Идеи трудовой школы и семейного воспитания в учениях русских педагогов начала 20 века (каптерев, вахтеров, лесгафт, гессен)
Известный рос. учёный, физиолог и педагог, Лесгафт пытался объяснить многие вопросы воспитания с чисто биологич. позиций. Осн. его заслуга – разработка основы развития физ культуры как базы для умственного волевого развития личности. Согласно Л., основными средствами физ-го развития должны явл-ся естественные физ-е упражнения. Вахтеров, раскрывая взаимосвязь педагогики с биолог., психол., антрополог., т.е с законами развития реб-ка в своей книге – основы новой педагогики, изложил своё понимание в развитии реб-ка, обуч и восп-я как единого процесса, получившего название эволюционной педагогики. Что касается Каптерева, то он близко стоял к экспериментальной пед-ке, но не ограничивался. На основе наук, особенно психолог. Он впервые в науке предложил целостную теорию общественного развития. Идеи трудовой школы являлись главными в деят-ти Каптерева, Вахтерова. Большая роль принадлежала оценке ручного труда как основе развитя физ сил человека, волевых качеств. Каптерев рассматривал труд во взаимосвязи с теоретическим процессом обучения. Был против ранней специализации. Вахтеров разрабатывал проблему соотношений общего и проф. обр-я, боролся за общеобразовательный хар-р школы и введении уроков трудового бучения рассматривал с политехнических позиций.
Каптерев.Наиболее известные его работы – педагогическая психология, пед-ий процесс, история русской педагогики. Практическая педагогическая деятельность К. в дореволюционный период заключается в преподавании психолого-педагогических предметов в петербургской духовной семинарии и параленьно. До 1918 г. он работал преподавателем, позже профессором в петербургском женском институте. Великая преподавательская, научная и чиновническая работа успешно смещается у К с грамадско-педагогической деятельностью, с организацией бацьковского гуртка. Он был одним из организаторов всероссийского съезда по семейному воспитанию. К. последовательно выступал за демократизацию образования, автономность и самоуправление школы, независимость учителей в опросах обучения и воспитания. В одном из своих артикулов он критиковал тотальную политизацию советской школе. мнение К о сущности школы и воспитания не противоречила признанию им необходимости развития у детей общественных интересов. Общественность он считал широкой харак-ой чел-ой природы, её потребностью. Он понимал её как способность к совместному труду, как чувство склонности к людям. Разработал понятие педагогического процесса.Ктакже оставил заметный след в пед. теории по вопросах содержания и методики обучения. В пед. анализе разных наук при выделения содержания общего образования, он исходил из точки зрения воздействия на учеников, руководствуясь при этом педагогическими целями. Предметы – природоведение (возможность наблюдать и сравнивать факты), математика рисование, лепка, музыка - эстетическое развитие, а социальные предметы – развитие общественных качеств человека. Самым важным в методике обучения К. считал вид добываемых знаний, или тот образ, с помощью которого знания переходят от учителя к ученикам. Выделял догматический(виды передаются в готовом виде), аналитический (знания раскладываются учмтелем на элементы и с них строится целое), генетический (показ. Процесс появления знаний их развитие) виды. Последний считал самым ценным.
Лесгафт организовывал разные курсы по подготовке учителей физического воспитания и образования, принимал участие в петербургском товариществе содействия физ-у развитию. Проблеме физ-го воспитания детей и молодёжи Л. посвятил двухтомную работу – руководство к физ. образованию детей школьного возраста, в ней показал возможности физ. культуры во всестороннем развитии человека – моральном, и эстетическом воспитании, в подготовке к труду, и раскрыл пути организации физ. Воспитания детей и подростков. Он сам добывался открытия детских катков, гимнастических залов, спортзалов. К оценке физ. культуры в развитии личности подходил с позиции психофизического манизму, согласно кот. физ. развитие обуславливает умственное развитие и духовность. Л. придавал большое значение воспитанию в физ. и духовном развитии реб-ка, особенно семейному. В семье под воздействием ближайшего окружения формируется тип реб-ка, его хар-р, а школа позже и должна удасканаливать его, ликвидировать недостатки семейного восп-я. В артикуле семейная жизнь реб-ка Л. выделил условия успешного физ и морального развития детей. Это чистота, порядок, отсутствие деспотизма, последовательность, возможность реб-ка самому раскрываться. Нельзя реб-ка делать человеком, можно только содействовать этому. Рассматриваль личность как высшую драгоценность. В отношении к методам обучения он исходит с закономерностей познавательного процесса и критикует методы, рассчитанные в основном на память. Считал, что на всех ступенях общеобразовательной школы методы обучения должны включать механическую работу.
Вахтеров – педагог-методист нач школы, учитель-практик, инспектор народных училищ, лектор на учительских курсах занимался разработкой программ, методов, учебников для нач школ. Внёс вклад в дальнейшую теоретическую разработку основ нач-го обр. и подготовку учителей. Один из сторонников введения всеобщего нач-го обучения., инициатор идеи учительского объединения. Написал –русский букварь, мир в рассказах для д1етей, на первой ступени обучения.
34.Учение Ленина о воспитании и образовании и его реализация в первых декретах и постановлениях о сов. школе.
Л. подчёркивал необходимость обеспечения полного всестороннего развития всех членов общества.Считал, что необходимо совершить культ-ю революцию тем рычагом, кот. обеспечит быстрый и всесторонний подъём куль-ы гл. образом рабоче-крестьянской бедноты. В 1-ую очередь необходимо было организовать для детей бесплатное обязательное обучение, дать настоящее и свободное образование. Л. считал, что сначала нужно подготовить культурных людей в условиях старого общества, потом строить социализм. В 20-е года началась компания ликбез и введение всеобщего образования, закрепление советской школы. Сов школу Л. рассматривал как важное ср-во культ-ой революции и коммунистического восп-я. Выделив её задачи, он указывает на полит. направленность школы, на её связь с общественной жизнью, с задачами строительства нового общества. Социалистическая школа по Л.–общенародная школа, кот. соответствует интересам всех рабочих, это ср-во строительства бесклассового общества, гл. задачей кот-го должно быть настоящее восп-е личности и всестороннее развитие чел-ка. В области обр-я Л-ая концепция была продолжением марксисткой теории всестороннего гармонического развит. личности. В 1-ую очередь Л. было развито в условиях учение о коммунистической морали, в кот. подвергалось неизменность моральных норм, их общечеловеческая ценность, подчёркивалась истор-ая и классовая сущность морали. Л. выделял свой критерий моральности в жизни общества и поведения отдельных личностей – революционный пролетарский интерес – моральность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества. На 1-ый план выделялась дисциплина рабочих и крестьян. Молодое поколение призывал воспитывать в дисциплинированном труде на корысть общества, в подчинении своих интересов интересам общества. Вопросы политех-го образов. тесно связывались Л. с трудовым обучением, воспитанием коммунистической морали. Л. не только развил осн. теоретические положения относительно содержания и направленности коммунистического воспит-я, но и дал установку на практ. решение задач по воспитанию нового поколения.
Первые декреты советского правительства по народному обр-ю: первый декрет от ноября 1917 г. о создании гос политики по просвещению (или наркомпрос под руководством луначарского).Комисориат долж. был разработать новую гос систему на основе принципов общедоступной шк. на всех уровнях, светский хар-р, демократизация, учёт местных и национальных особенностей в содержании и хар-ре восп. учебного процесса. Светский хар-р определялся декретом - о свободе совести в церковных и религиозных обществах(1918 г). Общее руководство обр-ем возлагалось на наркомпрос. в БССР декретом – о реорганизации шк. дела такая централизация управления шк. делом сочеталась с демократическими основами организации шк. дела на местах через губернские отделы напр. обр-я, созданные при местных исполнительных комитетах.
? 35.Развицце советской школы и Системы образования в 20-е -30 гг. Переход ко всеобщему начального обучения. Содержание и характер учебно-воспитательного процесса.
В период с 1918г. п 23г. обязательных вуч.планау НЕ существовала в советской школе. Нар-миры и губернские отделы народного адукацыи давали рекомендательные вуч.план и прикладные программы, по яких школы распрацоували свои программные документы. Много уваги уделялось изучению дэсцыплин естест-го и грамм-го характера, физичнае и эстетическое воспитание. Гимнастыка, игры, спорт, рисование. В 19г. в РСФСР был создан Государственный ученый совет. Были подготовлены новые Программы стипендиаты для школ 1 ступени. Это были каллектыуныя Программы стипендиаты, в яких вуч.матэрыял размяркоувауся по: 1.прырода и человек, 2.праца, 3.грамадства. Но в этих программе были недостатки. В конце 20г.было заимствование советской школой с иностранной школы «метода проектов». Это стимулировало издание наркоманом новых Программа-комплексов-проектов. Но введение бригадно-лабораторного метода, при котором ликвидировались классы, а вместо их уводилися бригады и звени. Это «новаторство» прыводила к уравниловке в оценке знаний учеников и было осуждено на партийной народе. В 30г. в СССР происходила реконструкция народного гаспадарки путем индустрыялизацыи прамысловасци и калектывизацыи сельскохозяйственной вытворчасци. Эти изменения суправажалися новаувяденнями в школе. Завяршэнни Ликбез и введения всеобщего начального обучения. Все деци павинны были оказаться в общеобразовательной школе1 ступени. Уч-не стало обязательным. В промышленных городах ци фабрично-завадских районах уводилася сямигадовая всеобщее обучение для детей, якия закончыли 1 ступень школы. Но в 30г. советская школа принимает новое направление, определены 2 пастановами ЦКВКП (б)-О начальной и средней школе, Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе. Были разработаны новые программы на основе предметного принципа. Рекомендованного выполнение д / з, проведение систэматычнага, индывидуальнага улику знаний через Цифровые аднаки. Был введен стабильно, для усих адины падручник. В постановлениях обращалось внимание на необходимость улучшения воспитательной работы, дысцыплинавання учеников. Пиянерская Организация была пераутворана во Внутришкольный орган борьбы за знания и дысцыплину. На конец 30г. советская школа стала таталитарнай, школой принуждения к знаний, а не свободного развицця детей.