Тифлопедагогическое обследование.
Зрительный диагноз остроты зрения.
Выясняется причина дефекта и время выявления, сопутствующие заболевания.
Изучение состояния зрительного анализатора: цветоразличение, узнавание окружающих предметов и их изображения.
Изучение состояния осязательно-двигательного анализатора: тактильная чувствительность (пороги чувствительности); развитие мелкой моторики (состояние мышечного тонуса, способы захвата предмета, сила удержания, точность мелких движений).
Выясняется культура осязательного восприятия: хаотичное, последовательное восприятие руки; моно- или биномануальное восприятие; наличие поисковых и прослеживающих движений руки; сформированность прослеживающих функций руки; координация глаз и руки.
Изучение способности распознавания предметов различных форм и поверхностей различными частями тела (в соответствии с возрастом).
Изучение готовности слухового анализатора к пространственно-различительной деятельности: состояние уха (заключение ЛОРа); состояние речевого слуха; соотношение звуковых сигналов с источником звука; локализация звука и его направлений; переключение звукового внимания; соотнесение звука с действием; узнавание и различение по голосам окружающих людей.
Изучение обонятельной чувствительности: различение основных запахов и их локализация, соотнесение запахов и их источников.
Уровень развития двигательной сферы: общее физическое состояние (по антропометрическим данным); походка; осанка; наличие навязчивых движений; общая моторика (точность основных движений, координация движений, ритмичность выполнения движений, функция равновесия).
Наличие пространственных представлений: знание частей собственного тела; пространственные направления, связанные с собственным телом; различение пространственных представлений от себя; определение взаимоотношений двух предметов (употребление предлогов с пространственным значением).
Наличие временных представлений: части суток; дни недели; времена года.
Изучение психических процессов: внимание; память; речь (произношение, выразительность, темп, голос, дыхание, предметная соотнесенность, связная речь, восприятие текста, артикуляционная моторика, обследование мимической моторики, жестовая выразительность речи).
Изучение предметного представления: узнавание, называние, различение деталей, выделение признаков, знание назначения, обобщение в понятие, группировка (одежда и обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, растения, цветы, деревья, животные (домашние, дикие), птицы, транспорт).
Анализ изобразительной деятельности в соответствии с возрастными возможностями: сенсорные эталоны (цвет, форма, величина); навыки рисования (самостоятельно, по трафарету); владение навыками аппликации (приклеивание готовых форм самостоятельно, с помощью взрослого); навыки лепки; навыки конструирования.
Изучение личностных качеств: эмоционально-волевая сфера; контактность; уровень овладения неречевыми способами общения; познавательная активность; уровень самостоятельности в практической деятельности.
Приложение №2.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ.
Пояснительная записка
Цель программы:
· помочь детям с ограниченными возможностями здоровья справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;
· помочь обычным детям (сверстникам-одноклассникам ребенка с ограниченными возможностями здоровья) сформировать позитивное отношение к своему особому товарищу и соответствующие навыки взаимодействия с ним в образовательной и досуговой деятельностях;
· помочь педагогу (классному руководителю) в организации позитивного взаимодействия между отельными членами детского коллектива и в гармонизации эмоционально-психологического микроклимата класса.
Объект психокоррекции: младшие школьники, участвующие в интегрированном образовании.
Предмет психокоррекции – эмоциональная сфера детей (состояние психического дискомфорта, зависимость от окружающих, противоречивость личности, враждебность, тревожность).
Занятия проводятся в форме тренингов с обязательным участием педагога (классного руководителя) как одного из участников тренинга.
Занятие организуется с подгруппой детей, в состав которой кроме ребенка с ограниченными возможностями здоровья обязательно входят обычные дети, имеющие эмоциональные проблемы, и их одноклассники, обладающие определенным авторитетом в детском коллективе.
Наполняемость группы не более 12 человек.
Продолжительность занятия 1,5 часа (два стандартных урока с перерывом).
Структурно занятие состоит из следующих частей:
· актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения» стимульные аудио и видеоматериалы);
· формирование новых представлений (осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов, элементов психодрамы);
· отработка личной стратегии поведения (при обсуждении и разыгрывании психокоррекционной сказки);
· осмысление полученного опыта, рефлексия («продолжи фразу» и другие).
Содержание программы психокоррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является примерным и может быть уточнено и дополнено с учетом социокультурных особенностей общеобразовательного учреждения и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание программы психокоррекционной помощи