Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.
Семья - малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, которая предполагает реализацию репродуктивной (воспроизводящей), экономической, воспитательной, коммуникативной и рекреативной (развлекательный, занимательный) функций.
Cемья- самая сильная среда, осуществляющая социализацию личности, преемственность традиций. Родители- первые воспитатели ребёнка.
Семья оказывает влияние на выбор профессии ребёнка.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.
Типы семейного воспитания
Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей.
Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.
Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию.
Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.
Антисоциальные семьи. (семьи алкоголиков, наркоманов) Это скорее не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят.
Под стилем семейного воспитания подразумевается отношение родителей к ребенку
Автократический стиль / самовластный/, он предполагает единоличное руководство воспитанием детей. От детей требуют беспрекословного послушания, жёсткий контроль, ограничение свобод.
В результате чаще всего вырастают зависимые, нерешительные, эгоистичные люди
Авторитарный/властный/ стиль, ему свойственны черты автократического стиля, но при этом детям позволяют участвовать в решении тех вопросов, которые касаются их самих, право детей только в совещательном голос, но решение принимается родителями .
Демократический стиль. Родители предоставляют самостоятельность своим детям, относятся к ним с теплотой, вниманием, уважают личность ребёнка.
Либеральный т. е. свободный. Это безнадзорные дети. Детям дается большая автономия, они могут учитывать мнение родителей, а могут его игнорировать. При этом, если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения.
Игнорирующий /пренебрегащий /стиль. Равнодушие к ребенку. Родители ограничиваются своими функциональными обязанностями - накормить, одеть, обуть.
Непоследовательный, т. е. родители пытают реализовать то один, то другой стиль.
Оптимальная родительская позиция - это позиция любви к ребенку.
Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.
Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия: родительские комитеты, советы, и т. п..
IY.Управление образовательными системами
Система образования РФ
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения.
В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные;общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; учреждения профессионального образования (начального, среднего и высшего).
Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.
Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами и элитарными учреждениями - гимназиями, лицеями.
Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень - начальная школа (3-4 года); II ступень - основная школа (5 лет); III ступень - средняя школа, старшие классы (2 - 3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.
Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.
Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.
Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию.
Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.
При необходимости для учащихся создаются интернаты (общежития) с соответствующим штатом, группы продленного и полного дня, комплектуемые на добровольных началах.
Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.
Начальное профессиональное образование- на базе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.
Среднее профессиональное образование – на базе основного общего, среднего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования (довузовское).
Высшее профессиональное образование - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях, институтах.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты повышения квалификации, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Дополнительное образованиереализуются в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования - музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома.
Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Теория управления школой существенно дополняется теорией педагогического менеджмента.Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха.
Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.
Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании",
Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти России - Федеральным Собранием на определенный промежуток времени.
Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ "Об образовании":
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине;
• единство федерального, культурного и образовательного пространства. в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
• светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений
Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан России на образование
(Конституция).
Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим. (федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных вопрсов) финансовых, кадровых, материальных, организационных.
Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности.
Высшим руководящим органом школы является конференция.