Ми в течение испытательного срока
В последние годы наметилась тенденция снижения численности несовершеннолетних, осужденных к мерам уголовно-правового характера, не связанным с лишением свободы.
В 2010 году численность несовершеннолетних, поставленных на учет в уголовно-исправительных инспекциях, составила 27166 человек или 5,2% от общего числа осужденных в 2010 году (2009 год - 32429 человек или 6,1%, 2008 год - 42027 человек или 7,7%).
Численность несовершеннолетних, состоявших на учете в уголовно-исправительных инспекциях, составила в 2010 году - 47338 человек или 4,5% (2009 год - 59752 человека или 5,5%, 2008 год - 74677 человек или 6,6%). Численность несовершеннолетних, снятых с учета в уголовно-исправительных инспекциях, постепенно снижается. В 2010 году было снято с учета 31008 человек или 5,5 % от общего числа снятых с учета (в 2009 год – 39404 человека или 7% , 2008 год - 48028 человек или 8,5%).
Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исправительных инспекциях, на конец отчетного периода: в 2010 году – 16087 человек или 3,3%, в 2009 году - 20224 человека или 3,8%, 2008 году - 27323 человека или 4,9%.
Криминологическая характеристика несовершеннолетних осужденных, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях, выглядит следующим образом. В отношении каждого третьего подростка вынесен приговор за совершение тяжких и особо тяжких преступлений: в 2010 год - 13015 человек или 27,5% от общего числа несовершеннолетних осужденных, состоявших на учете в уголовно-исправительных инспекциях, в 2009 году - 16367 человек или 27,4%, в 2008 году - 21295 человек или 28,5%.
В 2010 году на учете в уголовно-исправительных инспекциях состояли за совершение следующих видов преступлений: кражи - 21484 человека или 45,3% (2009 год - 28152 человека (47,1%), 2008 год - 36047 человек (48,3%); грабежи - 11279 человек или 23,8% (2009 год - 13627 человек (22,8%), 2008 год - 16817 человек (22,5%); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 824 человека или 1,7% (2009 год - 943 человека (1,6%), 2008 год - 1227 человек (1,6%,); - мошенничество - 749 человек, или 1,6% (2009 год – 1165 человек (1,9%), 2008 год - 1556 человек (2,1%); - разбой - 1662 человека или 3,5% (2009 год - 1904 человека (3,2%), 2008 год - 2446 человек (3,3%); преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств – 1847 человек, или 3,9% (2009 год -2171 человек (3,6%), 2008 год - 2518 человек (3,4%).
Численность несовершеннолетних осужденных, ранее судимых за совершение преступлений, снижается: в 2008 году состояло на учете 5190 ранее судимых несовершеннолетних осужденных, в 2009 году - 4326 человек, в 2010 году - 3181 человек.
Судами стали шире применяться наказания в виде обязательных работ. В 2010 году на учет в уголовно-исправительные инспекции было поставлено 5757 несовершеннолетних, осужденных к обязательным работам, или 21,2% от общего числа несовершеннолетних (2009 год - 6023 человека (18,5%), 2008 год – 7198 человек (17,1%). Отмечается рост числа осужденных, приговоренных к данному виду наказания (2010 год - 96,5%, 2009 год - 95,8%, ,2008 год - 93,3%).
Менее распространенным остается применение к несовершеннолетним наказания в виде исправительных работ. В 2010 году на учет в уголовно-исправительные инспекции было поставлено 346 несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, или 1,27% от общего числа несовершеннолетних, поставленных на учет в уголовно-исправительных инспекциях (2009 год - 478 человек (1,47%), 2008 год – 839 человек (1,99%). Следует отметить, что уровень привлечения к отбыванию наказания несовершеннолетних в виде исправительных работ остается ниже среднероссийского показателя: в 2010 году - 92,5% (по России - 93,2%), в 2009 году - 86,8% (по России - 93,3%); в 2008 году - 87,2 % (по России - 91,4%). При исполнении данного вида наказания имеются трудности, которые связаны с возрастом осужденных, отсутствием у них документов и профессиональных навыков.
Еще реже в отношении несовершеннолетних применяется такая мера уголовно-правового характера, как отсрочка отбывания наказания.
В 2010 году на учет в уголовно-исправительные инспекции поставлено 15 несовершеннолетних или 0,05% от общего числа несовершеннолетних, поставленных на учет в уголовно-исправительных инспекциях (в 2009 году - 18 чел. (0,05%), в 2008 году -21 чел. (0,05%).
Наибольший удельный вес составляют несовершеннолетние условно осужденные. В 2010 году на учет в уголовно-исправительные инспекции было поставлено - 20670 несовершеннолетних или 76,1% от общего числа несовершеннолетних, поставленных на учет (2009 год - 25909 чел. (79,9%), 2008 год - 33967 чел. (80,8%).
С января 2010 года введен в действие новый вид наказания - ограничение свободы. В 2010 году уголовно-исправительными инспекциями учтено 380 несовершеннолетних, осужденных к ограничению свободы.
Принимаемые профилактические меры позволили увеличить долю снятых с учета несовершеннолетних осужденных по положительным мотивам (по отбытии наказания, в связи с отменой условного осуждения и снятием судимости) - в 2010 году - 43776 чел. или 92,7% от общего числа снятых с учета несовершеннолетних (2009 год - 36439 чел. (92,5%), 2008 год - 43776 чел. (91,1%).
Ключевым звеном профилактической работы в отношении несовершеннолетних условно осужденных является продление им испытательного срока и возложение на них дополнительных обязанностей. В 2010 году испытательный срок по представлению уголовно-исправительных инспекций продлен 27% осужденным от числа прошедших по учетам несовершеннолетних осужденных (2009 год - 25,8%, в 2008 году - 25,3%). Возложены дополнительные обязанности в отношении 25,4%. несовершеннолетних осужденных от числа прошедших по учетам несовершеннолетних осужденных, имевших обязанности по приговору суда (2009 год - 27,2%, 2008 год - 27%).
Реализация указанных мер позволила не допустить рост повторных преступлений среди осужденных несовершеннолетних. Так, в 2010 году несовершеннолетними повторно совершено 1687 преступлений, в 2009 году - 1683 преступления, в 2008 году - 1800 преступлений.
ЗАключение
В ходе реализации Концепции демографической политики В 2010 году в Российской Федерации продолжилась реализация мер социальной и демографической политики в интересах семьи и детей.
Российской Федерации на период до 2025 года в 2010 году в демографическом развитии России продолжились позитивные сдвиги.
В 2010 году отмечен самый низкий уровень естественной убыли населения за последние годы.
Продолжена реализация нового комплекса мер по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важным из них явилось в 2010 году дальнейшее расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала. Анализ существующей системы государственной поддержки материнства и детства позволяет сделать вывод о том, что система государственных пособий семьям с детьми и меры, реализуемые в субъектах Российской Федерации, носят в целом адресный характер и направлены на улучшение материально-экономического положения семей с детьми.
Большое внимание уделялось реализации мероприятий федеральных целевых программ, направленных на создание условий жизнедеятельности детей, их воспитание и развитие, обеспечение социальной защиты, ликвидацию безнадзорности, преступности и правонарушений несовершеннолетних.
Правительством Российской Федерации утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, предусматривающие комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в оптимальном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации».
В ходе реализации национального приоритетного проекта «Здоровье» проводились мероприятия по повышению эффективности деятельности служб материнства и детства, созданию условий для рождения здоровых детей, снижению материнской и младенческой смертности, укреплению здоровья детей и подростков.
В целях укрепления здоровья детей в Российской Федерации необходимо продолжить работу, направленную на:
формирование здорового образа жизни;
укрепление здоровья учащихся в образовательных учреждениях;
расширение профилактической деятельности и охвата детей и женщин диспансерными осмотрами;
усиление мер по борьбе с социально-обусловленными заболеваниями;
дальнейшую реструктуризацию и укрепление материально-технической базы учреждений охраны материнства, детства и родовспоможения;
внедрение новых программ обучения и повышения квалификации кадров в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии, созданию обучающих симуляционных центров во всех федеральных округах.
Продолжение ранее начатых мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», а также реализация новых мер в рамках территориальных программ модернизации здравоохранения, направленных на охрану здоровья матерей и детей, позволят повысить качество и доступность медицинской помощи женщинам и детям, снизить показатели материнской и младенческой смертности, заболеваемости и инвалидности и будут способствовать улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.
Важным направлением деятельности в 2010 году, как и в предыдущем, являлись пропаганда и формирование условий для ведения детьми и подростками здорового образа жизни, приоритетного развития массового спорта.
Начиная с 2010 года, утверждается Сводный календарный план всероссийских и международных физкультурных мероприятий среди обучающихся. В мае 2010 года утверждена Система мер, направленных на развитие детско-юношеского спорта по месту жительства и учебы в Российской Федерации.
В 2010 году утвержден Комплексный план мероприятий по развитию механизмов социального туризма для детей, студентов, пожилых граждан.
Одним из приоритетных направлений в развитии школьного спорта в ближайшие годы станут ежегодные Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры».
Одной из наиболее острых для молодых и многодетных семей, а также детей-сирот и лиц из их числа, является жилищная проблема. Существующие меры государственной поддержки улучшения жилищных условий указанных категорий недостаточно скоординированы и сфокусированы на стимулировании рождаемости.
Государственные меры по поддержке решения жилищной проблемы должны быть дифференцированы в зависимости от доходов семей, а также их жилищных предпочтений на различных стадиях жизненного цикла и при проживании в различных типах поселений. Кроме того, они должны предусматривать для молодых семей снижение рисков оказаться неплатежеспособными после рождения ребенка.
Наиболее востребованным для семей с двумя и более детьми, имеющих право на материнский (семейный) капитал, является использование указанных средств на улучшение жилищных условий. В этой связи следует продолжить работу по совершенствованию механизма использования средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
В этом направлении должны быть также сконцентрированы усилия субъектов Российской Федерации.
Следует проработать дополнительные механизмы обеспечения жильем детей-сирот.
В 2010 году завершена реализация Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы, предусматривающего развитие дошкольного образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом обеспечения его доступности и качества.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года поставлены задачи реализовать в субъектах Российской Федерации программы реконструкции старых и строительства новых детских дошкольных учреждений, отвечающих современным обоснованным и реализуемым требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения, поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов. Для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, реализованной в комплексе с приоритетным национальным проектом «Образование» и комплексными проектами модернизации образования, удалось обеспечить создание основных институциональных механизмов модернизации системы образования, сформировать сеть образовательных учреждений и российских регионов, участвующих в инновационном развитии системы образования.
Планом первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 246-р, установлены сроки поэтапного введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Правительством Российской Федерации одобрен проект Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, являющиеся логическим продолжением тех значимых системных изменений в отрасли, которые последовательно осуществляются в образовательной практике, в том числе и в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Серьезной проблемой социального обслуживания остается организация предоставления реабилитационных услуг семьям с детьми-инвалидами, особенно проживающим в сельской местности. Потребность в услугах реабилитационных центров для детей-инвалидов должна оцениваться не по заявительному принципу (т.е. не по размерам очереди), а в зависимости от численности нуждающихся в их услугах в соответствии с заболеваниями, приведшими к инвалидности, и от потребности в адаптации и реабилитации.
Недостаточно развита система раннего выявления семейного неблагополучия и оказания профессиональной помощи в целях сохранения ребенку родной семьи. Остается высоким число детей, лишившихся родительского попечения, безнадзорных и беспризорных детей.
Раннее выявление социального неблагополучия семей с детьми при участии в этом процессе учреждений образования и здравоохранения (непосредственно и постоянно контактирующих с ребенком и его семьей), требует дальнейшей координации работы всех служб в выявлении и социальной реабилитации семьи.
Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, чтобы добиться реальных позитивных изменений в целях оказания помощи детям, необходимо не только предоставление семье и ребенку отдельных социально-педагогических, социально-психологических, социально-бытовых и иных услуг, но и осуществление мероприятий, обуславливающих их эффективность. Они включают в себя постановку реабилитационных задач, установление отношений с семьей, проводимое совместно с семьей планирование действий, оказание помощи семье по доступности различных услуг, отслеживание своевременности их получения, оценку результатов и другое.
В последние годы отмечается рост количества споров, связанных с воспитанием детей, местом их проживания, предоставлением возможности другому родителю общения с ребенком свидетельствует о кризисе семейных ценностей.
С целью профилактики социального сиротства следует активизировать работу медицинских организаций и социальных служб по профилактике отказов от ребенка.
Сохраняется проблема устройства в семьи подростков и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей.
При любом уровне семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, часть детей будет воспитываться (постоянно или временно) в интернатных учреждениях.
В условиях сокращения численности воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, система этих учреждений должна быть реструктурирована с учетом региональных особенностей, в том числе, динамики численности выявляемых сирот, потенциала развития семейных форм устройства, квалификации персонала учреждений.
Актуальной является проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений. Во многих случаях дети-сироты по завершении пребывания в учреждении оказываются недостаточно подготовленными к самостоятельной жизни. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо разработать программы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие оказание им содействия в продолжении образования, трудоустройстве, обеспечени жильем, социально-психологическое сопровождение по месту жительства; определить на уровне субъекта Российской Федерации компетенцию и порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в этой сфере.
Решение задачи улучшения положения детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, тесно связано с дальнейшими мерами общеэкономического характера по развитию экономического потенциала северных территорий, с учетом возможности осуществления традиционной занятости коренных малочисленных народов Севера.
В 2010 году сохранилась тенденция к снижению подростковой преступности, в том числе рецидивной преступности, улучшению ситуации в сфере выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, совершенных несовершеннолетними. В то же время необходимо продолжение работы по реализации мер, направленных на искоренение причин правонарушений несовершеннолетних.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних необходимо усилить работу органов внутренних дел, органов образования и органов социальной защиты населения, направленную на установление обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личности детей и предотвращение их перехода на преступный путь, ранней профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности несовершеннолетних, их алкоголизма и наркомании; расширение практики использования ресурса региональных комиссий по профилактике правонарушений и по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Анализ практики расследования преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних показывает, что нередко они совершаются в отношении детей, проживающих в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками.
В связи с этим органами и учреждениями системы профилактики правонарушений первоочередное внимание должно уделяться предупреждению и раннему выявлению семейного неблагополучия.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года подчеркнуто: «Забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу».
Реализация мер, направленных на поддержку семьи, материнства и детства, позволит решать задачи по улучшению социально-экономического положения семей с детьми.
Приложение 1
к государственному докладу
«О положении детей в Российской Федерации»