Нормальная артикуляция шипящих звуков
При произношении всех шипящих звуков губы выдвинуты вперед рупором, зубы на расстоянии 1-1,5 мм,
При произношении звуков ш-ж одновременно образуются две щели, два шумообразующих фокуса - передний и задний. Язык широкий, кончик языка приподнят к альвеолам и передней части твердого неба. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка приподнята. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Язык имеет форму чашечки, ковша. Небная занавеска поднята и смыкается с задней стенкой глотки. Голосовые складки при произношении звука ш разомкнуты, а при произношении ж сомкнуты и вибрируют. При произношении звука ж наблюдается незначительная вибрация кончика языка.
При произношении звука щ язык более выдвинут вперед, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средияя часть спинки языка приподнята ктвердому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед. Положение боковых краев языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш.
При произношении звука ч положение губ, языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как и при глухих шипящих - ш, щ.
Артикуляция звука ч осуществляется в два этапа:
I этап - кончик языка и передняя часть спинки языка смыкаются у корней верхних резцов. Средняя часть языка приподнята;
II этап - после взрыва передняя часть спинки языка образует щель. отодвигается от верхних резцов к альвеолам.
Некоторые авторы признают возможным как верхнее (с поднятым кончиком языка), так и нижнее произношение шипящих звуков. Однако в логопедической работе по коррекции дефектов звукопроизношения более эффективным является формирование верхнего произношения шипящих звуков.
Нарушения произношения шипящих звуков и методы их коррекции
Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с артикуляцией свистящих звуков. Сходство артикуляции этих звуков определяет и сходные дефекты произношения. Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков (губно-зубной, межзубный. призубный, боковой, шипящий, носовой сигматизмы). Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах:
Ш-С, Т, Ж;
Ж- З, Д ,Ш;
Щ-СЬ,Ш,Т;
Ч- Щ,ТЬ,С.
Этап постановки звуков
На этапе постановки звука необходимо проводить работу над речевой моторикой, а также развитие фонематического анализа, синтеза и представлений.
Кроме артикуляторных упражнений, используемых при коррекции нарушений свистящих звуков, на этапе постановки шипящих звуков рекомендуются и следующие специальные упражнения.
Дпя губ
- попеременно «улыбка-трубочка».
Для языка
- «чашечка» вне ротовой полости;
- «чашечка» внутри ротовой полости.
Приемы постановки шипящих звуков:
· - от «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ротовой полости и сильно подуть на нее. При этом обращается внимание на то, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы, так как иначе образуются щели с боков и часть воздуха проходит через них. Утечка воздуха через боковые щели приводит к ослаблению шумового акустического эффекта. Во избежание этого рекомендуется прижимать щеки папьцами к челюстям;
· - от звука с. Предлагается произнести звук с, одновременно поднимая кончик языка вверх. Возможна механическая помощь: кончик языка поднимают с помощью зонда или шпателя;
· - от звука т. В момент произнесения звука т предлагается с силой выдохнуть воздух;
· - по подражанию, Ислользуется подражание шипению змеи, шуму деревьев при сильном ветре.
При постановке звука ш используются тактильные ощущения (ощущение теплой широкой струи выдыхаемого воз духа).
Рекомендуется использовать кинестетические ощущения движений пальцев кистей рук для обозначения положения языка.
Звук жможно поставить аналогичным образом от звуков з, д, р, а таше путем озвончения звука ш.
Звук щь рекомендуется ставить от звука сь. Произносится звук сь, с помощью зонда ипи шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам.
Звук чможно поставить следующим образом:
· - от звука ть верхней артикуляции (кончик языка у альвеол верхних резцов) или от слога ать, при этом с помощью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам, и отодвигается назад;
· - от нижнего (нормального) произношения звука ть (с помощъю зонда или шпателя), рекомендуется поднять кончик языка вверх и отодвинуть его назад;
· - при произношении ть-отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч); ~ рекомендуется быстрое поочередное произнесение звуков ть и щ.