Культура и просвещение в русских и белорусских княжеств периода Киевской Руси(IX-XVI вв.) и феодальной раздробленности (XIII-XIV вв.). педагогические памятники.

В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь переняла от Византии образец монастырской образованности, негативно относящейся к светским знаниям. И так как то был период расцвета Византии, то смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством дало любопытный сплав древнерусского православия с оригинальной концепцией воспитания человека.

Разделение Церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культуру. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невостребованной. Позже, когда Византийская империя заключила унию с Католической церковью (1439), это отношение распространилось и на позднюю византийскую культуру. В результате на Руси оформился особый, замкнутый культурный мир, отличающийся языковой изолированностью и религиозной нетерпимостью. Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки. Древнерусское государство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспитание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сложившимися в каждом сословии традициями. Начальное образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христианского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства. Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохозяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чтению, письму, церковному пению. Характерно, что в сословии феодально-племенной знати широко практиковалось воспитание детей подросткового возраста в семьях незнатных общинников (дядькование). Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не только читались, но заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киевском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв. Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, однако была вынуждена мириться с этим явлением.

Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». В XI—XIII вв. они открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужских, так и женских. Их основная задача — «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом ученикам сообщались сведения из истории различных стран и окружающей природы.

Образование повышенного типа можно было получить самостоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Монастыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, включавших сочинения отцов Церкви, иногда светские произведения. Они привлекали книжников — лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами .

В X—XI вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. Впедагогической литературе того времени содержались советы по воспитанию у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших. Одной из наиболее известных книг, дошедших до нас, является

«Изборник Святослава» (1073), который содержал элементы знаний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений. Материал,изложенный в ясной и доступной форме, помогал овладеть знаниями в духе византийской образованности.

Оригинальным педагогическим памятником XII в. считается «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое представляет собой своеобразный кодекс, свод правил нравственного воспитания того времени. Князь дает советы своим детям, как жить, призывает любить родину, защищать ее, быть гуманными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество. При церквях и монастырях открывались училища, параллельно с ними развивалось индивидуальное домашнее обучение-школа грамоты.

В период феодальной раздробленности осуществилось обособление белорусского, украинского и русского народа, формирование их культурно-просветительских, языковых особенностей. При монастырях и церквях работали школы, велась переписка книг, создавались берестяные грамоты. Высокий уровень письменности имел место даже среди простых людей.

Просвещение и гуманистическая педагогическая мысль в Зап. Европе впериод Возрождения(В) и Реформации(Р) (XIV-XVI вв.)

В европ-ой культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и чел-ка, отличающихся от средневекового религиозно-догматического. Самые передовые мыслители провозгласили идеи гуманизма, а чел-ка признали тогда высшей ценностью на земле.

В-время великих изобретений и открытий,развития куль-ры, науки, образ-я.

Возникнув в Италии, идеи В проникают вначале во Франц., затем в др. западноевроп. страны. Осн. черты организации обуч. в период В-я: развитие интересов и способностей к обучению, учёт при этом особенностей детского возраста, индивидуализация обуч. и воспит-я. Педагоги-просветители эпохи В подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспит-я. Франсуа Рабле (1494-1553)–франц. писатель, в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» критикует воспит. того времени и представляет идеал гуман-ого воспитания, заключающегося в заботе о подготовке к жизни сильного физ-образ-ого и хорошо воспитанного чел-ка.Томос Мор (1478-1535) — англ. мыслитель, в своем труде «Остров Утопия» изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считал воспит. высокой нрав-ности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта - воспитание, нравственные черты, отличающие гармонию развитого человека. Гос-ные школы признаны развивать в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обуч. с трудом. Обучать нужно на родном языке, обучать нужно всех: и мальчиков, и девочек.Гл. идеями педагогов гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физ., умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физ.Наказ-ий, приобщ. к труду.

С Втесно связана Р как антифеодальный, соц.-полит. движение в Зап. и Сев. Европе, кот-ый принял религиозную форму и выразился в борьбе против насаждения католицизма, в том числе против привилегий католического духовенства на руководство культурой и образованием.

Протестантские организации придавали большое вним. школьному образованию как средству воспитания новой идеологии, подготовки своего духовенства, образованных гос-ных чиновников. Поэтому они организовали много новых конфессиональных школ, преимущественно начальных, в которых обучение проходило на родном языке. Содержание обучения имело рационалистическое направление (природовед.,арифмет., ист. и т.д.)

Под воздействием Р в Европе изменилась среднее и высшее образование. Так, в среднем звене сложилась латинская школа (позднее классическая гимназия), она готовила к поступлению в университет или к проповеднической христианской деятельности. Главное место в них занимали греч. и лат. языки, христианское вероучение, музыка и пение. Высшее образование давали универ-ты. В них кроме богословского большое значение имел юр..фак..

Наши рекомендации