Вопрос. Единоначалие и коллегиальность.

Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкрет ного звена системы управления муниципальных образований пользуются пра вами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муници пальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех уча стников процесса системы муниципального управления воле одного лица — руководителя конкретного процесса муниципального управления.
Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей дея тельности относится ко всем звеньям и уровням системы муниципального управления.
В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельно сти в процессе муниципального управления должна преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочия ми. Следовательно, сущность принципа состоит в том, что в процессе управле ния сотрудники должны получать приказания от одного руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне. При последовательном укреплении единоначалия не следует недооцени­вать коллегиальность в процессе управления муниципальными образованиями.
Коллегиальность как организационная форма процесса управления муниципальным образованием необходима для обсуждения основных органи зационных и социально-экономических вопросов развития муниципальных об разований. В то же время необходимы и единоличная ответственность, иеди ноличное распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и приня тия управленческих решений, важных для социально-экономического развития муниципального образования.
На основе принципа единоначалия строится деятельность органов в сис­теме муниципального управления. Использование коллегиальных начал допус кается при подготовке проектов по формированию этих органов, выработке решений по наиболее важным проблемам управления местной жизнью. Прак тика показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии при главе местной администрации. В состав коллегии, выполняющей совещательные функции, входят руководители структурных подразделении местной администрации или иные сотрудники. Следовательно, органы местного самоуправления в своей деятельности руко водствуются принципами единоначалия и коллегиальности. В любом случае данные органы наделяются соответствующими полномочиями для решения во просов местного значения и несут ответственность в соответствии с уставами и закрепленными в них организационно-правовыми гарантиями.
Принцип коллегиальности требует кворума, необходимого для принятия решения и работы представительного органа. Этим принципом необходимо ру ководствоваться и на стадии подготовки проектов решений (привлекать пред ставителей заинтересованных предприятий, организаций, учреждений), в рабо те депутатских комиссий, образуемых представительным органом. Для актив ного и конструктивного участия депутатов представительных органов в подго-товке и принятии решений необходимо, чтобы депутаты имели возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказать свое мнение, предложения, замечания по об суждаемому представительным органом вопросу.
Соблюдение правильного соотношения между принципами коллегиаль ности и единоначалия составляет одну из важнейших задач системы управле ния муниципальным образованием, от этого во многом зависит ее эффектив ность и действенность. Особенностью использования коллегиальности в орга нах системы муниципального управления, построенной на принципе единона чалия, является то, что обсуждаемые этими органами рекомендации приоб ретают силу решения и становятся обязательными для исполнения в случае со гласия с ними руководителя-единоначальника и издания им соответствующего нормативного правового акта.

Вопрос.

Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управле ния и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.
Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Тем самым государ ство признает и гарантирует, а также обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, т.е. речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве реше ний, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни. Критериями контроля законности является местное управление, осуще ствляющееся только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и законом; данный контроль должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.
Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц сис темы муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора. На практике для контроля за соблюдением законности принимаемых решений и действий прокурор или его заместители приносят протест на проти воречащий закону правовой акт органу или должностному лицу системы мест ного управления, которые издали этот нормативный правовой акт, или обра щаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Прокурор и его заместители имеют право присутство вать на заседаниях органов системы муниципального управления любого му ниципального образования, участвовать в рассмотрении внесенных ими пред ставлений и протестов.
Требования принципа законности должны быть отражены в уставе муни ципального образования. Если устав муниципального образования противоре чит Конституции РФ и законам, муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.



Наши рекомендации