Методы поиска работы соискателем
Из-за недостаточного практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, часто и неподготовленности к конкуренции на рынке труда, найти место работы молодым гражданам становится все сложнее. Это связано, в частности, с тем, что рынок образовательных услуг оказался не готовым оперативно реагировать на спрос работодателей, что вызывает возникший дефицит квалифицированных работников по многим профессиям.
Существует ряд способов поиска работы, среди которых:
1. Поиск работы по рекомендациям знакомых или родственников (использование помощи, которую могут предложить друзья, родственники или знакомые, однако здесь, как правило, больше шансов у опытных и профессиональных специалистов).
2. Поиск работы через агентства по трудоустройству.
3. Поиск работы через кадровое агентство(организация, оказывающая услуги работодателям по поиску и подбору персонала) Вопрос о кадровых агентствах рассматривался подробно в теме 2.2.
4. Поиск работы через рекрутинговые фирмы (от кадровых агентств отличаются тем, что для соискателей их услуги обычно бесплатны — подбор кадров оплачивают работодатели, см. тему 2.2)
5. Анализ объявлений о вакансиях (газеты, бегущая строка ТV, интернет;самое главное при просмотре вакансий — научиться быстро отсекать бесполезные, т.е. те объявления, которые только крадут Ваше время и не стоят усилий, которые Вы потратите на телефонные звонки или проезд к таким работодателя).
Лицу, занимающемуся поиском работы, предлагаем ряд рекомендаций:
· Не ждите, что вам кто-то позвонит и предложит хорошенькое место — активно действуйте сами.
· Для достижения успеха нужно охватить максимальное число вариантов. Знакомые, друзья, бывшие сотрудники, руководители практики(не стесняйтесь рассказывать всем о том, что ищете работу, не стесняйтесь спрашивать, не знают ли они об открывшихся местах), «желтые страницы», объявления, Интернет — придется прибегнуть ко всему
· При выборе вакансии (ий) грамотно составить свое резюме. Оно понадобится для рассылки работодателям.
· Но самое главное: не упускайте деталей при трудоустройстве. Любой работодатель без труда сможет нарисовать красивую картинку вашего будущего места работы, хотя на самом деле работа не так уж заманчива. Детали важны везде и всегда. Вы должны твердо себе уяснить, сколько вам собираются платить, за что и как. Постарайтесь, чтобы не было различных неточностей и приблизительностей. Незначительные детали порой оказываются очень важными, особенно если речь идет о деньгах. При выяснении интересующих вас вопросов не стесняйтесь показаться непонятливым. Серьезные люди никогда не обвинят вас в занудстве.
Вопросы для самопроверки:
1.Перечислите ключевые элементы кадровой политики предприятия.
2.Перечислите этапы отбора и приема персонала.
3.Приведите способы поиска работы.
4.Проанализируйте степень важности рекомендаций при поиске работы.
ТЕМА 4. ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЗЮМЕ И ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Сопроводительное письмо к резюме является не только признаком хорошего тона. Обязательно напишите такое письмо, и оно выполнит для вас несколько полезных функций. Самое главное – если письмо составлено грамотно и без использования слишком уж тривиального подхода, то оно позволит выделить вас среди многих других кандидатов на открытую вакансию.
Вы сможете донести до читающего дополнительные доводы в свою пользу, сделав в письме акцент на «правильных» темах. В случае необходимости в сопроводительном письме представляют требующиеся пояснения (если вы предполагаете, что могут возникнуть сомнения при дальнейшем изучении вашего резюме). Например, почему сменили вид деятельности, чем вызван длительный перерыв в работе, почему уровень занимаемой должности ниже на последнем месте работы и т.п. Иными словами сопроводительное письмо призвано заинтересовать работодателя или специалиста кадрового агентства рассмотреть ваше резюме более внимательно.
Для того, чтобы написатьдостойное сопроводительное письмо к резюме попробуйте понять, что хочет в итоге получить работодатель, и действуйте исходя из этих соображений. Приложите усилия, чтобы как можно больше узнать о компании, в которой вы стремитесь работать. Используйте все доступные источники – Интернет, СМИ, своих знакомых и т.д. Если место предполагаемой работы солидное, и вы действительно настроены там работать, то потратьте свое время. В дальнейшем это окупиться. Вы реально сможете увеличить свои шансы.
Для отправки резюме на бумаге сопроводительное письмо к нему оформляют на стандартных листах (форматаА-4) согласно правилам деловой переписки. Текст должен уместиться на 1 листе (буквально несколько абзацев). Все должно быть изложено лаконично, никто не будет читать длинные послания (время ограничено). Ошибки в тексте исключить.
Для отправки по электронной почте текст сопроводительного письма пишут непосредственно в теле сообщения, резюме посылают как вложение.
Сначала в сопроводительном письме идет приветстви. Людям приятно, когда к ним обращаются по имени. Поэтому постарайтесь узнать имя контактного лица. Действуйте в зависимости от обстоятельств – узнать можно в объявлении о вакансии, на сайте компании, позвонив в саму компанию.
Во вводной части письма сообщите, на какую должность претендуете и из какого источника получена информация о вакансии (например, сайт в Интернете, газета, ваши знакомые).
Напишите в сопроводительном письме о вашем профессиональном опыте и достижениях (в худшем случае о навыках). Все должно быть кратко и интересно для работодателя, т.е. информация должна иметь отношение к выбранной должности и давать представление о том, какая будет польза компании от вашей персоны. Затем целесообразно сделать ссылку на прилагаемое резюме для получения более подробных сведений.
Будет не лишним написать, почему вы заинтересованы получить работу именно в этой компании.
В завершающей части письма можно сообщить о готовности прийти на собеседование. Можно написать о вашем желании через несколько дней позвонить, чтобы узнать о результате рассмотрения вашего резюме, или о вашем желании ожидать телефонный звонок от работодателя. Для дела эффективнее конечно будет позвонить самому (напомните о себе, покажите свою активность и заинтересованность).
Не забудьте подписать свое письмо и оставить контактные данные для связи с вами.
В сопроводительном письме не должно быть требовательного тона или наоборот мольбы и льстивости. Не следует обсуждать желаемую зарплату, почему вы заняты поиском нового места работы, а так же любые моменты, которые могут вызвать негативную реакцию работодателя. Все эти вопросы неизбежно возникнут во время проведения последующего собеседования. Необходимо только попасть на него, в положительном случае будьте готовы ответить на эти и другие каверзные вопросы.
В идеале каждый раз, когда вы отправляете свое резюме необходимо имеющийся у вас образец сопроводительного письма корректировать в зависимости от компании и выбранной позиции или написать новый его вариант.
Ниже приведены основные позиции написания резюме, включающего информацию о личности кандидата на замещение вакантной должности, его месте проживания, семейном положении, уровне образования и опыте работы, а также дополнительную, но весьма важную информацию. Резюме выполняется на 1-2 печатных листах, имеет четкую специфику отражения образования и опыта работы по мере отдаления от момента написания, чтобы ближайшая к моменту трудоустройства информация была воспринята работодателем в самом начале.
Резюме
1. ФИО
2. Дата рождения
3. Адрес, телефон, электронный адрес
4. Семейное положение
5. Цель поступления на работу
6. Образование ( в порядке удаления от настоящего времени)
6.1 Основное
6.2 Дополнительное
7. Опыт работы ( в порядке удаления от настоящего времени)
С указанием результатов работы и достижений
8. Дополнительная информация
8.1 Знание иностранных языков
8.2 Наличие водительского удостоверения
8.3 Спорт и пр.
Дата составления Личная подпись