Каким образом младшие дети влияют на творческие способности старших
Как младшие дети стремятся заняться чем-то более сложным и интересным, вдохновленные старшими, так и старших вдохновляют творческие игры и игры на воображение, в которые играют младшие дети. В официальном исследовании, проведенном в «Садбери Вэлли», мы обнаружили, что подростки инициируют чуть больше половины случаев общения между ними и младшими детьми, когда есть явный инициатор[308]. Вместе с младшими детьми они участвуют в играх, которые современные подростки в нашей культуре давно забросили: рисуют, лепят из глины, строят из кубиков, устраивают игры на воображение или игры вроде догонялок – таких великое множество. Даже когда старшие не играют непосредственно с младшими, само присутствие, их настрой на игру вдохновляют старших, чей подход к игре становится более творческим по сравнению с тем, когда они играют одни. Благодаря тому что дети подолгу играют в такие игры в школе, они становятся блестящими художниками, строителями, рассказчиками и учатся творчески мыслить. Большинству выпускников после школы приходится по роду своих занятий применять творческие способности[309], и я подозреваю, что одна из причин этого – общение в разновозрастном коллективе.
Еще одно наблюдение относилось к номинально соревновательным играм – карточным и настольным. Когда игроки сильно отличаются друг от друга по возрасту и способностям, к игре нужен более творческий и непринужденный подход. В самом деле, нет никакого повода для гордости, если более старший и умелый игрок выигрывает у младшего, при этом у младшего нет ни малейшего шанса честно выиграть у старшего. Поэтому все играют не на выигрыш, а просто ради удовольствия, чтобы улучшить навыки, потренировать ходы. Когда дети разного возраста играют, например, в шахматы, старший, более опытный игрок, может сознательно поставить себя в сложную ситуацию, попробовать какие-то рискованные ходы и новую стратегию, может устроить себе блиц с молниеносными ходами, чтобы сделать игру динамичнее и веселее. В восьмой главе я рассказал, что непринужденное игровое отношение гораздо больше способствует приобретению новых навыков и развитию творческого мышления, чем серьезное отношение, стремление выиграть и доказать, что ты лучший.
Я описал, каким образом общение в разновозрастных группах позволяет младшим детям учиться, занимаясь тем, что они сами не смогли бы сделать; учиться и вдохновляться, наблюдая и слушая старших; получать больше заботы и эмоциональной поддержки, чем они получали бы в другой среде. Еще я рассказал, как такое общение развивает у старших детей навыки заботы и лидерства, как старшие дети могут учиться сами, обучая младших; больше играть, больше заниматься творчеством. Когда мы делим детей на группы по возрасту в школе или в других местах, то лишаем их всех этих возможностей развиваться.
Подчеркивая ценность общения с детьми разного возраста, я совсем не умаляю значимость общения с ровесниками. В некоторых случаях людям гораздо полезнее играть или говорить с теми, у кого такие же способности, как у них. Тогда возникает больше общих тем для разговоров, а достаточно серьезные взаимоотношения и конкуренция могут мотивировать детей сделать что-то лучше. Когда детей не делят по возрасту искусственно, они проводят много времени с теми, кто намного моложе или старше, но бо льшую часть времени они все равно проводят с ровесниками. Неудивительно, что лучшими друзьями в «Садбери Вэлли», равно как и в других местах, становятся дети, близкие по возрасту.
Здесь я рассказывал главным образом о пользе разновозрастных групп, о том, как общаются друг с другом люди с разными возможностями и способностями. Однако перед тем как завершить эту часть, должен сказать, что это еще и способ позволить общаться друг с другом людям с одинаковыми способностями. Это дает возможность тем, кто отстает в развитии от ровесников или, наоборот, развивается быстрее, найти равных себе товарищей среди детей другого возраста. Неуклюжий ребенок, у которого не особо получается лазать по деревьям, может играть с младшими детьми и карабкаться по деревьям или камням, не опасаясь, что он делает это хуже всех. И таким образом может научиться лазать лучше. Талантливый ребенок 11 лет, который играет на гитаре намного лучше своих ровесников, может играть вместе с подростками, которые играют так же. Маленькому гению, серьезно играющему в шахматы, будет намного интереснее со старшими игроками, но своего уровня. Важнее всего для гармоничного развития среда, в которой дети могут свободно выбирать, с кем общаться. Тогда они сумеют быть и со старшими, и с младшими детьми, и с ровесниками – в зависимости от своих желаний, которые меняются час от часу и день ото дня.
Глава 10