Педагогическое творчество Л.Н. Толстого. Идеи свободного воспитания.

Пед. деятельность Т. (1828-1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Т. о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Он был сторонником Руссо о необходимости воспитание естественно, свободного человека, разделял его взгляды относительно Совершенно природы ребенка-первообраза гармонии, правды.Несмотря на кратковременное существование, работа шк-ы, кот-ю Толстой систематически освещал в своем пед-ом журнале «Ясная Поляна».Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Т., вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.Летом 1862 года в отсутствие Т. жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность. В ЯШ занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природовед. и географ., рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Т., сообщал детям в форме худ-ых рассказов на уроках рус. языка. Определенного уч. плана, .программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Т. замечает, «как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.Учащиеся делились на три класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40-50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6-7 часов вечера. Д\ з не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым. Т. принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания. Т. создал свою теорию гуманистического воспитания, стержнем кот-ой явл. учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании чел-ка в течение всей его жизни. Признавал только то образование, кот-ое опирается на собственный опыт ученика и исходит из реальной жизни, а не только готовит его к будущей.Педагогический процесс должен оказать помощь чел-ку в его открытии и реализации в жизни. Образование выступает как основной фактор развития культуры, гуманизации и гармонизации жизни.Т.-религиозен. В 1849 г Толстой начинает заниматься с крестьянскими детьми в Яснополянском имении. Но это были случайные уроки, заключавшиеся в основном в том, что он обучал некоторых крестьянских детей грамоте.Изучал состояния народного образования в ряде стран Зап. Европе и сравнение с Россией. Однако посещение заграничных школ вызывает разочарование (насилие и принуждение). Мысль о том, что ребенка развивает и воспитывает сама жизнь, окружающая среда. Свободное воспитание, по Т., вкл. в себя 2 аспекта.1– свобода в организации школ (дело народного образования должно быть в руках самих трудящихся). 2 – свобода как пед. принцип. Здесь Т. основывается на своих взглядах об изначально заложенных в ребенке качествах личности. Свободное воспитание представлялось ему как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств. Граница свободы должна определяться учителем, его знанием, его способностью руководить школой; свобода это не может быть предписываема, мера этой свободы есть только результаты большего или меньшего знания и таланта учителя. Свобода ученика явл. результатом пед-их усилий, при которых создаются условия к проявлению всех творческих сил и способностей ученика. В реализации теории Т главное – правильные взаимоотношения учителя с учениками. Толстой стремился, чтобы методы и приемы не заслоняли главного – личности ребенка. В 70-е годы Т. особенно интенсивно сочетал научную педагогическую деятельность с практической работой в ЯШ. Т. отрицал не воспитание вообще, а воспитание, основанное на принуждении. В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге Т. составил «Новая азбука».«Педагогические заметки и материалы»: дидактические взгляды (Обучение – многосторонний процесс, а не только воздействие на интеллект ребенка. Обучение должно представлять собой процесс активной, сознательной и творческой переработки и усвоения учебного материала.). Толстой был противником казарменной дисциплины. Он был за такую дисциплину, которая устанавливается в процессе работы и поддерживается самими детьми, увлеченными работой. Не придавал важного значения структуре урока. 80-е и 90-е гг – большое значение придает проблеме нравственного воспитания. Утверждает, что нельзя сводить нравственное воспитание к воспитанию хороших манер. Теория всеобщей любви к людям, всепрощения, непротивления злу насилием. Убеждение, что труд – условие и критерий нравственной воспитанности человека. Большое значение самовоспитания.





30. Реформаторская педагогика зарубежных стран(конец 19 – нач. 20 вв)и её основные направл.

Потребность в образовании школы и педагогики становилась всё более актуальной.В связи с этим появилось огромное количество различных пед. Теорий,которые получили название реформаторская педагогика.Педагоги-реформаторы выступали за:1)школу,которая не только и не столько сообщает знания,сколько заботится об общем развитии детей,вырабатывает у них умения наблюдать факты,делать обобщения,самостоятельно приобретать знания,в которой в интересах развития личности изменены содержание,формы и методы обучения.2)за школу,в которой учебный процесс построен в соответствии с принципом природосообразности.3)за школу,в которой созданы комфортные психологические условия для обучения и воспитания.4)за школу,в которой умственная деятельность соединена с трудовой.

Э. Кей полагала,что воспитатель должен предоставить природе ребёнка спокойно и медлен помогать самой себе.Идеал воспитания состоит в том,чтобы детям всегда было весело и чтобы им нечего было бояться.Кей считала,что обучение ребёнка можно начинать только тогда,когда ему самому захочется что-нибудьузнать.Кей видела цель школьного образования не в передаче суммы знаний,а в общем развитии ребёнка,формировании пытливого,исследовательского отношения к миру.

Не менее популярными остаются до настоящего времени концепция и опыт итальянского врача и педагога М. Монтессори,попытавшейся реализовать идеи свободного воспитания дошкольников в домах ребёнка.Её основные работы:»дом ребёнка»,»метод научной педагогики».Основным методом,впервые открытым Монтессори в педагогике,является поляризация внимания,т.е. глубокое проникновение ребёнка в «дело»,способность к медитации,внутпенней собранности во время работы.Гл. принцип пед. Теории М.-свободный выбор работы.Ребёнок сам выбирает материал,сам себе усложняет задания в работе с ним.М. считала,что в основе нравственного воспитания должно быть развитие морального чувства.Под ним она понимала чувсво симпатии к людям,сопереживание их огорчениям и радостям.

Наиболее знаменитым событием в заруб. Пед. 19-20 вв. следует считать зарождение экспериментальной педагогики,которая стремилась разрешить вопросы преподавания и воспитания согласно законам и нормам биологич. и соц. наук с помощью опыта,статистики и систематического наблюдения.Ведущими идеями экспер.пед. явл.:пристальное внимание к изучению ребёнка,определённая результативность в познании психических процессов и свойств детей.(Лай,Мейман,Бине и др.)

А. Лай выдвинул идею о превращении пед. Из науки описательной в экс. исходный принцип его концепции:каждая осознанная реакция,каждое инстинктивное и волевое действие складывается из трёх функций:воздействия,переработки и ответственного действия».при этом рефлекторный акт протекает по одной и той же схеме:восприятие-переработка-выражение.Кроме разработки уч. плана,Л. важное внимание уделил обоснованию методов преподавания в своей школе,ориентированных на учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.Он рекомендовал практические и творческие работы школьников в лабораториях,мастерских,уход за растениями и животными,лепку,игры.Концепция Лая-важная ступень в познании ребёнка и пед. теории.Он справедливо ставил в зависимость от псих.-биолог. фактора результаты воспитания.Лидером пед. Прагматизма явл. амер. Филовоф,социолог,психолог,педагог Дж. Дьюи.Осн. чертами его научной теории были педоцентризм,опора в обучении на интересы и инстинкты детей,широкое применение труда в обучении,проблемный хар-р обучения,метод учения подсредством делания.Д. выступал за практическую направленность воспитания,предлагая решать его задачи посредством спонтанного воспитания ребёнка,т.е.выдвинул идею создания»инструментальной» педагогики.Согласно этой конц. Обучение должно сводиться к игровой и трудовой деятельности,где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания.

Г. Кершенштейнер вошёл в историю пед. мысли как организатор и реформатор дошкольного и профессионального образования молодёжи,как автор теории гражданского воспитания и трудовой школы.К. доказал,что в эпоху разделения труда каждый человек должен иметь проф. специализацию.В задачу труд.школы должна входить профес.подготовка учащихся с приданием ей нравственного значения и воспитание гражданина-патриота.Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением,которое готовило бы детей из народа к будущей трудовой деятельности,причём основная её цель не сообщение знаний,а выработкау уч-ся элементарных навыков и воспитание дисциплины поведения.

Наши рекомендации