Организация текущего контроля успеваемости
Результаты решения задач дисциплины диагностируются в ходе текущей аттестации качества усвоения знаний. Проверка качества усвоения знаний по дисциплине ведется в течение семестра как в устной форме (знания студентов проверяются на семинарских занятиях), так и в письменной (реферат). Умения применять нормативные правовые акты в конкретных ситуациях проверяются на семинарских занятиях при раскрытии теоретических вопросов, так как подготовка к ним в первую очередь основывается на различных по юридической силе нормативных документах.
Входной контроль
1. Дайте определения следующим понятиям:
1) Отрасль права.
2) Норма права.
3) Закон.
4) Образование.
2. Назовите официальные источники опубликования нормативных правовых актов в Российской Федерации.
3. Назовите основной закон Российской Федерации.
4. Назовите законодательный орган Российской Федерации.
Темы рефератов
1. Локальное образовательное правотворчество: особенности, проблемы (на примере конкретного образовательного учреждения любого типа и вида).
2. Нормативно-правовое обеспечение программы модернизации общего образования в Российской Федерации.
3. Образовательное право как отрасль современного российского права.
4. Права участников образовательных отношений: содержание, особенности, виды, механизмы обеспечения и защиты.
5. Право на образование: теоретико-правовые аспекты толкования.
6. Правовое регулирование платного образования в Российской Федерации.
7. Правовое регулирование учебного процесса в вузе (общеобразовательном учреждении, учреждении НПО, СПО и др.): особенности, критерии эффективности.
8. Правонарушения в сфере образования: признаки, виды, предупреждение.
9. Правотворчество в сфере образования: особенности и проблемы.
10. Состав, особенности и виды образовательных правоотношений.
11. Состояние, тенденции и перспективы правового регулирования общего образования в современной России.
12. Сравнительно-правовой анализ регионального образовательного законодательства.
13. Студенческое право как институт образовательного права.
14. Правовое положение учебных заведений в России: исторический аспект.
15. Формы государственного контроля в сфере образования.
16. Военное образование в России.
17. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.
18. Образование лиц с девиантным поведением.
19. Экстернат как одна из форм получения образования.
20. Коллизии в образовательном законодательстве: понятие, виды, причины, пути преодоления.
21. Право на образование и государственная образовательная политика.
22. Понятие и виды источников образовательного права.
23. Международные нормы по вопросам образования.
24. Виды образовательных программ и их реализация.
25. Основания возникновения, изменения или прекращения образовательных правоотношений.
26. Государственно-общественные органы и общественные объединения системы образования.
27. Международное сотрудничество в области образования.
28. Понятие, принципы, государственные гарантии социальной защиты обучающихся (воспитанников). Виды социальной защиты обучающихся (воспитанников).
29. Право на занятие педагогической деятельностью.
30. Особенности заключения, изменения, прекращения трудового договора с педагогическими и иными работниками образовательных учреждений (организаций).
31. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха педагогических работников. Оплата и нормирование труда.
32. Повышение квалификации и аттестация педагогических работников.
33. Социальные права педагогических и иных работников образовательных учреждений (организаций) в сфере здравоохранения.
34. Понятие и основные виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения (организации).
35. Принципы и источники финансирования образовательных учреждений (организаций).
36. Дисциплинарная ответственность обучающихся (воспитанников).
37. Дисциплинарная ответственность педагогических и иных работников образовательных учреждений (организаций), ее применение.
38. Понятие правовых споров участников образовательных отношений.
39. Дошкольное образование: общая характеристика, государственные образовательные стандарты, образовательные программы, образовательный процесс.
40. Общее образование: понятие, значение, государственные стандарты общего образования, образовательные программы, образовательный процесс.
41. Понятие, система и задачи высшего профессионального образования. Государственный стандарт и образовательные программы высшего профессионального образования. Уровни высшего профессионального образования.
42. Формы получения образования.
43. Роль государства в становлении и развитии образования. Система государственных органов управления образованием.
44. Основные элементы системы образования и их взаимодействие.
45. Основные недостатки действующего образовательного законодательства.
46. Типы и виды образовательных учреждений. Автономия образовательных учреждений.
47. Права и обязанности, ответственность образовательных учреждений перед личностью, обществом, государством.
48. Система государственного контроля в сфере образования. Лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных учреждений.
49. Высшие учебные заведения, их задачи и структура. Автономия высших учебных заведений и академические свободы.
50. Характеристика зарубежной образовательной системы (на примере одной страны).
51. Право на образование: проблемы его реализации.
52. Интеграция российского образования в европейское образовательное пространство.
53. Соотношение российского и зарубежного законодательств в области образования.
8. Итоговая аттестация студентов
Курс «Нормативно-правовое обеспечение системы образования» завершается зачетом, на котором студенты должны продемонстрировать знания теоретического материал; умения применять необходимые правовые нормы при решении соответствующих правовых задач.
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Общая характеристика правового регулирование отношений в системе образования.
2. Государственная политика в сфере образования.
3 Программные документы развития образования в Российской Федерации.
4. Система образования: понятие, структурные элементы.
5. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы.
6.Образовательные учреждения: понятие, типы.
7. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, лицензирование их деятельности и аккредитация.
8.Устав образовательного учреждения: порядок принятия, содержание.
9.Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
10. Управление образованием в Российской Федерации.
11.Отношения собственности в системе образования.
12. Права и обязанности учащихся, студентов: нормативно-правовое закрепление.
13. Права и обязанности родителей в сфере образования. Образование в семье. Самообразование.
14.Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений в системе образования.
15. Трудовой договор: понятие, условия заключения, оформление, особенности заключения с педагогическим работником.
16. Правовой статус работников образовательных учреждений.
17.Особенности нормирования и оплаты труда работников образовательных учреждений.
18.Дисциплинарная ответственность работников образовательных учреждений: понятие, виды.
19.Социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений.
20.Расторжение трудового договора, дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
9. Основные понятия дисциплины
Образование (как юридическое понятие). Образовательное право. Источники образовательного права. Нормативный правовой акт. Закон. Подзаконный нормативный акт. Локальный нормативный акт.
Система образования, государственный образовательный стандарт, образовательная программа, образовательное учреждение. Субъекты образовательного процесса. Устав образовательного учреждения, лицензирование, аккредитация, автономное учреждение, бюджетное учреждение. Образовательный уровень. Экстернат. Самообразование.
Трудовой договор, рабочее время, время отдыха, нормирование труда, дисциплина труда, дисциплинарная ответственность, аморальный проступок.
Список литературы и нормативных правовых актов
10.1. Основная литература
1. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 187 с.
10.2. Дополнительная литература
1. Андрющенко В. А. Защита прав студентов и учащихся / В. А. Андрющенко, под. ред. Л. Ю. Грудициной. – М.: Эксмо, 2006.