Раздел IV. Система проектных и непроектных мероприятий Программы
4.1. Краткое описание проектов Программы до 2016 года.
4.1.1. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в образовательных учреждениях Чайковского муниципального района».
4.1.2. Управленческий проект «Создание комплексных служб психолого-медико-социально-правовой помощи в муниципальных образовательных учреждениях».
4.1.3. Проект «Социальное партнерство как ресурс расширения возможности одаренных детей».
4.1.4. Проект «Единый банк образовательных ресурсов».
4.1.5. Проект «Информационно-образовательная среда общеобразовательного учреждения в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты».
4.1.6. Проект «Обновление образовательной программы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Федеральными государственными требованиями к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
4.1.7. Проект «Создание новой модели сопровождения педагога в ходе аттестации».
4.1.8. Проект «Введение федеральных государственных стандартов начального общего образования в Чайковском муниципальном районе до 2015 года».
4.1.9. Проект «Тьюторский клуб педагогов».
4.1.10. Проект «PR в образовании».
4.1.11. Проект «Создание модели предпрофильной подготовки, ориентированной на индивидуальные образовательные программы учащихся».
4.1.12. Проект «Дошкольное образование в Чайковском муниципальном районе» на период 2012-2016 годы.
4.1.13. Проект «Управление человеческими ресурсами».
4.1.14 .Проект «Сетевое обучение в Новом образовательном центре учащихся сельских территорий».
4.1.15. Проект «Развитие специального (коррекционного) образования в Чайковском муниципальном районе».
4.1.16. Непроектные мероприятия Программы.
Раздел V. Перечень целевых показателей эффективности реализации муниципальных проектов долгосрочной целевой «Программы развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2012-2016 годы»
Раздел VI. Сводные финансовые затраты долгосрочной целевой «Программы развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2012 - 2016 годы» (ресурсное обеспечение муниципальных проектов)
6.1. Сводные финансовые затраты долгосрочной целевой «Программы развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2012 - 2016 годы» (ресурсное обеспечение муниципальных проектов за счет бюджета Чайковского муниципального района).
6.2. Сводные финансовые затраты долгосрочной целевой «Программы развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2012 - 2016 годы» (ресурсное обеспечение муниципальных и региональных проектов и непроектных мероприятий за счет бюджетов Пермского края, Российской Федерации и внебюджетных источников).
Паспорт долгосрочной целевой «Программы развития системы образования Чайковского муниципального района
На период 2012-2016 годы»
Наименование Программы | Долгосрочная целевая «Программа развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2012-2016 годы» |
Основание для разработки Программы | 1. Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2. Национальный проект «Образование»; 3. Концепция модернизации российского образования; 4. Национальная образовательная стратегия–инициатива «Наша новая школа»; 5. Закон Пермского края от 12.05.2010 года № 585-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края»; 6. Программа социально-экономического развития Чайковского муниципального района на 2009-2011 годы и на период до 2015 года; 7. Устав муниципального образования Чайковский муниципальный район; 8. Постановление администрации Чайковского муниципального района от 17.03.2011 года № 592 «О разработке, формировании и реализации целевых программ; 9. Решение Земского собрания Чайковского муниципального района от 29.06.2011 года № 53 «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой «Программы развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2012 - 2016 годы». |
Разработчик Программы | Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района |
Ответственный исполнитель Программы | Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района |
Исполнители программы | Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района |
Цель Программы | Формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей доступное качественное образование, всестороннее развитие личности и укрепление здоровья. |
Задачи Программы | Развитие человеческого потенциала на основе повышения качества жизни населения с помощью обеспечения доступности и улучшения качества социальных услуг; повышение качества дошкольного и общего образования. |
Основные этапы реализации Программы | Основные этапы реализации проектных и непроектных мероприятий Программы представлены в разделе IV. «Система проектных и непроектных мероприятий Программы» |
Срок реализации Программы | 2012-2016 гг. |
Объемы и источники финансирования Программы | Средства на реализацию программы предоставляются: 1. из местного бюджета Чайковского муниципального района; 2. из бюджета Пермского края, в том числе региональный и федеральный; 3. за счет внебюджетных средств. 2012 год – всего по программе -114544,30 тыс. руб., в т.ч.: 1.местный бюджет – 64332,20 тыс. руб., 2.бюджет Пермского края – 47728,10 тыс. руб., 3. внебюджетные средства – 1384,00 тыс. руб. 2013 год - всего по программе – 127459,20 тыс. руб., в т.ч.: 1.местный бюджет –57646,40 тыс. руб., 2.бюджет Пермского края –68297,90 тыс. руб., 3. внебюджетные средства –1514,90 тыс. руб. 2014 год - всего по программе 94489,20 тыс. руб., в т.ч.: 1.местный бюджет – 44217,20 тыс. руб., 2.бюджет Пермского края – 48640,90 тыс. руб., 3. внебюджетные средства – 1631,10 тыс. руб. 2015 год - всего по программе 98047,26 тыс. руб., в т.ч.: 1.местный бюджет – 45567,86 тыс. руб., 2.бюджет Пермского края – 50726,00 тыс. руб., 3. внебюджетные средства – 1753,40 тыс. руб. 2016 год - всего по программе 88363,30 тыс. руб., в т.ч.: 1.местный бюджет – 43857,80 тыс. руб., 2.бюджет Пермского края –42665,90 тыс. руб., 3. внебюджетные средства –1839,60 тыс. руб. |
Целевые показатели Программы | Перечень целевых показателей представлен в разделе V «Перечень целевых показателей эффективности реализации муниципальных проектов долгосрочной целевой «Программы развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2012-2016 годы» |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке | Повышение качества жизни населения. |
Контроль за реализацией Программы | Земское собрание Чайковского муниципального района, Контрольно-счетная палата муниципального района, администрация Чайковского муниципального района. |
I. Общие положения
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы.
Долгосрочная целевая «Программа развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2012-2016 годы» (далее Программа до 2016 года) является в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Национальной доктриной образования РФ (2000-2025 годы), Федеральной программой развития образования, Национальным проектом «Образование», Концепцией модернизации российского образования, Национальной образовательной стратегией–инициативой «Наша новая школа», организационной основой муниципальной политики администрации Чайковского муниципального района в области образования, рассмотрения администрацией муниципального района системы образования в качестве необходимой базы для социально-экономического развития, решения проблем социально-экономического развития средствами системы образования.
Разработка и реализация Программы до 2016 года входит в состав работ, связанных с формированием обязательного перечня государственных документов, необходимых для деятельности исполнительной и законодательной власти, ведомства: план мероприятий и бюджеты на один и на 3 года, программа устойчивого развития на 5-8 лет, стратегический план развития на среднесрочную перспективу (10-15 лет) и основные направления (стратегия) развития на 25-30 лет.
Программа как первоначальный и консолидирующий документ для системы образования и основы для формирования программы социально-экономического развития муниципального образования содержит в себе элементы всех перечисленных выше 5 документов.
Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования районной системы образования, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций).
Начальные этапы работы над Программой:
I этап (январь – июль 2010 года):
1) Подведение итогов реализации предыдущей «Программы развития системы образования на период 2006-2010 годы». Анализ актуального состояния системы образования, выявление проблем и возможностей, формулировка основных целей и задач системы образования на новый период (2011-2016 годы).
2) Подведение итогов работы системы образования в 2009-2010 учебном году, разработка плана работ на 2011-2012 учебный год, подготовка августовской конференции.
3) Разработка основных концептуальных подходов и методических рекомендаций к разработке Программы по развитию инновационной деятельности в образовании на базе проектной деятельности и проектной культуры.
4) Соотнесение теоретических основ концепции и Программы развития системы образования с общероссийскими подходами, зарубежным опытом, мировыми тенденциями развития образования.
5) Проведение исследований в форме методических, проектировочных и проблемно-целевых семинаров, августовской конференции с разными субъектами (специалистами) муниципальной системы образования и специалистами других ведомств, представителями администрации Чайковского муниципального района.
6) Проведение оценки состояния и тенденций развития системы образования на основе анализа отчетов, имеющихся в Управлении общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального район, других ведомствах, чтобы наиболее точно определить основные проблемы развития образования на 2012-2016 гг.
7) Оформление основных проектных идей, составляющих содержание Программы до 2016 года.
II этап (с 1 сентября по 31 декабря 2010 года):
1) Подготовка текста Программы до 2016 года для обсуждения на Муниципальном совете по развитию образования Чайковского муниципального района и проведение независимой экспертизы.
2) Обсуждение проекта Программы до 2016 года на Муниципальном совете по развитию образования, Совете директоров, Совете заведующих, в коллективах образовательных учреждений.
3) Оформление концепции долгосрочной целевой «Программы развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2012-2016 годы» (далее «Концепция»).
III этап (с 11 января по 31 декабря 2011 года):
1) Подготовка Концепции для утверждения на заседании Земского собрания Чайковского муниципального района (согласование со структурами администрации Чайковского муниципального района).
2) Утверждение Концепции на заседании Земского собрания Чайковского муниципального района.
3) Утверждение Программы постановлением администрации Чайковского муниципального района.
4) Формирование бюджета Программы до 2016 года.
II. Научно-теоретическое обоснование основных положений «Программы развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2012-2016 годы»
2.1. Анализ ситуации, связанной с предыдущим этапом развития системы образования Чайковского муниципального района
Программа развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2006-2010 гг.» выполнена по основным направлениям и показателям:
1. Ориентация Управления общего и профессионального образования администрации Чайковского района в условиях сложного кризиса страны на разработку среднесрочной муниципальной программы развития системы образования, согласованной с основными тенденциями изменения мирового, отечественного и регионального уровней образования, себя оправдала.
2. Опыт реализации программы доказывает, что траектория эволюционного устойчивого развития системы образования, включающая в себя стабилизацию на основе перспективного развития, оправданную оптимизацию и обновление с сохранением преемственности и надёжности функционирования всей системы образования, является оптимальной, обеспечивает целостность развития системы.
3. Избранные направления обновления системы образования: демократизация, гуманизация и гуманитаризация, вариативность, профилизация, доступность, преемственность, информатизация, развивающее обучение – позволили не только качественно совершенствовать образовательную деятельность в целом, но и накопить богатый инновационный опыт для перспективной модернизации всех сторон системы образования.
4. В результате реализации общей, творческо-поисковой программы развития системы образования в районе сложилась динамичная и вариативная система с устойчивыми прогрессивными тенденциями обновления по всем направлениям развития.
5. Общее образовательное пространство района стало сложно дифференцированным как по горизонтали, так и по вертикали: 2/3 учреждений образования включились в определенной мере в различные формы инновационной образовательной деятельности.
6. Анализ процесса реализации «Программы до 2010 года» показал, что общественно-государственная форма управления развитием образования, осуществляемая на муниципальном и институциональном уровнях, является достаточно динамичной и может реально выполнять консолидированный социальный заказ (государства, местного сообщества, различных социальных групп, семьи, личности).
7. Выполнение «Программы до 2010 года» закономерно порождает необходимость разработки новой программы, которая продолжает, углубляет и расширяет все позитивные достижения и даёт новый импульс к системному совершенствованию системы образования района и всех её участников (субъектов образования).
Инновационный опыт развития системы образования района в контексте выполнения «Программы до 2010 года»:
- становление систем развивающего обучения (Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, «Школа-2100» и др.) в системы образования района;
- переход от теоретической стадии осмысления сущности и причин кризиса в образовании к стадии программно-целевого комплексного преодоления кризиса и переходу к образованию на демократических принципах развития. Создание условий для реализации матричной модели управления системой образования;
- становление образовательных учреждений нового типа, обретающих новый статус субъектов деятельности с юридической, финансово-хозяйственной, педагогической самостоятельностью;
- расширение и углубление работы творческих педагогических лабораторий и опытных педагогических площадок на базе образовательных учреждений, мастерских, проблемных групп, разрабатывающих теорию и практику развития системы непрерывного образования в соответствии со способностями, интересами и здоровьем детей;
- опыт развития районной системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неблагополучных семей, детей с общей школьной дезадаптацией и девиантным поведением;
- разработка проблем современной философии образования для преобразования устаревшего мировоззренческого и методологического основания традиционной системы образования;
- развитие районной системы анализа и контроля образовательной деятельности, особое место в которой отводится экспертизе, обеспечивающей процессы лицензирования, аттестации, аккредитации образовательных учреждений, внедрения инновационных процессов, в целом развитие системы образования;
- создание значительного инновационного опыта в области информатизации, здоровьесбережения в образовании, мониторинга (условий, процесса, результата);
- разработка системы экологического, правового и экономического образования, предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях района, проблем информатизации, дополнительного образования;
- наличие в районе центра информационно-коммуникационных технологий и Диагностико-информационно-методического центра – способных объединиться в особую организацию, которая станет координирующим научно-методическим, учебно-методическим органом, интегрирующим усилия специалистов системы образования и других ведомств, образовательных учреждений, способствующего успешности проектирования, планирования работ до внедрения конкретных разработок в практику образовательных учреждений;
- наличие в районе Психолого-медико-педагогического центра «Камертон» и Психолого-медико-социального центра, также способных объединиться для создания эффективной системы профилактики социально-опасных явлений и сопровождения приемных и опекунских семей, создание муниципальной системы профилактики социально-опасных явлений у учащихся общеобразовательных учреждений;
- расширение вариативности образования (появление образовательных учреждений разных типов и видов) при сохранении управляемости этим процессом;
- опыт соединения деятельности образовательных учреждений, учреждений культуры, здравоохранения, центра занятости населения района;
- развитие системы дополнительного образования, решение отдельных проблем интеграции основного и дополнительного образования, взаимодействие с системой профессионального образования;
- совершенствование образования детей с ограниченными возможностями через разработку авторизованных программ педагогов, интегрирующих общее и дополнительное образование, разработка особых подходов к психолого-педагогическому сопровождению детей, имеющих минимальные мозговые дисфункции;
- совершенствование системы повышения квалификации работников образования на основе долевого участия региона, муниципалитета и образовательных учреждений, создания представительства Пермского краевого института повышения квалификации работников образования на базе Диагностико-информационно-методического центра, установление новых связей с научными центрами, договорные отношения с образовательными учреждениями.
Основными нерешенными проблемами системы образования района остаются:
1. неравные возможности доступа детей из различных социальных групп населения к качественному образованию всех уровней;
2. недостаточная развитость различных форм дошкольного образования; отсутствие частных детских садов;
3. сохраняющийся разрыв между количеством мест в муниципальных детских садах и количеством родителей, желающих устроить своих детей в муниципальные детские сады;
4. недостаточно высокие темпы повышения средней заработной платы работников системы образования;
5. высокие затраты на тепло-энерго-ресурсы, потребляемые образовательными учреждениями;
6. выполнение образовательными учреждениями несвойственных для них функций (организация питания, подвоз учащихся и др.);
7. наличие значительного числа нелицензированных образовательных учреждений;
8. низкие темпы приведения имущественного комплекса в соответствие с современными требованиями;
9. недостаточность ресурсов (кадровых, материально-технических, информационных) для перехода к индивидуализированному образованию;
10. недостаточная готовность системы образования Чайковского муниципального района к переходу на Федеральные государственные образовательные стандарты;
11. продолжающееся старение педагогического и управленческого состава. Отсутствие реальных механизмов привлечения в систему образования молодых специалистов и развития их профессиональной компетентности;
12. отсутствие механизмов запуска новой модели повышения квалификации педагогических кадров;
13. недостаточное использование возможностей информатизации для организации и управления образовательным процессом и повышения качества образования;
14. снижение уровня здоровья детей и специалистов в образовательных учреждениях, связанного в том числе с дефицитом носителей норм физической культуры в системе образования;
15. отсутствие в полном объеме необходимых условий, средств предупреждения и снижения роста наркомании, криминогенного поведения детей;
16. недостаточно результативная система работы с интеллектуально-одаренными детьми, отсутствие системы работы с социальной одаренностью детей, слабая управляемость системой работы с творчески одаренными детьми;
17. недостаточная эффективность психолого-педагогической, социальной поддержки детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и неблагополучных семей, детей с общей школьной дезадаптацией и девиантным поведением;
Решение всего этого комплекса проблем может привести к устойчивому повышению качества образования на всех его уровнях и создать реальную базу для повышения качества жизни населения территории.
2.2. Структура социального образовательного заказа «Программы развития системы образования Чайковского муниципального района на период 2012-2016 годы»
Программа развития системы образования Чайковского муниципального района на период до 2065 года разработана на основе социального заказа, сформированного системе образования на 4-х уровнях:
Глобальный уровень - общественный заказ на развитие системы образования, способной подготовить человеческий потенциал к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе XXI века, в соответствии с его прогрессивными тенденциями и для решения глобальных проблем человечества: растущей сложности и динамизма изменений; глобализма и взаимозависимости; толерантности, креативности (роста творческой самореализации); интеграции и высокой автономной дифференциации; открытости и демократизации; гуманизации (интегральной ориентации на свободное и культуросообразное развитие человека); научно-технического прогресса и наукоемкого технологизма; универсализации; полилога культур, цивилизаций, мировоззрений, народов, государств; индивидуализации; информатизации; коэволюции общества и природы.
В конечном счете, всеобщая сторона выражения социального заказа может быть определена в форме потребности сообщества МО на развитие перспективной муниципальной системы образования в максимальном соответствии ее прогрессивным чертам и тенденциям развития гуманистической системы образования в контексте устойчивого мирового развития.
Федеральный уровень - социальный заказ на развитие муниципальной системы образования совпадает с ориентирами правительственной стратегии модернизации образования в России, в том числе с Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа».
В течение 20 - 25 лет необходимо существенно поднять конкурентоспособность страны на международной арене на основе подъема конкурентоспособности ее людских ресурсов. Страна конкурентоспособна настолько, насколько конкурентоспособен ее человеческий потенциал, уровень развития которого определяется качеством современного образования и науки. Приоритетное, опережающее, перспективное развитие образования – основа устойчивого социально-экономического и духовного развития общества, важнейшее средство выхода страны из системного кризиса, в том числе из кризиса самого образования.
Развитие российского общества, понимаемая как эволюционный переход от индустриального к информационному обществу (постиндустриальному), опирается на модернизацию всей системы образования. Российская система образования должна перейти из режима выживания и стихийного обновления в режим устойчивого развития в социально-ориентированной рыночной экономике и для ее модернизации в интересах человека. В перспективе до 2015 года решающим становится модернизация общего образования в контексте развития системы непрерывного образования (его содержательное и структурное обновление) и соответствующее ресурсное обеспечение образовательной сферы. Ресурсы должны направляться не на консервирование системы, а на ее эффективное обновление.
Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования воспитывала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений; толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; социально-экономическая компетентность и правовая культура: освоение основополагающих прав и свобод, правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.
Необходимо осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Приоритетами образования для модернизации общества должны стать: облегчение социализации в рыночной среде; противодействие негативным социальным процессам; обеспечение социальной мобильности в обществе; поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное (постиндустриальное) общество; образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека, его получающего.
В целом, общефедеральная составляющая социального заказа для муниципальной системы образования сводится к ряду требований: оптимальному согласованию местной образовательной политики и программы развития системы образования в муниципальном образовании с федеральной политикой и программой; к разработке такой программы развития, которая реально могла бы способствовать превращению системы образования в основу социально-экономического и духовного развития района; к подготовке в программе всех необходимых оснований, условий, средств для эффективной модернизации и реформирования системы образования; ее творческой конкретизации к условиям муниципального образования, его образовательному потенциалу.
Региональный уровень - в социальном образовательном заказе района отражает степень представленности в структуре этого заказа особенных интересов, потребностей края как субъекта Федерации, которые сформулированы в региональных проектах, реализуемых министерством образования Пермского края и другими социальными ведомствами:
Потребность более полного учета в муниципальной Программе развития системы образования и в образовательных предметных программах, стандартах историко-культурных, национально-культурных, социально-экономических, географических, экологических, демографических особенностей и проблем региона.
Определение возможностей и каналов влияния развивающейся гуманистической системы образования района на социально-экономическое развитие не только района, но и региона для обеспечения его конкурентоспособности в международном и российском масштабах.
Согласование муниципальных и региональных сфер образовательной политики, а также соответствующих программ образования с целью сохранения и развития единого образовательного пространства региона.
Создание необходимых условий и механизмов для равноправного участия районов в развитии современного непрерывного образования, для учащихся края обеспечить доступ в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения для продолжения обучения.
Координация совместных действий региона и муниципального образования в реализации государственной образовательной политики на территории единого субъекта Федерации и представление интересов региона и района на федеральном уровне управления.
Разработка общих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы функционирования и развития системы образования на региональном и муниципальном уровне. Организация общих систем контроля за исполнением законодательства об образовании, качества образования и образовательных стандартов, аккредитации образовательных учреждений.
Разработка общих программ и проектов совместного действия, направленных на решение основных проблем образования муниципального и регионального уровней.
На муниципальном уровне в структуре социального заказа представлены интересы, потребности в сфере местного образования сообщества района, интересы различных социальных слоев населения и интересы коллективного субъекта образования (корпуса учителей, педагогов, родителей). Социальный заказ здесь проявляется и в форме выражения общественного мнения (через средства массовой информации, результаты опроса общественных организаций), и в форме целенаправленной образовательной политики администрации, а также выявляется с помощью социологических опросов. Важную роль в осмыслении социального заказа играют различные объединения методической подготовки и переподготовки педагогических кадров. На этом уровне происходит консолидация всех других составляющих совокупного социального заказа и осуществляется активная деятельность по управлению, соуправлению, самоуправлению образовательным процессом в районе.
Основными «слагаемыми» муниципального социального заказа являются (вне учета групповых, профессиональных, социальных потребностей, интересов):
- потребность всего населения района в устойчивом развитии и надежном функционировании всех образовательных учреждений района в контексте реализации программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района на 2009-2011 годы и на период до 2016 года,
- поддержание приоритета государственной системы образования; потребность в надежном, конкретном обеспечении всех правовых гарантий в области образования для всех социальных слоев населения района, всех субъектов образования;
- общественный спрос на предоставление услуг высокого качества для всех детей, во всех образовательных дисциплинах всех образовательных учреждений района;
- требование общественности к органам управления системой образования, педагогическому корпусу сделать все возможное для сохранения и укрепления здоровья детей в течение всего образовательного процесса;
- общественный заказ на воспитание и обучение каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, интересами, правами как культурного человека, гражданина и творческой личности;
- запрос на современный уровень образования, достаточный для индивидуального самоопределения всех выпускников в жизни, приобретения ими полезной, хорошо оплачиваемой профессии, продолжения образования в случае необходимости;
- запрос на оптимальное обновление содержания и методов современного образования в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры, но при сохранении двух условий: а) обновляемое содержание, методы действительно необходимы для развития современного человека, соответствуют возрастным возможностям всех здоровых детей; б) не ведут к физической, нервно-психической перегрузке учеников и учителей, подрыву их здоровья;
- заказ на ведение в образовательном учреждении эффективной профилактической работы, направленной на воспитание устойчивого социального и духовного сопротивления детей воздействию на них наркомании, пьянства, криминогенной среды, реакционных учений;
- потребность в развитии такой системы образования, которая могла бы не только более полно востребовать совокупный культурный потенциал района, но и обеспечить его дальнейшее обогащение, приращение;
- общественный спрос на развитие структуры образования, адекватной состоянию рынка труда, структуре занятости населения, которая может обеспечить прогрессирующий профессиональный рост человеческого потенциала района и стать основой устойчивого развития материального и духовного производства района;
- общественный спрос на комплексную нравственно-правовую воспитательную работу в системе образования, способную обеспечить общую и индивидуальную безопасность всех жителей района, формировать гражданское демократическое общество в районе, Пермском крае и стране.
2.2.1. Дошкольное образование - характеристика ситуации.
В районе функционирует 36 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 10 структурных подразделений в 8 сельских школах, в которых воспитывается 6002 ребенка (на 01.01.2006г. - 39 дошкольных образовательных учреждений, 10 структурных подразделений школ, 5242 ребенка).
Благодаря скоординированной деятельности администрации и местных органов самоуправления удалось увеличить количество мест в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.
Охват детского населения от 1,5 до 7 лет общественным дошкольным образованием на 1 января 2011г. составляет – 79,7 % , (по Пермскому краю – 71,2%): от 1,5 до 3 лет – 56,7%, от 3 до 5 лет – 79,9%, от 5 до 7 лет – 95,5%.
Имеется очередность на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для детей от 1года до 4 лет и свободные места для детей старше 4 лет.
В территории произошли изменения в развитии сети детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Группы компенсирующей направленности по развитию речи, имеющиеся в 9 муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с 2010г. были сконцентрированы в 5-х детских садах № 4, 8, 37, 1, 30). В настоящее время функционирует 11 групп компенсирующей направленности в 3 детских садах для детей с нарушением речи, 5 групп оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией, аллергических заболеваний, часто болеющих, 2 детских сада компенсирующего вида (№ 18 и 17). Коррекционную помощь получают 558 детей.
В условиях экономической нестабильности, приведшей к дефициту бюджетного финансирования, вызывает тревогу слабая материально-техническая оснащенность некоторых детских садов: несвоевременный текущий и капитальный ремонт зданий, недостаток помещений, отсутствие ресурсов на замену основных и малоценных средств, приобретение мягкого инвентаря, игрушек и учебно-методических пособий. В ряде случаев это требует привлечения внебюджетных средств. В связи с созданием нормативно-правовой базы работа по привлечению внебюджетных средств значительно активизировалась, в том числе за счет расширения перечня платных дополнительных образовательных услуг в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и оказания услуг детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения.
Чайковский муниципальный район с 1 января 2009 года вступил в пилотный проект «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения». До получения места в детском саду родители имеют право оформить ежемесячное пособие (3000 рублей с НДФЛ) для того, чтоб компенсировать затраты на домашнее воспитание ребенка. На 1 июня 2011 года пособие получает 1561 ребенок. Для детей, не посещающих детский сад, в 11 детских садах города (№ 1, 2, 4, 5, 8, 24, 27, 32, 34, 35, 40) были организованы дополнительные образовательные услуги различной направленности: группы кратковременного пребывания до 3 часов 2-3 раза в неделю, развивающие занятия выходного дня, занятия в вечернее время, физкультурно-оздоро