Связь педагогики с другими науками и ее структура
Связь педагогики с философией -система общих принципов и способов научного познания.
Связь педагогики с психологией - необходимость понимания свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать законы психической деятельности и развития личности.
Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии.
Связь педагогики с политологией стремление выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания.
Связи педагогики с социологией –планирование образования, выявление закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах..
Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологиикак науке, интегрирующей знания о феномене человека.
Связь педагогики с медицинойпривела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.
Педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
частные методики - преподавание отдельных учебных предметов;
история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;
отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).
Методы ( способы) педагогического исследования
Методология -научное познание, система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Все их многообразие можно разделить на три группы:
Методы изучения педагогического опыта,
Методы теоретического исследования
Математические методы.
Методы изучения педагогического опыта ( или практические методы, или методы эмпирического познания)
Это способы исследования образовательного процесса: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления.
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа— диалог, дискуссия. Ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы являетсяинтервьюирование.При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Выделяют индивидуальное, групповое, массовое анкетирование.
Типы анкет:
открытые( свободный ответ ) и закрытые( выбор варианта ответа),
именные и анонимные и т.д.
«полярная» анкета с балльной оценкой.
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельностиучащихся: творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей и т.д.
Изучение школьной документации: личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, и т.д.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент —опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания (Научный опыт).
Различают эксперимент естественный(в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный — создание искусственных условий. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.
Педагогический эксперимент может быть констатирующим,устанавливающим только реальное состояние дел в процессе или преобразующим( вносящим изменение). Преобразующий эксперименттребует наличия для сравнения контрольных групп.
Методы теоретического исследования.
Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы.Индуктивный метод предполагает движение мысли от частныхсуждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование…
Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются ранжирование( распределение предложенной информации по рангу), шкалирование. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Идеалы воспитания
Идеал — это выработанное веками представление о совершенном человеке. Сейчас в мире популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых общих базовых ( основных) ценностей
Национальное воспитание прежде всего связано с возрождением патриотизма. В Конвенции о правах ребенка сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности.
Целеполагание в педагогике
Цель воспитания — предполагаемый результат ( или система решаемых воспитанием задач, или определяющая характеристика воспитательной системы).
Наивысшее предназначение воспитания — (создать условия) обеспечить каждому человеку всестороннее и гармоническое развитие, т.е способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности .