Личностно-ориентированный подход в целостном педагогическом процессе
Субъект-субъектная сущность взаимодействия педагога и воспитанника в целостном педагогическом процессе стала основой личностно ориентированного образования, которое является в настоящее время приоритетным как в педагогической теории, так и практике. Однако и учителя, и исследователи понимают по-разному суть такого образования, а следовательно, и по-разному представляют механизмы его реализации.
Трудности в определении сущности личностно ориентированного подхода связаны с множественностью существующих в науке представлений о личности и ее структуре. Несмотря на разноплановость концепций личности, большинство авторов едины в выделении в ее структуре трех основных компонентов. Называются они каждым автором по-разному. Однако, по сути, к первому компоненту относится то, что в личности сформировалось в результате влияния внешней среды, воспитания; ко второму – то, что возникло в результате собственных усилий, самовоспитания и самообразования; к третьему – то, что является врожденным, данным человеку изначально в виде биологических программ, инстинктов, наследственности (О.Л. Подлиняев).
Главным отличием в позициях авторов концепций личности является то, какой части личности отдается приоритет, за каким из компонентов признается ведущая роль.
Первая группа концепций – социодинамические – основывается на признании ведущей роли в становлении личности за внешними воздействиями социальной среды и воспитания (Б.Ф.Скиннер, Дж. Уотсон и др.). Человек, согласно этим концепциям, изначально представляет собой «чистый лист», а воспитание всемогуще – оно может сформировать личность с заданными характеристиками на основе рационального сочетания позитивных и негативных стимулов.
Вторая группа концепций – психодинамические – признает определяющей силой развития личности наследственность, врожденные инстинкты и биологические программы. В частности, З.Фрейд утверждал, что ведущими факторами развития личности являются биологические программы либидо и танатос, то есть сексуальные и агрессивные инстинкты. Согласно этой группе концепций, человек изначально порочен и агрессивен, что и определяет его становление, а роль воспитания заключается в переключении инстинктов в социально приемлемые формы деятельности.
Третья группа концепций – субъектнодинамические – утверждает, что человеческая личность – уникальная целостность, изначально способная к саморазвитию как реализации своей человеческой сущности (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Все люди изначально добры и справедливы, активны в стремлении самосовершенствования, а дело воспитания — создавать условия для реализации этого потенциала, для саморазвития личности.
В соответствии с первыми двумя концепциями личностно ориентированный подход может пониматься и как дрессировка» личности, целенаправленная ее обработка под определенные стандарты (социодинамические концепции); и как борьба с ее инстинктами, подавление ее негативной природы (психодинамические концепции).
Гуманистическая педагогика опирается на субьектнодинамические концепции личности в понимании личностно ориентированного подхода, поскольку именно ее способность к самосозиданию считается родовой способностью, характерной только для человека.
В этой связи личностно ориентированный подход представляет собой базовую ценностную ориентацию педагога, определяющую его последовательное отношение к учащемуся как к уникальной личности, самосознательному субъекту собственного развития и педагогического процесса.
Личностно ориентированный подход предполагает, что не только педагоги, но и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству – это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.
Личностно ориентированный подход – это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).
Личностно ориентированное образование, следовательно, – это образование, направленное на оказание помощи воспитаннику в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
По своей сущности личностно ориентированный подход является альтернативой социоцентрическрй модели педагогического процесса, в отличие от которой он направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.
При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в целостном педагогическом процессе, способствующее преобразованию субъектно-объектных в субъект-субъектные отношения между педагогами и их воспитанниками.
В настоящее время существует несколько авторских концепций личностно ориентированного образования (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская и др.).
В концепции И.С. Якиманской ученик рассматривается как субъект познания. Обучение в этой связи строится на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. Для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие.
Концепция В.В. Серикова представляет ученика как субъекта жизнедеятельности, поэтому обучение у него строится на основе жизненного опыта ученика (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.). Причем, таким образом, чтобы он мог стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни – настоящей и будущей. Для этого необходимо обеспечить, помимо интеллектуального развития, и личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое.
Концепция Е.В Бондаревской близка ко второй в широком понимании субъектности ученика. Однако она видит возможности развития субъектности не только в обучении, а в целостном педагогическом процессе. При этом автор исходит как из природосообразности (следовании специфике конкретных возрастных периодов), так и культуросообразности педагогического процесса. Ребенок развивается не только как субъект познания, субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры – ее носитель, хранитель, пользователь, творец.
Представляется, что концепция Е.В. Бондаревской наиболее полно и гармонично отражает идеи личностно ориентированного образования целостной личности. Она не исключает, а естественно вбирает в себя и поднимает на новый уровень первые две.
Названные концепции можно рассматривать как этапы развития идей личностно ориентированного образования. Школа или конкретный педагог, начинающие реализовывать эти идеи, могут пойти либо путем последовательного освоения и реализации в своей деятельности каждой концепции, либо сразу приступить к построению целостного личностно ориентированного педагогического процесса.
Вопросы и задания
1. Какова сущность педагогического процесса?
2. В чем заключается целостность педагогического процесса?
3. Дайте характеристику структуры целостного педагогического процесса.
4. Какие функции реализуются в целостном педагогическом процессе?
5. Каковы движущие силы целостного педагогического процесса?
6. Каковы закономерности целостного педагогического процесса? Дайте их классификацию.
7. Дайте характеристику основных принципов организации целостного педагогического процесса.
8. Назовите и охарактеризуйте принципы управления деятельностью воспитанников в целостном педагогическом процессе.
9. В чем сущность личностно ориентированного подхода в целостном педагогическом процессе?
Рекомендуемая литература
Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение в школе. – Ростов-на-Дону, 2006.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. — М., 1989.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических системах и теориях воспитания. – М. – Ростов-на-Дону, 1999.
Закон Российской Федерации «Об образовании». В редакции федеральных законов. — М., 2008.
Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). — М., 1984.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. – М., 2006.
Личностно ориентированное обучение: Хрестоматия. – М., 2005.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград, 1994.
Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. – М., 1997.
Хуторский А.В. Методика личностно ориентированного обучения. – М., 2005.
Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – Ставрополь, 2007.
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
Модуль III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ