Занятия 4-5: Развитие западной педагогики в XVII-XVIII вв. Школа и педагогика Запада в Х1Х в. Западная педагогика ХХ в.
Занятие 8-9: Развитие педагогики России XIX в.
Задачи:
- выявить предпосылки реформ в сфере народного образования;
- охарактеризовать педагогические взгляды основоположника русской научной педагогики К.Д. Ушинского;
- определить итоги развития теории и практики российского образования к концу XIX в.
План:
1. Феноменологическая сущность основных понятий темы:самобытность российской педагогики, педагогическая антропология, свободное образование, народная педагогика.
2. Общественно-педагогическое движение и его результаты. Н.И. Пирогов и его статья «Вопросы жизни».
3. Вклад Л.Н. Толстого в общественное движение за народную школу.
4. К.Д. Ушинский – основоположник отечественной педагогической науки.
5. Школьные реформы 60-80-х годов 19 века.
6. Новый образовательный проект и его активные идеологи конца 19-го – начала ХХ века.
Методический материал в помощь подготовки к занятию:
1).Вопросы и задания для домашней работы:
1. Составьте и заполните таблицу «Реформы образования в России в XIX в», указав: время проведения, цель, содержание, результат, значение для развития отечественного образования.
2. Каким образом соотносится современное понимание педагогики как науки с ее трактовкой, предложенной Ушинским?
3. Какие из педагогических идей Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского было бы целесообразно использовать в практике современного образования?
4. Сравните идеи Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля на проблему свободного воспитания.
a. Литература:
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М., 1987.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX века. – М., 1990.
- Богуславский М.В. Слово о Вентцеле// Свободное воспитание. – 1992. - №10. – С.21.
- Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике нач. XX века// Педагогика. – 2000 - №4 – С.63-70.
- История образования России (в V частях)/ Авторы-сост. Т.К. Ахаян и др.; Под общ. ред. Т.К. Ахаян. – СПб., 1997-1998.
- История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учебн. Заведений /Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд., стереотип.– М.: Изд-ий центр «Академия», 2000.
- Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.). – М., 1993.
- Сафонова З.Г. История образования в России: Учебное пособие к курсу «Философия и история образования»: В 2ч. – Оренбург, 1997-1998. И др.
3).Вопросы для самоконтроля:
1.В чем состоит сущность школьных реформ царского правительства России в рассматриваемый период?
2. Почему К.Д. Ушинский является основоположником русской национальной системы воспитания?
3. Каково значение идей Н.И. Пирогова в развитии общественно-педагогического движения в России?
4. В какой степени идея свободы образования укоренилась в современной педагогической теории и практике?
4).Тематика творческих работ:
1.Начальная школа в России.
2. Система подготовки учителей.
3. Как организовать современную школу, творчески используя идеи Ушинского.
4. Педагогические взгляды Н.И. Водовозова.
5).Методические рекомендации:
XIX в. ознаменовался в России серией либеральных реформ, проводимых Александром I. Развитие системы образования в России продолжается по западному образцу. В то же время со второй четверти рассматриваемого периода предпринимаются серьезные попытки выявить и обосновать самобытные черты русской педагогики, раскрыть ее уникальный характер. В процессе изучения данной темы необходимо обратить внимание на следующие моменты: реформы в сфере народного образования в России сменялись контрреформами; огромное влияние на развитие образования в России оказали идеи западной педагогики; отечественная педагогика в рассматриваемый период имеет свой, самобытный характер.
СЛОВАРЬ
Азбуковники –своеобразный вариант энциклопедии. В них публиковались правила для учащихся и учителей, образцы написания писем к высшим лицам и благодетелям, сведения из грамматики и т. д. Важной частью содержания азбуковников были указания на способ обучения юношества, школьную дисциплину, на школьные порядки, на правила поведения учащихся дома, в школе, в церкви и на улице. Правила поведения, имеющиеся в азбуковниках, свидетельствуют, что школьная дисциплина была тесно связана с учением о вере, хождение в церковь вменялось в непременную обязанность учащимся. Азбуковники не обходили вопрос и о наказании нерадивых и ленивых учеников.
Академическая гимназия – первая в России государственная светская средняя общеобразовательная школа. Она существовала в Петербурге в период с 1726 по 1805 год. Первоначально гимназия готовила студентов для Академического университета. В ней имелось два отделения: немецкий и латинский классы, обучение в первом длилось три года, во втором – два.
Аксиологический подход– это подход, который основывается на положениях аксиологии, т.е. теории ценностей. Познание сущности ценностей на личностно-смысловом уровне помогает раскрыть значение этой категории для анализа явлений конкретной педагогической реальности (И.Ф. Исаев).
Анализ (от греч. – разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).
Антропологический подходосновывается на положении о необходимости рассмотрения историко-педагогических процессов с точки зрения проблемы человека как предмета воспитания, обращение внимания на структуру личности, процесс развития человека, его особенности, состояние внутреннего мира, интеллектуально-мыслительное, эмоционально-чувственное становление.
Биографический метод– это способ постижения историко-педагогического знания, позволяющий дать характеристику педагогической системы какого-то видного педагога в конкретно-исторической обстановке.
Братские школы– это учебные заведения, существовавшие в Центральной и Восточной Европе в XV-XVIII вв. Основателями брастких школ выступили западные православные братства: Львовское, Киевское, Луцкое, Могилевское, Оршанское, Брестскоеи др.
Волостные училища — начальные школы, существовавшие в России в XIX веке. Они готовили писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
Высшее образование – это совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техник и культуры.
Гимназия – среднее общеобразовательное учебное заведение. Термин «гимназия» заимствован из Древних Афин. Впервые гимназией была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538 году. В XVI-XVIII вв. гимназии стали возникать во многих городах Германии. В XIX в. гимназией назывались средние школы для мальчиков в Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и немецких кантонах Швейцарии.
Дашкова Е.Р. (1743-1810)– это выдающийся деятель отечественной культуры, директор Петербургской академии наук, Президент Российской академии. Главная цель ее деятельности – объединение ученых и писателей в развитии русского языка и отечественной культуры.
Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и как правило, возрастает.
Духовные школы - общеобразовательные учебные заведения гуманитарного типа, где изучали латинский язык, грамматику, историю, географию, арифметику, геометрию, логику или диалектику, риторику, физику, богословие.
Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории.
Звуковой метод обучения – это система упражнений в основе которой лежит выделение отдельных звуков из слов и затем в слиянии их в слова, причем звуки признаются как гласные, так и согласные.
Земские начальные школы — начальные школы в дореволюционной России, открывавшиеся на селе земствами и находившиеся в их ведении.
Имплицитная форма – это педагогическое знание в его сращенности с конкретно – предметным содержанием, то есть это особым образом преобразованное, трансформированное знание об определенной сфере действительности, конфигурованное и адаптированное к целям и условиям обучения. Это форма знания, составляющая содержание предметного обучения.
Историко - педагогическое знание – это знание гуманитарное, причем ярко выраженное, и это знание о социальной реальности, созданной человеком. Как гуманитарное, оно отображает множество мотивационно – смысловых, ценностных факторов и целевых зависимостей, которые являются ключом к открытию и пониманию субъективного мира человека.
Историко – педагогическое познание – это недетерминированная, открытая стратегия мышления, имеющая дело с уникальными ситуациями. Преодолевая существующие неудовлетворительные способы мышления, ученый (исследователь) вынужден становиться методологом, вступая в «гуманитарный скандал» (диалог) с другими методологами. Это позволяет переосмыслить имеющиеся точки зрения и подходы и сделать правильный шаг в дальнейшем развитии историко-педагогического мышления.
Историко-генетического метода состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой педагогической реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта.
Историко-сравнительный метод представляет собой способ выявления сущности изучаемых явлений и по сходству и по различию присущих им свойств, а также проведения сравнения в пространстве и времени, то есть по горизонтали и вертикали.
Исторический подход – это подход, основанный на положении о том, что исследование педагогического объекта обусловливает необходимость выявления предпосылок его возникновения (общественно – исторических, социальных и собственно педагогических); обоснования критериев периодизации и соответственно этапов его развития; определение современного состояния и выявление педагогического потенциала для решения современных проблем образования.
История педагогики и образования – это система знаний об объективных закономерностях становления, развития и функционирования истории образования и педагогической мысли как науки.
Коммерческие училища - средние учебные заведения, существовавшие в дореволюционной России. Они готовили учащихся к коммерческой деятельности.
Культура – это процесс и результат преобразовательной деятельности, совокупность материальных и духовных ценностей, что является основой, целью и содержанием образования молодого поколения, развития всех сущностных сил личности. Культура, пронизывая всю жизнедеятельность общества, является одной из составляющих обобщенного критерия конкретно-исторического бытия.
Культурологический подход – это подход, который базируется на положении о взаимосвязи понятий культуры, опыта человечества и воспитания; реализации образования через культуру, все компоненты которого наполнены человеческим смыслом и служат человеку; способности человека к культурному самоопределению и саморазвитию в мире культурных ценностей.
Лицей – это тип среднего общеобразовательного учебного заведения. В дореволюционной России лицеи – это привилегированные средние и высшие учебные заведения для детей дворян, готовившие государственных чиновников.
Ломоносов М.В. (1711-1765)– это великий русский ученый, заложивший демократические традиции в развитии науки, школы и народного просвещения. Стоял у истоков зарождения высшего образования в России.
Максим Грек (1475-1556)– выдающийся подвижник русского просвещения. Его духовно-педагогической основой явилась Афонская монастырская традиция с религиозно-аскетическим идеалом. Первый его труд – перевод толковой Псалтири. Максим Грек был ярым противником обрядового благочестия, грубого распутства и лихоимства, глубокого невежества и суеверия, усугубляемое широким распространением апокрифической литературы.
Мастера грамоты – это главные деятели народного просвещения и подготовки духовенства. Это были крестьяне или священнослужители без места, делавшие из обучения грамоте промысел. Даже царевен учили мастерицы, состоявшие в дворцовом штате. Кроме собственно мастеров, обучением занимались дьячки иногда монахи, были еще и мастера пения, которые ходили по городам и учили церковному песнопению.
Метод – это способ достижения какой-либо цели или решения, какой либо задачи, совокупность приемов исследования.
Методологические принципынаучного познания и практической исследовательской деятельности представляют собой наиболее общие предписания, указывающие на порядок осуществления познания и практической деятельности и на требования, которым исследовательская деятельность должна соответствовать.
Методологический подход в историко-педагогическом познании –это гносеологическая целостность, включающая исследовательские установки и средства изучения объектов в структуре историко-педагогической действительности.
Методология– это система теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа.
Методология истории педагогики –это система знаний об объективных закономерностях историко-педагогического познания, совокупность методов, применяемых в истории педагогики как науке.
Методы историко-педагогического познанияпредставляют собой то или иное сочетание конкретно-научных педагогических методов, направленных на изучение объекта познания, то есть учитывающих особенности этого объекта, выраженные в специфике историко-педагогического знания. Эти особенности обуславливают отнесение данных методов к теоретическим, так как предполагает «проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов развития и функционирования».
Методы работы с историко-педагогическими текстамипредставляют собой способы овладения значениями и смыслами текста и порождение на этой основе собственных личностных смыслов.
Методы теоретического исследования –это восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод (философские, общенаучные, частнонаучные).
Модель – это аналог, заместитель исследуемого объекта; это система, исследование которой служит средством получения информации и другой системе.
Образование – это культурный процесс, осуществляющийся в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.
Образование – это сфера социокультурной практики человечества, связанная с целенаправленным и специально организуемым «образовыванием человеческого» в человеке.
Объект истории педагогики и образования –всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учетом особенностей их самостоятельной эволюции в самом широком социокультурном и антропологическом контексте.
Онтология( от греч. сущее и слово, понятие, учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Онтология образования – это система необходимых и закономерно выводимых антиномий и синтетических сопряжений всех антиномичных конструкций смысла.
Парадигма –этотеоретические положения, позволяющие разработать и внедрить в практику целостные модели образования, принципиальные для научно – педагогического сообщества, ученых – теоретиков и учителей новаторов (их создающих, развивающих и воплощающих в жизнь).
Парадигмальный подход– это подход, основывающийся на положении о необходимости перейти от трактовки историко-педагогического процесса как линейного к рефлексии его спиралеобразности. Инструментальным выражением парадигмального подхода является метод моделирования, предметом которого провозглашается всемирный историко-педагогический процесс в единстве и многообразии его конкретных проявлений.Это позволяет выстроить схему анализа историко-педагогического процесса, исходя из его внутренних закономерностей.
Педагогическая традиция – это явление педагогической реальности, сущность которого определяет преемственная связь между элементами и/или качественными состояниями (этапами развития) педагогической реальности со свойственными ей представлениями о целях, задачах, сущности педагогического процесса, средствах и механизмах реализации цели; связь, формирующуюся в результате внешней (социально – культурной) детерминации в свете определенных ценностей; связь, обеспечивающую устойчивое развитие педагогической реальности.
Педагогическое знание –этопроверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности (под которой понимаются те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества), ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Педагогическое образование – это система подготовки педагогических кадров для общеобразовательной школы и других учебно-воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах.
Педагогическое познание –это форма отражения тех явлений действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Педагогической парадигмой – это синтез определенных теоретических положений и способов их реализации, ценностных (воспринимаемых и продуцируемых) для данного научного сообщества ученых – педагогов и учителей.
Познание –это высшая форма отражения объективной действительности (в философском плане).
Посошков Иван Тихонович (1652—1726)– подвижник образования, пытавшийся соединить традицию старинного благочестия и воспитания с таким новым для России явлением, как государственная школа. Его «Завещание отеческое к сыну» названо в духе древнерусской традиции, идущей еще от Владимира Мономаха, содержание его вполне отвечало духу эпохи Просвещения.
Принцип альтернативности – это определение степени вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить историко-педагогический опыт, увидеть неиспользованные возможности, извлечь уроки на будущее.
Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии педагогического знаниянаправляет на понимание истории педагогики и образования как результата деятельности не только отдельных ученых и педагогов-практиков, но и всего научно-педагогического сообщества в целом.
Принцип историзма – это исследование и оценку педагогической действительности, в результате чего изучаемый объект рассматривается в процессе его закономерного развития, возникновения и изменения во времени, во взаимной связи с окружающей средой, с другими объектами.Принцип историзма предполагает признание необратимого и преемственного характера изменения действительности.
Принципконструктивно-позитивного анализа истории педагогики и образования акцентирует внимание, в первую очередь, не на упущениях, ошибках и просчетах в педагогических идеях и подходах ученых и практиков, а на выявлении того позитивного, конструктивного и прогрессивного, что сумела достичь в развитии педагогическая мысль в конкретно-исторических условиях.
Принцип концептуального единства – это ориентация исследователя на проведение последовательно определенной концепции, которая позволяет ему соскользнуть на позиции эклектики. Данный принцип представляет единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Принятые исходные положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются.
Принцип объективности – это опора на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое педагогическое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.
Принцип парадигмальной соотнесенности историко-педагогического материала нацеливает на внутреннее согласование содержания научной составляющей исследовательского материала, представленного различными философскими, социологическими, педагогическими, психологическими и другими теориями, концепциями и системами.
Принцип преемственности направлен на реализацию прогностической стратегии научного исследования, связанной, во-первых, с выявлением перспективных линий, позиций, идей и подходов, сформировавшихся в прошлом, но актуальных и для сегодняшнего, и для завтрашнего дня педагогической науки и практики, а во-вторых, с поиском путей их актуализации в контексте наиболее значимых задач, требований и прогнозов современной педагогики.
Принцип социального подхода – это рассмотрение историко-педагогических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности личностей.
Принципы – это основное правило поведения в ходе осуществления человеком того или иного вида деятельности, ведущее понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на другие явления той или иной области. Они тоже составляют определенную часть теоретического знания.
Профессиональное образование – это образование, получаемое в процессе обучения в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, а также на специальных курсах.
Самоактуализация - это не отсутствие проблем, но движение от преходящих проблем к настоящим проблемам. Это процесс реализации заложенного в человеке потенциала (по А. Маслоу и К. Роджерсу).
Самореализация- это самоосуществление, т.е. проявление скрытых возможностей (самоактулизация) и сознание самого себя как синтезированного духовного центра (самопостижение).
Сергий Радонежский (1321 – 1391)явился великим подвижников и преобразователем монашества. Благодаря его реформам церковные учреждения становятся главными центрами культуры и просвещения. Сергий не оставил после себя ни одного письменного источника, но благодаря собственному примеру воздействовал на нравы народа. Сергий Радонежский был поистине духовным учителем Руси.
Сильвестор (ум. в 1566)– автор особой редакции памятника общественно-педагогической мысли «Домостроя». Главная цель воспитания – «в правде жить и в кривде не жить».
Симеон Полоцкий (1629-1680)– подвижник образования на Руси. Являлся продолжателем идей известного просветителя Петра Могилы. Уроженец Полоцка. Учился в Киево-Могилянской коллегии и в Виленской иезуитской академии. В 1656 году принял монашеский постриг под именем Симеона. В 1664 году переехал в Москву, где к его монашескому имени и добавилось прозвище Полоцкий. В Москве получил поддержку царя Алексея Михайловича, при дворе которого он признавался как мудрейший философ, вития и пиит. Интересен факт, что после смерти многие его книги были запрещены как «прельщающие» латинской «мудростью», а рукописи изъяты и скрыты в патриаршей ризнице.
Синергетический подход – это подход, основанный на положениях теории самоорганизации, исследующей процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности.
Синтез– это метод исследования, состоящий в соединении (сочетании) отдельных частей (признаки, свойства, отношения) в единое целое.
Системный подход – это подход, основанный на положении о том, что специфика объекта познания не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а связана с характером взаимодействия между элементами.
Среднее образование – это традиционное название основной ступени образования в системах просвещения большинства стран. Это промежуточная ступень между начальным и высшим.
Татищев Василий Никитич (1686—1750)— государственный и военный деятель, первый русский историк. Родом из дворянской семьи. Жил и обучался в течение четырех лет в Германии артиллерийскому делу и математике. В.Н. Татищев – выдающийся ученый и мыслитель. Он был первым русским просветителем, создавшим оригинальную философско-историческую картину мира, основой развития которого считал идею «умопросвещения». Особо ярко это видно в работе «Разговор о пользе наук и училищах» (1733).
Тенденция (от позднелатинского – tendentia–направленность, от латинского – tendo – направляю) – направление развития объекта или его процессов. В развитии одного и того же объекта педагогической практики могут содержаться различные, сходные и даже противоположные друг другу тенденции (единство и борьба противоположных сторон как форма проявления противоречия).
Теоретический анализ позволяет уточнить, из каких дискретных, относительно самостоятельных структурных единиц и связей складывается качественная природа изучаемого объекта. Он даст возможность вычленить в сложном объекте такие элементы и звенья, такие «исходные клеточки», которые оказывают решающее влияние на все стороны данного объекта, детерминируют его поведение.
Теория – это любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних.
Университет (в переводе с латинского - совокупность, общность) – это высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания.
Формационный подход –это подход,базирующийся на положении о признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития, т.е. оценка педагогических учений, состояния образования, просвещения, культуры в рамках определенных формаций, с классовых позиций.
Ценность(И.Т. Фролов) – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека, общества (Благо, Добро, Зло и т.д.).
Церковная педагогика – это господство церкви в просвещении народа, что находило отражение в содержании и организации образования.
Церковно-приходские школы — это существовавшие в Российской империи до 1917 года начальные школы, руководимые духовенством. Они начали создаваться в начале XVIII века. Духовный регламент (1721 г.) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях.
Цивилизационный подход – это подход, который основывается на положении о становлении и развитии системы воспитания и образования в русле историко – философских воззрений, с учетом исторического пути, пройденного страной. Эти положения подхода позволяют двигаться от логической сущности педагогических явлений к анализу их конкретно-исторических модификаций разной степени общности, от всеобщего через общее и особенное к единичному – и от единичного через особенное и общее к всеобщему.
Цивилизация –этообщественный организм, ориентированный на воспроизводство определенного типа человека и системы его взаимоотношений с природой, обществом и другими людьми, самим собой; исторически устойчивая совокупность этносов, имеющих письменность и государственность, связанных общностью основополагающих социальных отношений, культурных традиций и идей.
Экспериментальный метод представляет упорядоченную цепь шагов, которая опирается на концептуальный аппарат категорий и на теоретические знаний относительно объекта познания.
Эксплицитная форма – это форма знания, «освобожденная» от предметного содержания.
Занятия 4-5: Развитие западной педагогики в XVII-XVIII вв. Школа и педагогика Запада в Х1Х в. Западная педагогика ХХ в.
Задачи:
- охарактеризовать педагогическую мысль в условиях становления науки Нового времени;
- выявить предпосылки возникновения педагогики как науки;
- определить значение проектов, разработанных в данный период для последующих этапов развития образования;
- выявить сущность классической западной педагогики;
- определить тенденции развития педагогической мысли и практики образования в рассматриваемый период;
- дать характеристику своеобразия национальных систем школьного образования (Германия, Франция, Англия, США);
- выявить социокультурные предпосылки развития теории и практики западного образования;
- охарактеризовать вклад мыслителей образования XX в. в развитие педагогической теории;
- определить «реальные» педагогические достижения XX в.
План:
1. Феноменологическая сущность основных понятий темы: педагогическая наука Нового времени, пансофия, теория естественного воспитания;массовая школа, классическое и реальное образование, формальное и материальное образование, классическая западная педагогика; педагогика постиндустриального общества, «поддерживающее» обучение, инновационное образование.
2. Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения и её концептуальные идеи.
3. Философы Возрождения.
4. Педагогическая система Я.А. Коменского – яркое и полное выражение демократических и гуманистических идей педагогики эпохи Возрождения.
5. Просвещение как мощное духовное движение в культурной жизни Европы конца 17-го – 18-го веков. Модели педагогического процесса философов-просветителей.
6. Классические, реальные и профессиональные школы Западной Европы и их характерные особенности.
7. Педагогические взгляды и деятельность педагогов-неогуманистов (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Р. Оуэн.
8. Особенность историко-педагогического процесса в конце 19-го – начале 20-го века (многообразие позиций, точек зрения, концепций, теорий).
9. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами.
10. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Методический материал в помощь подготовки к занятию:
a. Вопросы и задания для домашней работы:
1. Проанализируйте «Великую дидактику» Я.А. Коменского и ответьте на вопросы: «Какие школы критиковал Коменский? Каким образом они перекликаются с сегодняшним днем? В чем заключаются принципы построения обучения?».
2. Ознакомьтесь с работой Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» и ответьте на вопросы: «Что общего и особенного между взглядами Гельвеция и Руссо? В чем заключается соотношение наследственности, среды и воспитания в развитии человека?».
3. Какие идеи Коменского нашли отражение в школьной практике?
4. В чем заключается сущность педагогических взглядов И.Г. Гердера на образование как «возрастание к гуманности»?
5.Ознакомьтесь с работой Песталоцци «Фрагмент об основах образования» и ответьте на вопрос. Какое место Песталоцци отводит образовательным средствам в развитии самостоятельности и внутренней свободы ребенка?
6.Каким образом Гербарт трактует соотношение человеческой природы, влияния среды и воспитания в становлении личности?
7.С чем вы согласны (не согласны) со взглядами Спенсера на проблему нравственного воспитания.
8.Проведите сравнительную характеристику принципа природосообразности воспитания у Коменского, Руссо, Песталоцци, Дистервега. Какая из них является наиболее соответствующей сущности процесса образования?
9.Какие требования, предъявляемые Дистервегом к учителю, сохраняют свою актуальность и сегодня?
10.Проведите анализ книги Я. Корчака «Как любить ребенка» и ответьте на вопрос. На какие педагогические подходы опирался Корчак в формулировании собственной концепции организации воспитания детей?
11.Что объединяет педагогические воззрения А. Нила, К.Н. Вентцеля, М. Монтессори?
12.С какими педагогическими взглядами К. Роджерса Вы согласны и почему, а какие вызывают у Вас сомнения?
13.Проследите, как модифицировались в рассматриваемый период в западной педагогике парадигмы «школы учебы», «школы труда», «свободной школы».
2) Литература:
1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Изд-ий центр «Академия, 2001.
2.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
3.История педагогики: В 2 ч./ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
4.Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учеб. Пос. – М., 1994 и др.
5.Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика// Педагогика. – 1992. - №1-2.
6.Дистервег Ф.В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956.
7.Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX веак. Казань, 1996.
8.Вульфсон Б.Л. Стратегии развития образваония на Западе на пороге XXI веак. М., 2001.
9.Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917-1939)/ Под ред. К.И. Салимовой. М., 1982.
3).Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность принципа природосообразности?
2. Как Д. Локк и французские просветители рассматривали взаимоотношения между воспитанием, наследственностью и средой?
3. В чем сущность взглядов педагогов-гуманистов на гармоничное развитие личности и путей его достижения?
4. В чем сущность общечеловеческого, естественного и свободного воспитания Ж.Ж. Руссо?
5. В чем сущность идеи развивающего школьного обучения в определении цели и задач воспитания в педагогическом наследии И.Г. Песталоцци?
6. Дайте характеристику теории элементарного образования И.Г. Песталоцци.
7. Какова концепция трудовой демократической школы И.Г. Песталоцци?
8. Антрополого – педагогическая концепция И.Ф. Гербарта и трактовка им целей воспитания.
9. Что из идей «Руководства к