль

Положение губ и зубов зависит от последующего гласного, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу звук л является апикальным, т. е. образуется прижиманием кончика языка (апекса). Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л-ль, таким образом, являются боковыми. Небная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую, полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При палатализованном ль корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и его передняя часть более приподняты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

Нарушения произношения звуков л-ль

Выделяются следующие наиболее распространенные виды ламбдацизмов:

· - губно-губное произношение, напомянающее звук у. В этом слу-чае произнесение звука осуществляется участаем губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости;

· - губно-зубное произношение, напоминающее звук в Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости;

· - межзубное произношение. При этом виде ламбдацизма кончик языка находится между зубами;

· - смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется звуками д, е, н, ль, з, р.

Коррекция нарушений произношения звуков л-ль

На этапе постановки звука при проведении артикуляторной гимнастики рекомендуются следующие специальные упражнения,

Для губ

(лишь в случае губно-губного или губно-зубного ламбдацизма):

растянуть губы в улыбку - губы трубочкой;

опустить нижнюю губу - поднять ее.

Для языка:

- язык широкий - узкий (если не получается узкий язык, предлагают дотянуться до пальца, просунуть язык между вытянутыми губами);

- «маятник» или «часики» (узкий язык вправо-влево);

- узким языком посчитать зубы;

- надавить кончиком языка на правую, левую щеку;

- узкий язык на верхнюю (нижнюю) губу;

- узкий язык за верхнюю (нижнюю) губу, на верхние и ниж-

ние зубы;

- узкий язык за верхние (нижние) зубы.

Рекомендуются следующие приемы постановки звука л

- межзубная постановка звука л. Предпагается просунуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погудеть. Получается звук, близкий к звуку л. 8 дальнейшем формируется зазубное произношение звука л.

- постановка звука л от гласных а, у, ы. Предпагается тянуть гласный звук и и в это время просунуть кончик языка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное положение. В других случаях при произношении гласных рекомендуется поднять узкий кончик языка заверхние зубы.

Автоматизаиия звука л

Осуществляется вначале в слогах ап, алла, начинающихся с гласного, от которого ставился звук. Анало-гичным образом подбираются слова палка, галка, в которых звук л произносится после гласного а, если он ставился от звука а.

В случаях искажения звука рекомендуготся специальные приемы коррекции.

При межзубном ламбдацизме рекомендуется произношение звука л с зазубным положением кончика языка.

При губно-губном или губно-зубном произношении необходимо, прежде всего, затормозить движения нижней губы (опустить нижнюю губу вниз с помощью пальцев), используя механическую помощь, зрительный и кинестетический контроль. Затем переходят к постановке звука л с использованием какого-либо изуказанных

способов постановки.

При носовом произношении обращается внимание на то, что воздушная струя проходит по бокам языка, а кончик языка выдвигается вперед. Вначале рекомендуется межзубное произношение звука л.

При ламбдацизме необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков.

Звуки р-рь

Наши рекомендации