Предупреждение преступности и правонарушений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних
В 2010 году сохранилась тенденция к снижению подростковой преступности, улучшению ситуации в сфере выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, совершенных несовершеннолетними.
По данным МВД России, анализ статистических данных за последние три года, характеризующих состояние оперативной обстановки по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует об улучшении криминальной ситуации в подростковой среде. В 2008 году было совершено 116 тыс. преступлений (-16,5%), в 2009 году – 94,7 тыс. преступлений (-18,4%), в 2010 году – 78,5 тыс. преступлений (-17,1%).
Удельный вес преступлений данной категории в общей структуре преступности имеет устойчивую тенденцию к снижению (2008 год – 6,8%, 2009 год – 5,7%, 2010 год – 5,5%).
Рост подростковой преступности по итогам 2010 года наблюдался на территории 5 субъектов Российской Федерации: республиках Карелия (+3,5%), Адыгея (+36,3%) и Тыва (+2,6%), Камчатском крае (+5,2%), Чукотском (+4,4%) автономном округе. Высокий удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, зарегистрирован в Забайкальском (9,8%) и Хабаровском (9,2%) краях, Ярославской (9,0%) и Амурской (9,2%) областях.
Структура преступности несовершеннолетних достаточно стабильна. В основном подростки совершают преступления против собственности (более 80%), против жизни и здоровья (9,1%), а также связанные с незаконным оборотом наркотических средств (менее 4%). Особенностью совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет насильственных преступлений нередко является бессмысленная жестокость. Появляются виды преступлений, ранее подросткам несвойственные, возрастает дерзость содеянного.
В то же время прослеживается устойчивая тенденция к снижению числа несовершеннолетних участников преступлений.
В 2010 году их число снизилось по сравнению с 2009 годом на 14,9%, по сравнению с 2008 годом - на 20,8%.
Всего в отчетном году участниками преступлений стали 72,7 тыс. несовершеннолетних (2008 год – 107,9 тыс.чел., 2009 год – 85,5 тыс. чел.).
Рост данного показателя по итогам 2010 года отмечался в 6 регионах: Чеченской Республике (+2%), Республике Адыгея (+34,8%), Республике Тыва (+3,3%), Камчатском крае (+16,3%), Ярославской области (+0,7%), Ненецком автономном округе (+6,3%).
Принятые меры по профилактике групповой преступности несовершеннолетних принесли положительные результаты.
В 2010 году число несовершеннолетних, совершивших преступления в составе группы лиц по предварительному сговору, составило 27,1 тыс. чел. и по сравнению с 2009 годом сократилось на 27,6%, по сравнению с 2008 годом - на 23,8 %.
Актуальной остается проблема преступности несовершеннолетних, имеющих опыт совершения преступных деяний. В целом по России число подростков, ранее совершавших преступления и вновь привлеченных к уголовной ответственности, в 2010 году сократилось в сравнении с 2009 годом на 11,9% (с 15795 чел. до 13913 чел.). Однако в 22 субъектах Российской Федерации зарегистрирован рост данного показателя. Несмотря на сокращение количества преступлений совершенных в отношении несовершеннолетних, данная проблема сохраняет свою актуальность.
В 2010 году в отношении детей совершено 97,1 тыс. преступлений, что на 8,2% меньше, чем в 2009 году (2009 год – 105,8 тыс. преступлений, 2008 год – 113,6 тыс. преступлений).
9,8% преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, составляют преступления сексуального характера.
Органами внутренних дел ежегодно проводится профилактическая работа в отношении 250 тыс. родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию детей. В 2010 году выявлено 90,4 тыс. таких родителей.
По состоянию на 1 января 2011 года на учете в подразделениях органов внутренних дел состоит 250,4 тыс. несовершеннолетних и свыше 159 тыс. родителей или иных законных представителей, не надлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию детей.
Более 20 тыс. зарегистрированных преступлений насильственного характера в отношении несовершеннолетних совершено в квартирах и частных домах, порядка 4 тыс. преступлений совершены в отношении сыновей и дочерей.
Актуальным остается жестокое обращение с детьми, характеризующееся высокой латентностью. Нередко факты жестокого обращения с детьми скрываются родителями. Пострадавшие дети иногда не осознают всю неправомерность происходящего с ними, а, осознавая, не знают, куда обратиться за помощью.
Практически не снижается число детей, ушедших из дома и социозащитных учреждений. В 2010 году оно превысило 50 тысяч. По состоянию на 1 января 2011 года в розыске находились 2650 несовершеннолетних.
Сотрудниками органов внутренних дел проводится целенаправленная работа по выявлению неблагополучных семей, своевременному изъятию детей из асоциальной среды. В 2010 году только по материалам, подготовленным с участием органов внутренних дел, 25,7 тыс. родителей лишены родительских прав.
К административной ответственности привлечены почти 613,1 тыс. лиц данной категории, в том числе 452,6 тыс. лиц - за неисполнение обязанностей по воспитанию детей (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), 3 тыс. лиц – за вовлечение их в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (часть 3 статьи 6.10).
В 2010 году проводилась работа по совершенствованию законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов детей. В частности, приняты федеральные законы от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которым введены дополнительные меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе при обороте информационной продукции; от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которым лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающие или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, не допускаются к трудовой деятельности и государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
С учетом изложенного, главными задачами по обеспечению безопасности детей на 2011 год для МВД России определены:
реализация комплекса мер по совершенствованию государственной системы профилактики правонарушений, ее законодательной базы, ранней профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, алкоголизма и наркомании, в том числе среди подростков;
расширение практики использования ресурса региональных комиссий по профилактике правонарушений и по делам несовершеннолетних и защите их прав в решении проблем предупреждения правонарушений, требующих комплексного подхода, в том числе усиления контроля за исправлением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снижения негативного влияния на образ жизни детей со стороны взрослых, обеспечения мероприятий по ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание;
реализация мероприятий по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка на улицах и в других общественных местах, повышение оперативности реагирования на сообщения о правонарушениях;
более оперативное внедрение в повседневную деятельность технических средств объективного контроля, создание ведомственных сегментов аппаратно-программных комплексов «Безопасный город»;
повышение эффективности участия граждан в обеспечении правопорядка, создание и совершенствование организационно-правовых основ функционирования общественных объединений правоохранительной направленности.