Доступ к знаниям и заботливым взрослым
В обществе охотников-собирателей миры взрослых и детей неразделимы. Дети видят, чем занимаются взрослые, и включают эти занятия в свои игры. Они слушают рассказы взрослых, их споры друг с другом и учатся на основе всего, что услышали. Когда им нужна помощь взрослых или появляются вопросы, на которые другие дети не могут ответить, они обращаются к любому взрослому в поселении. Все взрослые заботятся о них, и на самом деле многие действительно приходятся им дядями и тетями.
В «Садбери Вэлли» дети и взрослые тоже свободно общаются, хотя количество взрослых, приходящихся на каждого ребенка, меньше, чем в поселении охотников-собирателей. В школе нет такого места, куда взрослым можно, а детям – нет. Школьники могут слушать разговоры взрослых, наблюдать, чем те занимаются, могут присоединиться к любому занятию, если захотят. Когда детям нужна помощь, они могут подойти к любому сотруднику школы. Если ребенку хочется посидеть у кого-нибудь на коленях, поплакать на плече, попросить личный совет, он знает, к кому обратиться. У него не будет проблем с тем, чтобы получить ответ на технический вопрос, который он не смог найти сам. Он может рассчитывать и на более серьезную помощь, например урок или курс по предмету. Взрослые ведут себя больше как родственники. Они знают всех учеников школы и гордятся каждым, наблюдая, как дети совершенствуются. Поскольку всех сотрудников выбирают каждый год голосованием, в котором участвуют все школьники, то эти люди должны любить детей и нравиться им, а также уметь отвечать на все их вопросы.
Возможность свободно пользоваться техникой
Чтобы научиться обращаться с ресурсами и инструментами, которыми пользуются в обществе, нужно иметь возможность попробовать их в деле. Дети охотников-собирателей играли с ножами, палками-копалками, луками и стрелами, ловушками, музыкальными инструментами, каноэ и другими предметами. Согласно правилам, в «Садбери Вэлли» у детей есть доступ к оборудованию, которым наиболее часто пользуются в нашем обществе: к компьютерам, кухонной технике, станкам для обработки дерева, художественным принадлежностям, музыкальным инструментам, различному спортивному инвентарю, а также к множеству книг, которыми заполнены стеллажи вдоль стен. Также у детей есть доступ и к другому оборудованию на территории школы.
Свободный обмен мнениями
Лучше всего интеллектуальное развитие происходит там, где люди свободно обмениваются мнениями, без цензуры и боязни быть непонятыми. Согласно работам антропологов, охотники-собиратели не были категоричны в своих взглядах даже в религии[161]. Люди могли говорить все, что думали, и если какие-то идеи были значимы для общества, их могли обсуждать бесконечно. Все это верно и для школы «Садбери Вэлли». Школа сознательно воздерживается от принятия какой-то конкретной политической или религиозной идеологии – обсуждаются любые взгляды. По замыслу подобных организаций, любая идея – это повод подумать и поговорить, а не выучить, ответить и получить оценку. Дети, у которых дома не обсуждают политику, религию и философию, слышат об этом в школе, при этом они воспринимают все мнения по всем вопросам.
Отсутствие травли
Чтобы свободно развиваться и играть, человек должен чувствовать, что он в безопасности, что никто не будет его притеснять или издеваться над ним. Именно такая обстановка, которая в значительной мере свойственна обществу охотников-собирателей, и царит в школе «Садбери Вэлли». По мнению антропологов, охотники-собиратели не проявляли агрессии по отношению друг к другу, потому что жили в сплоченном разновозрастном коллективе в условиях равноправия и отсутствия конкуренции[162]. Если кто-то из детей начинал дразнить другого, то более старшие это пресекали. То же самое происходит и в «Садбери Вэлли». Кроме того, исследование показывает, что просто присутствие младших детей умиротворяет старших (об этом подробнее я расскажу в восьмой главе). Более того, в школе запрещена травля, это установлено правилами и вообще самой правовой системой, принятой всеми членами коллектива. Если кто-то чувствует, что его каким-то образом донимают, он обращается в правовой комитет, члены которого принадлежат к разным возрастным группам. И обидчик может получить хороший урок. Поскольку сами школьники устанавливают правила и отвечают за их исполнение, они гораздо уважительнее к ним относятся, чем ученики в обычных школах.