Вопрос. Понятие МП как комплексной отрасли права: предмет и метод правового регулирования МП.

Вопрос. Понятие МП как комплексной отрасли права: предмет и метод правового регулирования МП.

МП как комплексная наука – это право МСУ, т.е. городского или сельского самоуправления, избираемого населением для решения вопросов местного значения. Комплексная отрасль права, вторичное, производное образование.

Предмет МП – это общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

а) территориальных, финансово-экономических, правовых основ МСУ и государственных гарантий его осуществления;

б) организационно-правовых форм существования МСУ;

в) полномочий органов МСУ по решению местных вопросов;

г) отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы МСУ

Метод МП – совокупность приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений:

а) установление конкретных правомочий и обязанностей участников отношений (в ходе выборов, деятельность органов МСУ);

б) метод властеотношений, выражающийся в наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями, в соответствии с законом, и возложение на другую сторону обязанности подчиняться их велениям;

в) классические способы воздействия на участников ОО – дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в ОО.

Определение – Муниципальное право – это комплексная наука российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, в которых закреплены территориальные, финансово-экономические, правовые основы МСУ, государственные гарантии и организационно-правовые формы его осуществления, полномочия органов МСУ в решении вопросов местного значения, а также отдельных государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

Система МП как учебной дисциплины.

МП как учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем наука, поскольку изучается в рамках программ, тематических и учебных планов учебного курса.

Задачи МП, как учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его осуществления, полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы МСУ.

Система учебной дисциплины МП имеет следующие составные части:

1) МП, как комплексная отрасль права, как научная и учебная дисциплина – изучает предмет МП; методы правового регулирования; особенности, источники и систему МП; субъектов ОО; основные методы научных исследований; задачи науки МП и учебной дисциплины МП.

2) Основы местного самоуправления – понятие и содержание территориальных, ФЭ, правовых основ МСУ и государственных гарантий его осуществления.

3) Система МСУ – понятие системы МСУ; формы волеизъявления граждан при осуществлении МСУ; структура, принцип организации и деятельности органов МСУ; особенности представительного органа и главы МСУ; принципиальные черты депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ; отличительные признаки ТОСУ.

4) Основные полномочия органов МСУ – понятие полномочия органов МСУ; содержание основных полномочий органов МСУ в различных сферах ОО (социальная, культурная, хозяйственное строительство, ООП, отдельные государственные полномочия).

Система организационно-правовых форм работы ОМС

Классификация:

I. По статусу лиц, которые осуществляют полномочия ОМС:

1) формы деятельности представительных ОМС

2) формы деятельности выборных должностных лиц МС

3) формы деятельности местной администрации – исполнительных ОМС

4) формы работы органов территориального общественного самоуправления

II. По кругу вопросов, разрешаемых различными ОМС

1) формы работы ОМС общей компетенции

2) формы работы ОМС специальной компетенции

III. По назначению

1) представительные

2) исполнительные

3) контрольные

Вопрос.

Принцип гласности деятельности органов системы муниципального управления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов власти. Принцип гласности способствует демо кратизации управленческой деятельности, ее подконтрольности обществу, а также позволяет гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы; права и свободы. Способы обеспечения гласности отражаются в нормах муниципального права и формируются в практике местного самоуправ ления.
Последовательное осуществление принципа гласности в деятельности муниципальных органов дает возможность гражданам контролировать работу муниципальных органов при решении вопросов местного значения. Эффектив ность такого контроля зависит от организации и работы муниципальной ин формационной службы, а также от того, как созданы условия для деятельности средств массовой информации муниципального образования. Поэтому наи более важные проекты социально-экономического развития муниципаль ных образований должны публиковаться для обсуждения их населением и учитываться при принятии решений.

Представительная функция.

Ее содержание направлено на обеспечение максимально полного представления интересов населения, проживающего на территории МО, в выборных органов местного самоуправления также на привлечение как можно большего количества граждан в решении вопросов местного значения. Форма реализации – использование различных форм представительной и непосредственной прямой демократии. # - организация и проведение муниципальных выборов.

2. Функция осуществления планов комплексного хозяйственного и социально – культурного развития на подведомственной территории.

Содержание функции в том, что органы местного самоуправления должны стремиться к тому, чтобы наиболее эффективно использовать уже имеющуюся материально-финансовую базу. # - формирование местного бюджета.

Вопрос.

Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управле ния и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.
Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Тем самым государ ство признает и гарантирует, а также обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, т.е. речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве реше ний, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни. Критериями контроля законности является местное управление, осуще ствляющееся только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и законом; данный контроль должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.
Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц сис темы муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора. На практике для контроля за соблюдением законности принимаемых решений и действий прокурор или его заместители приносят протест на проти воречащий закону правовой акт органу или должностному лицу системы мест ного управления, которые издали этот нормативный правовой акт, или обра щаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Прокурор и его заместители имеют право присутство вать на заседаниях органов системы муниципального управления любого му ниципального образования, участвовать в рассмотрении внесенных ими пред ставлений и протестов.
Требования принципа законности должны быть отражены в уставе муни ципального образования. Если устав муниципального образования противоре чит Конституции РФ и законам, муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.

Вопрос.

Этот принцип позволяет совершенствовать систему органов управления муниципальным образованием при участии населения, повышать активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за деятельностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу госу дарственной и общественной жизни, расширять гласность.
Население участвует в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании социально-экономического развития муниципальных образований, в обсуждении и решении вопросов управления и использования средств, предназначенных для социально-экономического развития, а также социально-культурных мероприятий муниципальных образований.
В практике муниципального управления существуют разнообразные формы участия населения в процессе управления муниципальным образованием: через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно и через советы, комиссии, конференции, референдумы и др., по этому органы муниципального управления должны создать условия для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Это могут быть выборные органы местного самоуправления, эффективное использование в муниципальной деятельности населения для решения социально-экономических вопросов развития муниципальных образований, обеспечение материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.
Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.
Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению.
Устав муниципального образования регулирует процесс участия населения в управлении муниципальным образованием через порядок отзыва, выражение недоверия населением, досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.
Эффективность и активность участия населения в процессе решения проблем местного значения, а также контроль зависят от информированности граждан о работе органов местного самоуправления и состояния муниципального хозяйства, а также от реализации принципа гласности муниципальной деятельности.

Вопрос.

городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

К вопросам местного значения городского округа относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;

15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

18) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

19) обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;

(п. 19 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

27) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов;

33) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;

34) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе;

Статья 16.1. Права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа

1. Органы местного самоуправления городского округа имеют право на:

1) создание музеев городского округа;

3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

8) создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи.

Вопрос.

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

6.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

2. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Вопрос. Изменение границ.

1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

2.1. Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

4. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

5. Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной пунктом 6 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Вопрос.

Существуют следующие теории местного самоуправления:

Теория свободной общины;

§ «Общественная» (хозяйственная) теория;

§ Государственная теория.

Теория свободной общины

1. Опирается на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.

2. Самостоятельность и независимость общины от государства связаны с самой природой общины, которая исторически предшествовала государству.

3. Государство не создает общину, а лишь признает ее.

4. Признается существование не только трех традиционных ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой — муниципальной власти.

Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 — 40-х годов XIX века. Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и «общинная» (муниципальная) власть.

«Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления

Основывалась на идее противопоставления государственной власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление — это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины — это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.

«Общественная» теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. «Общественная» теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами». Дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмешательства государства. В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них «в чистом виде» местные хозяйственные дела.

«Государственная» теория самоуправления

Государственная концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством, формулируя вывод о соотношении государства и местного самоуправления.

В зарубежных государствах функционируют различные модели местного самоуправления. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Иные муниципальные системы

Наряду с указанными муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и иные системы - как разновидности двух основных систем, так называемые смешанные системы, так и отдельные модели местного самоуправления. В качестве последней многими авторами называется местное (коммунальное) управление ФРГ.

Вопрос.

Невыборный глава местной администрации может иметь своих заместителей, которых либо назначает самостоятельно (если это разрешает устав муниципального образования), либо по согласованию с представительным органом или главой муниципального образования (в соответствии с уставом). На практике, однако, такие назначения без предварительного обсуждения с главой муниципального образования или в представительном органе, с его председателем, другими членами не производится. Обычно руководитель администрации (независимо от того, занимает или нет эту должность глава муниципального образования) имеет заместителей по финансово-экономической деятельности, коммунально-бытовому обслуживанию, социальной поддержке населения и др.

Вопрос.

Партии, выражая политическую волю своих членов, ставят основными задачами участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов.
Партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Партии равны перед законом.
Партии имеют право выдвигать кандидатов в народные депутаты, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, оформлять группы своих сторонников - депутатов в соответствующих Советах народных депутатов.
Массовые общественные движения преследуют политические или иные цели и не имеют фиксированного членства.
Военнослужащие и лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
Профессиональные союзы во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями, кооперативными и иными общественными объединениями представляют и защищают интересы членов профессиональных союзов в области производства, социально-экономической и культурной областях. Все профессиональные союзы равны перед законом.
Политические партии и профессиональные союзы имеют только фиксированное индивидуальное членство.

вопрос. Понятие МП как комплексной отрасли права: предмет и метод правового регулирования МП.

МП как комплексная наука – это право МСУ, т.е. городского или сельского самоуправления, избираемого населением для решения вопросов местного значения. Комплексная отрасль права, вторичное, производное образование.

Предмет МП – это общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

а) территориальных, финансово-экономических, правовых основ МСУ и государственных гарантий его осуществления;

б) организационно-правовых форм существования МСУ;

в) полномочий органов МСУ по решению местных вопросов;

г) отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы МСУ

Метод МП – совокупность приемов, способов, средств воздействия на участников общественных отношений:

а) установление конкретных правомочий и обязанностей участников отношений (в ходе выборов, деятельность органов МСУ);

б) метод властеотношений, выражающийся в наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями, в соответствии с законом, и возложение на другую сторону обязанности подчиняться их велениям;

в) классические способы воздействия на участников ОО – дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в ОО.

Определение – Муниципальное право – это комплексная наука российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, в которых закреплены территориальные, финансово-экономические, правовые основы МСУ, государственные гарантии и организационно-правовые формы его осуществления, полномочия органов МСУ в решении вопросов местного значения, а также отдельных государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

Система МП как учебной дисциплины.

МП как учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем наука, поскольку изучается в рамках программ, тематических и учебных планов учебного курса.

Задачи МП, как учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его осуществления, полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы МСУ.

Система учебной дисциплины МП имеет следующие составные части:

1) МП, как комплексная отрасль права, как научная и учебная дисциплина – изучает предмет МП; методы правового регулирования; особенности, источники и систему МП; субъектов ОО; основные методы научных исследований; задачи науки МП и учебной дисциплины МП.

2) Основы местного самоуправления – понятие и содержание территориальных, ФЭ, правовых основ МСУ и государственных гарантий его осуществления.

3) Система МСУ – понятие системы МСУ; формы волеизъявления граждан при осуществлении МСУ; структура, принцип организации и деятельности органов МСУ; особенности представительного органа и главы МСУ; принципиальные черты депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ; отличительные признаки ТОСУ.

4) Основные полномочия органов МСУ – понятие полномочия органов МСУ; содержание основных полномочий органов МСУ в различных сферах ОО (социальная, культурная, хозяйственное строительство, ООП, отдельные государственные полномочия).

Наши рекомендации