Просвещение и пед. мысль в Византии.

Высокого уровня развития достигли домашниеформы воспитания и обучения детей имолодежи.В со­стоятельных и знатных семьях не только мальчики, но и девочки овладевали грамотой и получали достаточное книж­ное образование.

Воспитание и образование зависело от родителей, дети получали образование не только в светских семьях но и в семьях ремессленников если родители были образованны.

На первой ступени обучения — в школах грамоты — дети получали элементарное образование, называемое «пропедиа».(5-7лет)

Византийская школа грамоты — христианизированное продолжение эллинистической элементарной школы.

Элементарные школы для большинства были единствен­ной ступенью организованного обучения. Были и такие на­чальные школы, где учились исключительно по библейским книгам и сочинениям христианских писателей.

Среднее образование византийцы получали в частных, церковных и государственных грамматических школах(ему особо уделялось значение т.к покровительствовали сами императоры). Большее внимание уделялось грам­матике, риторике, диалектике и поэтике.

Наличие высшей ступени образования — характерная чер­та византийской цивилизации. В этом отношении Византия являлась прямой наследницей высших школ греко-римско­го мира.

Огромное влияние на формирование византийско-православной педагогической мысли оказал Иоанн Златоуст, один из наиболее известных проповедников восточной хрис­тианской церкви. В его проповедях излагались основы хрис­тианской методики обучения и нравственного воспитания. Им пропагандировались с учетом античного наследия такие методы воспитания, как наставление и беседа

В сочинении «О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг» Василий Кесарийский выступает как мудрый педагог, формирующий у своих учеников спо­собность критического и доброго отношения к наследию предшествующей культуры.

Умственное образование Василий Кесарийский ставил на первое место: все должно быть подвергнуто анализу, мыс­ленному активному рассмотрению; при помощи постигаю­щего разума ученик должен находить верные соответствия и формулировать истинные понятия; познание внешнего мира есть путь к познанию Бога, поскольку мир сотворен Богом. Отсюда изучение светских наук не самоцель, а средство по­знания истинной, с позиции теолога, реальности.

Иоанн Дамаскин справедливо считается первым средне­вековым схоластом. Идеи, высказанные им в трактате «Ис­точник знания», повлияли на западноевропейское богословие, в частности на воззрения Фомы Аквинского и еще в большей мере — на воззрения древнерусских мыслителей.

6. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе в период Средневековья (IX-XVI вв.)

Крупной полити­ческой силой и идеологическим оплотом феодального строя была католическая церковь. Она играла большую роль в жизни средне­векового западноевропейского общества. Церковь оправдывала эксплуатацию народных масс.

Католическое духовенство крайне враждебно относилось к ан­тичной культуре: науке, искусству, школе; оно пропагандировало взгляд на ребенка как на существо, от рождения причастное к «первородному греху», который следует побеждать путем воспи­тания «в страхе божьем».

При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы. Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии и нравственности, учили их читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение, Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников под­вергали тяжелым физическим наказаниям.При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные, или соборные школы, которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащим­ся повышенное образование. Содержание его составляло богосло­вие и так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика (начатки религиозной философии), арифме­тика, геом, астроном, музыка. В соборных школах в основ­ном готовилось высшее духовенство.

Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и об­разование, заключавшееся в овладении семью «рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года оруже­носцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией.

Дочери феодалов получали образование дома и в женских мо­настырях, где их воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преи­мущественно светской, культуры. Горожане, боровшиеся с фео­дальным гнетом, выступали и против католической церкви. В го­родах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы — гильдейские школы. В этих школах, созданных город­ским населением, а не церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке.

Наши рекомендации