Нормальная артикуляция звука ц
Губы, зубы, небная занавеска, голосовые складки при произношении звука ц находятся в таком же положении, что и при произношении звука с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа:
Этап 1 - кончик языка опущен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов.
Этап 2- передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка образуется желобок.
Виды нарушений произношения свистящих звуков
В логопедической литературе выделяются следующие основные виды сигматизмов:
· - губно-зубной сигматизм. При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам. Про износится звук, близкий к звуку Ф. Предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия.
· - межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается между зубами. К пояелению этого вида сигматизма предраспопагают следующие факторы: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звукое, вялый кончик языка при стертой дизартрии, аденоидные разращения, когда ребе-нок вынужден дышать ртом, и др.;
· - призубный сигматизм. При этом виде сигматизма кончик язы-ка находится на уровне щели между резцами, При произношении создается тупой шум, а не свист;
· - шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вместо свиста возникает шипение.
· - боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и односторонний боковой сигматизм. При двустороннем сигматизме боковые края не касаются коренных зубов, сбоку образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух. При одностороннвм боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длиниого и узкого языка), паретичность, вялость мышц правой или левой сторон языка;
· - носовой сигматизм. При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизм вызывается неплотным смыканием мягкого неба с задней стенкой глотки, парезом мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелиной твердого и мягкого неба.
Парасигиатизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц-с, ц-т, с-т, с-ф. с-сь, з-д, з-в, з-зь, з-с.
Методы коррещии нарушений свистящих звуков
Этап постановки звука.
На этом этапе проводится работа по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа и развитию речевой моторики.
Артикуляторная гимнастика включает следующие упражнения.
Для губ:
улыбка, трубочка, улыбка-трубочка;
опустить нижнюю губу, поднять ее;
поднятъ верхнюю губу, опустить ее;
оскалить зубы: одновременно поднять верхнюга губу вверх и
опустить нижнюю губу вниз.
Для языка:
- сделать язык широким;
- широкий — узкий язык;
- широким кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу;
- широкий кончик языка поднять на верхнгою губу;
- широкий кончик языка опустить на нижнюю губу;
- широкий кончик языка поднять на верхние зубы;
- широкий кончик языка опустить на нижние зубы;
- широкий кончик языка — за верхние зубы;
- широкий кончик языка — за нижние зубы;
- подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине языка;
- подуть в отверстие пузырька;
- сделать «лодочку» вне ротовой полости;
- сделать «лодочку» внутри ротовой полости.
При развитии фонематическово анализа на этом этапе предлазаются такие задания, как:
1. Поднять руку, флажок, если в слове слышится данный звук.
2. Отобрать картинки с данным звуком.
3. Определить место данного звука в слове (начало, середина, конец, какой по счвту звук в слове, после какого звука, перед каким звуком слышится данный звук).
4. Отметить место звука на графической схеме слова, на звуковой линейке.
Поствновка звуков с, з
1. По слуховому подражанию звук с сравнивается со свистом ветра, со звуком воды, текущей из крана, звук с сравнивается с гудением комара.
2. Используется и подражание, и показ нормальной артикуляции звука после предваритепьной отработки отдельных элементов артикуляции звука.
3. По подражанию с использованием тактильных ощущений. Обращается внимание на узкую холодную струю воздуха, которая ощущается тыльной стороной ладони.
4. От других звуков: звук с можно поставить от звуков ф (ребенку предлагают улыбнуться, произнести звук ф и просунуть язык между зубами — получится межзубное произношение звука с; или во время произношения звука ф оттянуть нижнюю губу вниз), от звуков и, т нижней артикуляции (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на тыльной стороне ладони ощущалась холодная струя воздуха).
Постановка звука ц
1. Возможна постановка по подражанию.
2. Быстрое произнесение звуков Т и С.
3. Предлагается произносить звук Т с опущенным кончиком языка, при этом сильно подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык назад.