Обучение как способ организации педагогического процесса
Главными составляющими целостного педагогического процесса выступают обучение и воспитание, единство и взаимосвязь которых составляет одну из сущностных его характеристик. Вместе с тем и обучение, и воспитание – это самостоятельные процессы, каждый из которых имеет свою специфику, изучаемую определенной отраслью педагогической науки.
Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения, называется дидактикой (от греч. слов «didaktikоs» – поучающий и «didasko» – изучающий).
Различают общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.
Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания соответствующего учебного предмета.
Как педагогическая отрасль дидактика занимается разработкой следующих проблем: для чего учить (цели образования, обучения); кого учить (субъекты обучения); какие стратегии обучения наиболее эффективны (принципы обучения); чему учить (содержание образования); как учить (методы обучения); как организовать обучение (формы организации обучения); какие необходимы средства обучения (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.); что достигается в результате обучения (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения); как проконтролировать и оценить результаты обучения (методы контроля и оценки результатов обучения).
Обучение в дидактике рассматривается как самый надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, формирование познавательной деятельности.
Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний — он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.
Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А.Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной». Высоко она оценивается и сейчас. Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика, так как он является центральным звеном основного и исходного отношений в педагогическом процессе. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он и субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.
Таким образом, обучение в своей сущности есть целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества.
Обучение в целостном педагогическом процессе выступает как его подсистема, состоящая из отдельных элементов (компонентов), находящихся в логической взаимосвязи и отражающих структуру любого вида деятельности: цели, мотивы, содержание, способы осуществления, оценку и результаты.
Исходя из этого структура процесса обучения включает: цели обучения (целевой компонент); обучающихся и педагогов, выступающих в роли субъектов (личностный компонент); мотивы учебной деятельности (мотивационный компонент); содержание образования (содержательный компонент); организацию процесса обучения (деятельностно-операционный компонент); результаты учебной деятельности (оценочно-результативный компонент).
Структурные компоненты обучения выявляются на каждом его этапе (цикле): на всем периоде обучения в целом, в ходе изучения отдельной дисциплины, накаждом конкретном уроке.
Целевой компонент обучения объединяет совокупность целей обучения, под которыми понимается идеальное (мысленное) предвосхищение конечных результатов процесса, т.е. того, к чему должны cтpeмиться педагог и учащиеся. Это прежде всего овладение учащимися системой знаний и способов деятельности, составляющих фундамент базовой культуры личности, и развитие на этой основе гармоничной личности обучаемых.
Последняя цель более скрыта, она пока еще недостаточно регламентируется и конкретизируется программами, но без необходимого развития мотивов, потребностей, эмоций, познавательных, коммуникативных, творческих и других способностей невозможно и само овладение усложняющейся системой знаний, и тем более вхождение в культуру.
Цель обучения задается социальным заказом и определяется тем уровнем знаний, умений, навыков и качеств личности, которые актуальны требованиям общества на данном этапе его развития. Она в условиях современного динамично развивающегося общества меняется с интервалом в 15-20 лет, поскольку должна оперативно реагировать на смену социокультурной ситуации в стране и мире в целом.
В конкретном цикле процесса обучения его цели определяются на основе требований государственного стандарта образования, учебной программы, учета особенностей данного класса, уровня предшествующей подготовленности, образованности, воспитанности и развитости учащихся, а также с учетом возможностей самого педагога (личностных, дидактических, временных) и возможностей данного образовательного учреждения (кадровых, материально-технических и др.).
Личностный компонент в структуре обучения объединяет его субъектов, в качестве которых выступают педагоги и учащиеся. Важность данного компонента обусловливается тем, что успешность обучения напрямую зависит от того, насколько продуктивно в ходе обучения будут взаимодействовать учитель и учащиеся.
В настоящее время в дидактике изменились представления о сути взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения. Главным в деятельности педагога становится не трансляция учебного содержания, а равноправное личностное общение с обучающимся средствами своего предмета.
Методы, формы, средства обучения рассматриваются как оптимальные условия организации учения с целью постижения окружающего мира, наполненного для ученика личностно значимыми смыслами и ценностями. В силу этого сотрудничество, взаимопонимание с учениками, создание условий для их творчества становятся основными задачами педагога.
Мотивационный компонент в структуре обучения выделяется в силу того, что овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходят в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности, которая успешно осуществляется только при наличии познавательной мотивации. Она рассматривается как источник учебной активности учащегося, как внутренняя детерминанта процесса обучения.
Содержательный компонент в структуре процесса обучения отражает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в данном процессе. Это самый динамичный компонент в структуре процесса обучения. Он быстро реагирует на социальный заказ общества и меняется в соответствии с требованиями времени, отражая потребность в освоении новых и пересмотре имеющихся научных знаний с позиций научных достижений. Содержание образования определяется государственными образовательными стандартами.
Деятельностно-операционный компонент в структуре процесса обучения характеризует процессуальную сущность обучения, связанную с осуществлением взаимодействия педагога и учащихся в ходе передачи и освоения знаний, формирования умений и навыков. Данный структурный компонент выступает как организационный и определяет, каким способом происходят передача и освоение знаний. Содержание деятельностно-операционного компонента раскрывается через методы, формы, приемы и средства обучения, позволяющие «воссоздавать» в свернутом виде те мыслительные и практические операции (действия), которые совершались в процессе научного познания.
Оценочно-результативный компонент в структуре процесса обучения необходим в силу того, что оценка учителем качества знаний, умений и навыков учащихся и побуждение их к самооценке результатов собственной деятельности выступают важнейшими его стимулами. Результаты процесса обучения имеют количественные (отметка и оценка) и качественные характеристики (глубина, широта, прочность, системность, осознанность знаний, автоматизм умений и навыков и др.).
Все компоненты обучения как процесса находятся между собой в диалектическом единстве,поскольку изменение одного из компонентов с необходимостью влечет изменения во всех других компонентах (например, изменение целей обучения требует обновления содержания образования, влияет на отбор методов и конечный результат). В свою очередь, каждый компонент процесса обучения может быть представлен как отдельная целостная система меньшего порядка (система целей обучения, мотивов, методов и т.д.).