Тема 13. Конституционные основы местного самоуправления

Тема 13. Конституционные основы местного самоуправления

В Российской Федерации

1. Понятие, конституционные принципы и гарантии местного самоуправле-

ния в Российской Федерации

1.1. Понятие местного самоуправления в современной России;

1.2. Конституционные принципы местного самоуправления;

1.3. Гарантии местного самоуправления.

2. Конституционно-правовые основы местного самоуправления

2.1. Конституция РФ и международные акты о местном самоуправлении;

2.2. Нормативные правовые акты о местном самоуправлении в Россий-

ской Федерации и субъектах РФ;

2.3. Нормативные правовые акты муниципальных образований.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления

Конституция РФ и международные акты о местном

Самоуправлении

Под конституционно-правовой основойместного са­моуправления понимаются федеральные,региональные, (субъектов РФ) и муниципальные нормативныеакты, в которыхсодержится нормы муниципального права.

Систему нормативных правовых актов, регламенти­рующих дея-тельность местного самоуправления в России, можно разделить на четыре основных уровня, в том числе:

· меж­дународные акты (общепризнанные принципы и нормы между-народного права; международные договоры РФ);

· федеральное законодательство;

· законо­дательство субъектов РФ;

· нормативные правовые акты местного самоуправления.

Федеральное законодательство включает в себя Консти­туциюРФ, Федеральные конституционные законы, феде­ральные законы, указы ирас-поряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, норма­тивные акты федеральных органов исполнительнойвласти, акты КонституционногоСуда РФ по вопросам местного са­моуправления.

Согласно Конституции РФ общепризнанные прин­ципы инормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные в установленном порядке, входят вправовую систему России. Основ­ным международно-правовым актом, регулирующим муниципалыю-правовые отношения, является Европейская Хартия местного самоуправления, при-нятая Советом Евро­пы 15 октября 1985 г., подписанная Российской Федера-ци­ей в феврале1996 г. и ратифицированная федеральным законом в апреле 1998 г. Официально Хартия вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г.

Целью Европейской Хартии является восполнение от­сутствия обще-европейских нормативов определения и за­щиты прав местныхорганов власти. В нейсодержатся принципы организации идеятельности органов местного самоуправления, указывается необходимость конституци­онных и правовых основ местного самоуправления. Соглас­но Европейской Хартии органы местного самоуправления составляют основу любого демокра-тического строя, а право граждан участвовать в ведении государственных дел отно­сится к важнейшим принципам современного демократиче­ского госу-дарства.

Европейская Хартии местного самоуправления опреде­ляет местное самоуправлениекак «право и реальную спо­собностьместных властейрегламентиро­вать значительную частьпубличных дел и управлятьею, дейст-вуя в рамках закона, под свою ответственность ив интересах местного насе-ления». Это определение весьма прагматично, поскольку не ограничивается правом органов местного самоуправления самостоятельно принимать реше­ния, но подчеркивает реальную способность это делать.

В целом положенияЕвропейской Хартии местного са­моуправления следует рассматривать как общие принципы, определяющие политику госу-дарства по отношению к орга­нам муниципального уровня.

Конституция РФ признала объективную необходимость существования местного самоуправления и его правовых гарантий на высшем законода-тельном уровне. Так, ст. 3 Конституции РФ закрепляет местное само-управление как важную форму народовластия. В ст. 12 местное самоуправ­ление, его самостоятельность и автономность определены вкачестве одной изоснов конституционного строя. По­мимо этого, вКонституции РФ имеется специальная гл. 8 (ст. 130—133), посвященнаяместному самоуправ-лению.

Статья 130 Конституции РФ, развивая норму о мест­ном самоуправлениикак одной из основ конституцион­ного строя, содержит понятие местного самоуправления и егоосновную цель — обеспечение самостоятельного реше­ния населением вопросов местного значения. В этой главе закрепляютсяосновные организационно-правовые формы осуществления местного само-управления. Среди них - фор­мы непосредственной демократии: местный референдум, местные выборы и другиеформы прямого волеизъявления, а также формы представительной демократии — осущест­влениеместного самоуправления черезвыборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131 КонституцииРФ определяет территориаль­ную основу местного самоуправления. Территориями, на которых осуществляется местное самоуправление, явля­ются городские, сельские поселения и другие территории с учетом исторических и иных местных традиций. Чаще всего территориями местного самоуправления выступают отдельные насе-ленные пункты, которые наделяются статусом муниципальных образова-ний. Возможно создание муниципальных образованийна территории нескольких близлежащих населенных пунктов.

В ст. 132 Конституции РФ определяются основные функ­ции и полно-мочия органов местногосамоуправления. При­мечательно, что конституцион-ные положениядопускают наделение органовместного самоуправления от-дельными го­сударственными полномочиями. Наделение полномочиями мо-жет осуществляться в форме их передачи или делегиро­вания.

Передача полномочий представляетсобой способ регулирования полно-мочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномо-чие государственного органа исклю­чается из его компетенции и вклю-чается в компетенцию органов местного самоуправления.

Делегирование полномочий — это предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местно­го самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Наделение полномочиями может распростра­няться на всю систему органов местного самоуправления, на органы одного вида, уровня или региона, в границах одной административно-территориальнойединицы.

Согласно КонституцииРФ органы местного самоуправ­ления наделяют-ся отдельными государственнымиполномочиями зако­ном, что сопровожда-ется передачей муниципальным образованиям необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное условие, гарантирующее, во-первых, само осуществление полно-мочий, а во-вторых, продолже­ние выполнения местным самоуправлением присущих ему главных функций. Еще одно условие, связанное с наделе­нием органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями, заключается в возможности контроля со стороны госу-дарства за их реализацией. Такой контроль, пообщему правилу, означает возможность право и возможность соответствующихгосударственных орга-нов давать указания органам местного самоуправления по поводу реализа-ции переданных полномочий, оцениватьпринимаемые ими решения сточки зренияне только законности, но и целе­сообразности,а также отменятьпри необходимости такие решения или приостанавливать их.

Статья 133 Конституции РФ предусматривает некото­рые особо значи-мые государственные гарантии осуществле­ния в Российской Федерации мест-ного самоуправления.

Судебная защита является эффективным универсаль­ным средством государственной охраны любых нарушен­ных прав, в том числе права на местное самоуправление. В случае если государственные органы или должностныелипа устанавливают препятствия для самостоятельного и независимого осуществления органами местного само­управления принадлежащих им полномочий, суд может в установленном порядкеотме-нить акт органа государствен­ной властии должностного лица, нарушаю-щийправа и за­конные интересы местного самоуправления.

Важной гарантией,направленной на защиту экономиче­ской основыместного самоуправления, является предусмот­ренная Конституцией РФ обязан-ность государственных органов компенсировать дополнительные расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате реше­ний, принятых органами государственной власти.Такие расходы должны компенсироваться органами, принявшими эти решения, в полном объеме.

К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит запрет на ограничение прав местного самоуправле­ния. Такой запрет обусловлен организационной самостоя­тельностью и обособленностью местного само-управления.

Таким образом, Конституция РФ устанавливает основы местного самоуправления, создает базу для текущего зако­нодательства в этой сфере.

Тема 13. Конституционные основы местного самоуправления

В Российской Федерации

1. Понятие, конституционные принципы и гарантии местного самоуправле-

ния в Российской Федерации

1.1. Понятие местного самоуправления в современной России;

1.2. Конституционные принципы местного самоуправления;

1.3. Гарантии местного самоуправления.

2. Конституционно-правовые основы местного самоуправления

2.1. Конституция РФ и международные акты о местном самоуправлении;

2.2. Нормативные правовые акты о местном самоуправлении в Россий-

ской Федерации и субъектах РФ;

2.3. Нормативные правовые акты муниципальных образований.

Наши рекомендации