Классификация современных форм организации обучения
Многообразие современных форм организации обучения может быть классифицировано по различным основаниям:
по количеству учащихся, участвующих в процессе обучения, выделяют индивидуальные, групповые, парные;
по месту организации обучения – аудиторные (школьные) и внеаудиторные (внешкольные);
по продолжительности проведения обучения в той или иной организационной форме – классные и внеклассные (классический урок – 45 мин, спаренное занятие – 90 мин., укороченное спаренное занятие – 70-80 мин, уроки «без звонка» произвольной продолжительности).
В дидактике имеются и другие подходы к классификации современных форм организации обучения. Так, В.И. Андреев в основу такой классификации кладет структурное взаимодействие компонентов обучения по его доминирующей цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Несколько иную классификацию форм организации обучения по данному основанию дает Т.И. Шамова:
· освоение новых знаний – школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум;
· закрепление знаний, формирование навыков и умений – практикум, лабораторная работа, семинар, консультация;
· выработка умений – семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры;
· обобщение единичных знаний и их систематизация– конференции, уроки-обобщения, семинары;
· определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками – урок контроля и коррекции знаний, коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.
В.А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные.
Наиболее традиционной в дидактике является классификация форм организации обучения по характеру управления учебно-познавательной деятельностью учащихся: фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).
При фронтальных формах организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому одни учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие — изнывают от скуки.
При групповых формах организации обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Главными признаками такой формы организации обучения являются следующие:
· класс делится на группы для решения конкретных учебных задач (3-6 чел.);
· каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
· задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
· состав группы непостоянен, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Групповые формы организации обучения можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников — звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Индивидуальная форма обучения не предполагает непосредственного контакта учащихся с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. Если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.
Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.
В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми. М.Д.Виноградова и И.Б.Первин отмечают, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной.
Коллективная форма организации обучения, по утверждению Х.Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:
· класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
· организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;
· действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
· есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
В.К.Дьяченко, активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при общеклассной (фронтальной) работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит процессом обучения только учитель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.
Коллективная форма организации обучения — это также общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах сменного состава. Коллективный способ обучения (КСО) не нов, он применялся в 20–30-е гг. в ходе ликвидации неграмотности. Его преимущества бесспорны, но широкое распространение КСО сдерживается сложностями организационно-методического характера.
Для характеристики наиболее используемых в практике форм организации обучения все их многообразие классифицируем с точки зрения решения ими целей образования и систематичности применения. В этом случае они подразделяются на основные (урок), дополнительные (лекция, семинарские и практические занятия, домашняя самостоятельная работа, консультация и др.) и вспомогательные (факультативы, кружковая и клубная работа).