Цель воспитания – гармоничная всесторонне развитая личность.

В Концепции духовно-нравственного воспитания определена цель воспитанияроссийских школьников – личность гражданина-патриота.

II.Теория обучения ( дидактика)

Категориями дидактики являются:

Преподавание — деятельность педагога.

Учение — процесс собственной деятельности учащегося. Движущие силы учения — мотивы.

Обучение— совместная деятельность педагога и учащихся.

Образование,

знания, умения, навыки.

Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Форма (внешний вид, оболочка)—способ существования учебного процесса,

Метод — способ, путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — учебники, технические средства и т.д.

Результаты (продукты обучения) — степень реализации намеченной цели.

Дидактика как наука изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие течение и результаты процесса обучения, определяет содержание методы, формы, средства, результаты (продукты) обучения.

Методические пособия – конспекты, разработки, методические материалы и т.д.

Сущность, структура и функции процесса обучения

Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Структура процесса усвоения знаний: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, которая определяет

Обучение имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

.

Функции обучения: образовательная, воспитывающая и развивающая.

Структура деятельности учителя:

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество);

3) педагогическое руководство;

4) планомерная организация и управление;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Движущая сила учения — борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать…

Основные принципы обучения

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это требования (основные положения), определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Правила– (часть принципа), рекомендации педагогу, описания педагогической деятельности в определенных условиях .

Система основных принципов: научности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности и др.

Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, научные знания. (Правило - излагай учащимся только достоверные факты, обеспечивай ведущую роль теории в обучении и т.д.).

Принцип связи теории с практикойтребует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания в решении практических задач.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение в определённом порядке, системе.

Принцип доступности требует учёта особенностей развития учащихся.

Принцип наглядности означает,что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке знаний. ( таблицы, плакаты и т. д.)

Это «золотое правило дидактики» сформулировал Я.А. Коменский.

Принцип сознательности и активности говорит, что обучение эффективно только тогда, когда ученик активен в учебном процессе.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

— готовность выполнять учебные задания;

— стремление к самостоятельной деятельности;

— сознательность выполнения заданий;

и др.

Принцип прочноститребует,чтобы знания закреплялись в памяти и стали основой привычек и поведения. (Правило - организуй систематическое повторение изучаемого материала).

Содержание образования

Цели

В свете идеи гуманизации, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются человек.

Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности.

Содержание общего образования - это содержание базовой культуры личности.

Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социальную деятельность. Содержание образования может быть структурировано и по основным отраслям: общее, политехническое и специальное (профессиональное).

Общее среднее образование — предусматривает овладение знаниями основ наук. В содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки.

Предметы естественнонаучного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведение, география, родной и иностранный языки и др.) Важная роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущему труженику и защитнику.

Содержание образованиясостоит из четырех основных структурных элементов (компонентов):

1) опыт познавательной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – знаний;

2) опыт репродуктивной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – умения и навыков;

3) опыт творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций;

4) опыт эмоционально-ценностных отношений, который проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям, в поведении

Общее образование в отечественном образовании одновременно является и политехническим.

Политехническое образованиезнакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Профессиональное образованиенаправлено на овладение знаниями, умениями, навыками, способами мышления, необходимыми для выполнения определенной профессиональной деятельности.Дается оно в профессионально-технических училищах, институтах, университетах, академиях. Выделяют начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование.

В последние годы наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация (гуманитарный).

Гуманитарная культура должна проникать в самую "ткань" содержания общего образования, во все учебные предметы.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений).

Фундаментализация ( только основные и прочные знания)Освободить уч-ся от перегрузки учебной информацией и дать возможность для творческого саморазвития.

Гуманизация (гуманный)образования - это ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов.

Дифференциация образования - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учете интересов и склонностей всех участников образовательного процесса

Стандартизацияобразования это ориентация образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта.

Государственный образовательный стандарт (ГОС- норма)

Под стандартом образованияпонимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ.

В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

В образовательном стандарте выделяются два компонента — инвариантное (неизменное) ядро образования и вариативная часть — для быстрого реагирования на запросы общества

Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

Содержание учебного процесса регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам

Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, количество часов по каждому предмету т. п.

Учебная программа -составляется по предметам. Учебная программа содержит: объяснительную записку, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени и т.д

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе ( учебникух).

Непрерывное образование

Непрерывное образование – охват образованием всей жизни человека. Непрерывное образование это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования.

Методы и формы обучения

Наши рекомендации