Форма представления учебной информации как способ управления процессом усвоения знаний.
Форма представления учебной информации как способ управления процессом усвоения знаний.
Процесс усвоения знаний состоит из таких звеньев: восприятие - осмысление и понимание - обобщение - закрепление - применение на практике.
Восприятие - отображение предметов и явлений окружающего мира. Этому предшествует: подготовка учеников к участию в процессе обучения; формирование активного позитивного отношения к будущей познавательной деятельности; создание мотивационного фона; опора на предыдущие знания и опыт; сосредоточение внимания учеников на объекте познания. Осмысление - процесс мыслительной деятельности, направленный на раскрытие существенных признаков, качеств предметов, явлений и процессов и формулировки теоретических понятий, идей, законов.
Понимание - мыслительный процесс, направленный на выявление существенных черт, свойств и связей предметов, явлений и событий действительности. Этот процесс состоит из таких этапов: осознание, осмысление, понимание (постижение). Ученики могут достичь полного осмысления и понимания учебного материала благодаря анализу, синтезу, сравнению, индукции, дедукции.
Обобщение - логический процесс перехода от единичного к общему или от менее общего к более общему знанию, а также продукт умственной деятельности, форма отображения общих признаков и качеств явлений действительности. Обобщая учебный материал, преподаватель должен обращать внимание на самые важные признаки, которые полнее всего раскрывают существенные признаки явлений и понятий.
Полноценное осмысление и обобщение возможно, если оно базируется на достаточных научных знаниях, которые обеспечивают широкое использование сравнения, аналогии и доведения. На этом этапе происходит систематизация учебного материала, в основе которой — классификация фактов, явлений, процессов.
Закрепление знаний, умений и навыков – специальная работа преподавателя относительно реализации дидактического принципа прочности усвоения учениками учебного материала.
Повторение должно быть целеустремленным и иметь определенную мотивацию. Оно реализуется в выполнении разнообразных упражнений, самостоятельных работ, на лабораторных и практических занятиях, в разных видах повторения, произведениях.
Технические средства обучения: техническое обеспечение основных функций педагога, комплексы ТОО в различных формах учебных занятий, гибкие автоматизированные обучающие системы (ГАОС), компьютеризация обучения.
В широком внедрении и использовании технических средств, оптической и акустической техники, программированного обучения, обучающих машин, кино, телевидения и компьютеров одним из главных факторов видится повышение качества обучения и воспитания в высшей школе. ТСО призваны расширить возможности преподавателя, педагога в усилении его воздействий с точки зрения повышения качества усвоения студентами учебного материала, а также повышения эффективности обучения в целом. Контрольно-корригирующие функции педагога обеспечиваются различными техническими устройствами отображения, обработки и документирования (фиксации) информации, получаемой от обучаемых по каналам обратной связи. В рамках организационных функций педагога в целях повышения активности самих студентов в различных видах учебных занятий (лекции, семинары, практические, лабораторные занятия) в комплекс ТСО могут входить различные тренажеры, имитаторы реальных объектов. В качестве средств коммуникации технические устройства выступают и в обучении, опосредуя взаимодействие педагога и обучаемого. В отдельных случаях педагогическое общение может быть полностью технически опосредованным, т. е. здесь обучения становится автоматизированным. Примером автоматизированных систем обучения являются гибкие автоматизированные обучающие системы (ГАОС), приоритет в работке которых принадлежит А.М.Зимичеву и его сотрудникам. ГАОС относят к числу современных интенсивных технологий обучения, позволяющих более, чем в пять раз сократить сроки обучения без существенного увеличения психической напряженности учащихся. ГАОС представляет собой комплексы современной аудивизуальной и компьютерной техники, которые в автоматизированном режиме, без участия преподавателя в специально организованной психолого-педагогической среде в сжатые сроки (3 до 5 дней) позволяют приобрести новые для людей профессиональные навыки и умения.
Компьютеры не должны и не могут полностью заменить человека, автоматизировать целиком ни труд учителя, ни учебную деятельность студентов.Известно, что при компьютерном обучении для работы с ЭВМ в диалоговом режиме трудно составить программу в расчете на безличного пользователя. А это означает, что должны быть разработаны такие принципы диалога человека и машины, которые учитывали бы многообразие индивидуально-психологических характеристик пользователей.