Тема 13. Конституционные основы местного самоуправления
Тема 13. Конституционные основы местного самоуправления
В Российской Федерации
1. Понятие, конституционные принципы и гарантии местного самоуправле-
ния в Российской Федерации
1.1. Понятие местного самоуправления в современной России;
1.2. Конституционные принципы местного самоуправления;
1.3. Гарантии местного самоуправления.
2. Конституционно-правовые основы местного самоуправления
2.1. Конституция РФ и международные акты о местном самоуправлении;
2.2. Нормативные правовые акты о местном самоуправлении в Россий-
ской Федерации и субъектах РФ;
2.3. Нормативные правовые акты муниципальных образований.
Конституционно-правовые основы местного самоуправления
Конституция РФ и международные акты о местном
Самоуправлении
Под конституционно-правовой основойместного самоуправления понимаются федеральные,региональные, (субъектов РФ) и муниципальные нормативныеакты, в которыхсодержится нормы муниципального права.
Систему нормативных правовых актов, регламентирующих дея-тельность местного самоуправления в России, можно разделить на четыре основных уровня, в том числе:
· международные акты (общепризнанные принципы и нормы между-народного права; международные договоры РФ);
· федеральное законодательство;
· законодательство субъектов РФ;
· нормативные правовые акты местного самоуправления.
Федеральное законодательство включает в себя КонституциюРФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы ирас-поряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительнойвласти, акты КонституционногоСуда РФ по вопросам местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы инормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные в установленном порядке, входят вправовую систему России. Основным международно-правовым актом, регулирующим муниципалыю-правовые отношения, является Европейская Хартия местного самоуправления, при-нятая Советом Европы 15 октября 1985 г., подписанная Российской Федера-цией в феврале1996 г. и ратифицированная федеральным законом в апреле 1998 г. Официально Хартия вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г.
Целью Европейской Хартии является восполнение отсутствия обще-европейских нормативов определения и защиты прав местныхорганов власти. В нейсодержатся принципы организации идеятельности органов местного самоуправления, указывается необходимость конституционных и правовых основ местного самоуправления. Согласно Европейской Хартии органы местного самоуправления составляют основу любого демокра-тического строя, а право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к важнейшим принципам современного демократического госу-дарства.
Европейская Хартии местного самоуправления определяет местное самоуправлениекак «право и реальную способностьместных властейрегламентировать значительную частьпубличных дел и управлятьею, дейст-вуя в рамках закона, под свою ответственность ив интересах местного насе-ления». Это определение весьма прагматично, поскольку не ограничивается правом органов местного самоуправления самостоятельно принимать решения, но подчеркивает реальную способность это делать.
В целом положенияЕвропейской Хартии местного самоуправления следует рассматривать как общие принципы, определяющие политику госу-дарства по отношению к органам муниципального уровня.
Конституция РФ признала объективную необходимость существования местного самоуправления и его правовых гарантий на высшем законода-тельном уровне. Так, ст. 3 Конституции РФ закрепляет местное само-управление как важную форму народовластия. В ст. 12 местное самоуправление, его самостоятельность и автономность определены вкачестве одной изоснов конституционного строя. Помимо этого, вКонституции РФ имеется специальная гл. 8 (ст. 130—133), посвященнаяместному самоуправ-лению.
Статья 130 Конституции РФ, развивая норму о местном самоуправлениикак одной из основ конституционного строя, содержит понятие местного самоуправления и егоосновную цель — обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения. В этой главе закрепляютсяосновные организационно-правовые формы осуществления местного само-управления. Среди них - формы непосредственной демократии: местный референдум, местные выборы и другиеформы прямого волеизъявления, а также формы представительной демократии — осуществлениеместного самоуправления черезвыборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131 КонституцииРФ определяет территориальную основу местного самоуправления. Территориями, на которых осуществляется местное самоуправление, являются городские, сельские поселения и другие территории с учетом исторических и иных местных традиций. Чаще всего территориями местного самоуправления выступают отдельные насе-ленные пункты, которые наделяются статусом муниципальных образова-ний. Возможно создание муниципальных образованийна территории нескольких близлежащих населенных пунктов.
В ст. 132 Конституции РФ определяются основные функции и полно-мочия органов местногосамоуправления. Примечательно, что конституцион-ные положениядопускают наделение органовместного самоуправления от-дельными государственными полномочиями. Наделение полномочиями мо-жет осуществляться в форме их передачи или делегирования.
Передача полномочий представляетсобой способ регулирования полно-мочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномо-чие государственного органа исключается из его компетенции и вклю-чается в компетенцию органов местного самоуправления.
Делегирование полномочий — это предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Наделение полномочиями может распространяться на всю систему органов местного самоуправления, на органы одного вида, уровня или региона, в границах одной административно-территориальнойединицы.
Согласно КонституцииРФ органы местного самоуправления наделяют-ся отдельными государственнымиполномочиями законом, что сопровожда-ется передачей муниципальным образованиям необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное условие, гарантирующее, во-первых, само осуществление полно-мочий, а во-вторых, продолжение выполнения местным самоуправлением присущих ему главных функций. Еще одно условие, связанное с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, заключается в возможности контроля со стороны госу-дарства за их реализацией. Такой контроль, пообщему правилу, означает возможность право и возможность соответствующихгосударственных орга-нов давать указания органам местного самоуправления по поводу реализа-ции переданных полномочий, оцениватьпринимаемые ими решения сточки зренияне только законности, но и целесообразности,а также отменятьпри необходимости такие решения или приостанавливать их.
Статья 133 Конституции РФ предусматривает некоторые особо значи-мые государственные гарантии осуществления в Российской Федерации мест-ного самоуправления.
Судебная защита является эффективным универсальным средством государственной охраны любых нарушенных прав, в том числе права на местное самоуправление. В случае если государственные органы или должностныелипа устанавливают препятствия для самостоятельного и независимого осуществления органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий, суд может в установленном порядкеотме-нить акт органа государственной властии должностного лица, нарушаю-щийправа и законные интересы местного самоуправления.
Важной гарантией,направленной на защиту экономической основыместного самоуправления, является предусмотренная Конституцией РФ обязан-ность государственных органов компенсировать дополнительные расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти.Такие расходы должны компенсироваться органами, принявшими эти решения, в полном объеме.
К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит запрет на ограничение прав местного самоуправления. Такой запрет обусловлен организационной самостоятельностью и обособленностью местного само-управления.
Таким образом, Конституция РФ устанавливает основы местного самоуправления, создает базу для текущего законодательства в этой сфере.
Тема 13. Конституционные основы местного самоуправления
В Российской Федерации
1. Понятие, конституционные принципы и гарантии местного самоуправле-
ния в Российской Федерации
1.1. Понятие местного самоуправления в современной России;
1.2. Конституционные принципы местного самоуправления;
1.3. Гарантии местного самоуправления.
2. Конституционно-правовые основы местного самоуправления
2.1. Конституция РФ и международные акты о местном самоуправлении;
2.2. Нормативные правовые акты о местном самоуправлении в Россий-
ской Федерации и субъектах РФ;
2.3. Нормативные правовые акты муниципальных образований.