Артикуляторно-фонетическая дислалия

При этой форые дислалии нарушения произношения носят фонетический хэрактер: звуки произносятся ие нормированно, искаженно, не соответствуют фонетической системе данного языка. Фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Вместе с тем этот искаженный вариант звучания соотносится с определенной фонемой, и чаще всего неправильный звук акустически близок к правильному.

К проявлениям этой формы дислалии автор относит и пропуски, элизии эвука. Отмечается, что случаи пропусков - явление редкое (чаще всето оно наблюдается при других, более грубых дефектах, наприляер, при алалии)

При этой форме дислапии дефекгы звушпроизношения обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями,

Нарушаются не все звуки речи: так, сохранным является произношение губных (взрывных и сонорных), губно-зубных согласных ф — ф', в — в'., а также переднеязычных взрывных.

Искаженное произношение отмечается чаще всего в группе звуков, наиболее сложных по артикуляции. в которую включаются переднеязычные не взрывные согласные (свистящие, шипящие, Л, Р). Овладение переднеязычными не взрывными согласными требует тонких дифференцированных движений, особенно кончика языка, которые формируются у ребенка на более поздних этапах формирования звукопроиэношения.

По тем или иным причинам в процессе выработки артикуляторных движений закрепляется неадекватное звучание. В ряде случаев такой искаженный звукзаменитель является близким к нужному звуку по акустическому эффекту, и поэтому начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Вследствие акустической близости искаженный звук воспринимается фонетическим слухом ребенка как нормативный.

Фонетические дефекты, в отличие от фонематических дефектов, имеют тенденцию к большой стойкости проявления.

II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения перед логопедом стоят следующие основные задачи:

1.Отграничение нарушений звукопроизношения от внешне сходных с ними состояний, таких как возрастные своеобразия в произношении звуков речи, диалектные особенности, иностранный акцент.

2. Решение вопроса о том, являются ли дефекгы эвукопроизношения самостоятельным нарушением речи или они представляют собой лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства, в частности - общего недоразвития речи.

3. Выявление всех неправильно произносимых звуков и характера их нарушения (отсутствие, замена, искажения, а также вид искажения: сигматизма, ротацизма, ламбдацизма и пр.).

4. Выявление этиопатогенетических механизмов нарушения (анатомические дефекты в строении речевого аппарата, несовершенство речевой моторики. нарушение слуховой дифференциации звуков, неблагоприятное социальное окружение).

5. Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопроизношения, прежде всего - соответствующих видов дисграфии.

Для решения всех зтих задач обследование ребенка с нарушениями звукопроизношения должно включать в себя целый ряд разделов.

· Выясняется ранний анамнез, начиная с особенностей протекания беременности и родов у матери и раннего периода постнатального развития ребенка (развитие общей моторики, время появления и характер гуления и лепета, время появления первых слов и фраз и пр.),что очень важно для дифференциальной диагностики дислалии и дизартрии и для составления представления о ходе речевого развития в целом.

· Тщательно проверяется правильность произношения все хзвуков речи и в случае выявления дефектов определяется их характер (отсутствие звука, замена, смешение, вид искажения).

· Далее исследуется строение артикуляторных органов и их подвижность, а также слухоаая дифференциация акустически и артикуляторно близких звуков, что необходимо для выяснения этиопатогенетической обусловенности имеющихся у ребенка нарушений звукопроизношения. У школьников обязательно исследуется письмо, поскольку дислалия нередко приводит к появленигю у них акустической и артикуляторно-акустической дисграфии и даже к дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза слов.

· Исследуется также словарный запас и грамматический строй речи, посколысу, как уже было отмечено, дислалия может быть не только самостоятельным речевым расстройством, но и одним из симптомов общего недоразвития речи у детей.

В логопедическом заключении отмечается форма дислалии (механическая, моторная функциональная, сенсорная функциональная или смешанная), а также указывается объем нарушений звукопроизношения, все дефектно произносимые ребенком звуки и характер их нарушения (отсутствие, замена, смешение, искаженное звучание - боковое, межзубное и пр.). Отмечается также наличие общего недоразвития речи вида дисграфии, если таковые имеются.

ПРИМЕЧАНИЕ; При наличии парезов, парапичей, гиперкинезов, спастичнссти артикуляторных мышц, анатомических дефектов в строении артикуляторного аппарата, а также в случае выявления у ребенка общего отставания в речееом или интеллектуальном развитии обследование должно носить комплексный характер. Обязательно должна быть обеспечена консультация невролога, ортодонта, психиатра, а при необходимости и других специалистов.

Подробную схему обследования см. в Приложении 3.

Наши рекомендации