Дист. Обучение, деловые игры, эффективная коммуникация
14.1. Технология - это совокупность приемов,применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
- представления планируемых результатов обучения,
- средств диагностики текущего состояния обучаемых,
- набора моделей обучения,
- критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Рассмотрение образовательной технологии мы начнем с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством.
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Характеристики ОТ:
Образовательные технологии могут быть классифицированы следующим образом:
-методологические образовательные технологии (на уровне педагогических теорий, концепций, подходов), выступающие в качестве интегральных моделей;
- стратегические образовательные технологии (на уровне организационной формы взаимодействия), ориентированные, как правило, на один параметр образовательного процесса и выступающие как способ достижения стратегических целей;
- тактические образовательные технологии (на уровне методики, формы и/или метода обучения, приема), являющиеся конкретным способом достижения тактических целей образования в рамках определенной стратегической технологии.
Важнейшим фактором, определяющим выбор образовательных технологий в единую систему, является цель обучения. Воплощается цель в технологиях обучения посредством структуры учебной информации.
критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
· однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
· отбор и структура содержания (что);
· оптимальная организация учебного процесса (как);
· методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
· а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
· и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:
· диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
· экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
· алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
· корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной вязи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
· визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему.
среди приоритетных технологий выделяют:
· традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
· игровые технологии;
· тестовые технологии;
· модульно-блочные технологии;
· интегральные технологии и т.п.;
(по формированию профессиональной эрудиции, развитию профессионального творческого мышления, развитию направленности и профессионально важных качеств личности.по формированию знаний и понимания учебной информации; комбинированные;объяснительно-иллюстративные;проблемные; диалоговые; дискуссии, тренинги)
Инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на 3-х уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
Целями инновационного образования являются:
· обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;
· создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;
· научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.
У истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. «Педагогическоая поэма». Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Тальциной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.С. Якиманской, В.М. Монахова, М.В. Кларина и др.
. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность.
общие технологии обучения, которые в традиционной педагогике называют активными методами обучения:проблемное, программированное, Личностно-деятельностное обучение, Проективное обучение, Дифференцированное обучение, Контекстное обучение, Активное обучени адаптированное, модульное, личностно-ориентированное, , деловые игры и др. Однако, это не методы обучения, а именно технологии обучения.
Педагогические технологии используют принципы:
1. Целостность, т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой.
2. Фундаментальность, т.е. сущностный подход. Каждая дисциплина содержит с себе базовую сущностную информацию, на основе которой можно расширять знания в данной области, пополнять их самостоятельно, может быть, в течение всей жизни.
3. Культуросообразность. Он означает, что обучать следует соответственно современному уровню развития культуры.
4. Гуманитаризация и гуманизация обучения. Гуманитаризация - это описание всего, что связано с человеком и обществом, а гуманизация означает: всё для человека, ради человека, во имя человека.
5. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой
6. Непрерывность образования, т.е. подготовка учащихся к необходимости продолжать свою учёбу и совершенствовать приобретенные знания.
15.1. Положение о системе планирования учебного процесса (протокол № 8 от 11.02.2000 г.)
Положение о порядке утверждения и порядке оформления программ учебных дисциплин (приказ № 2227 от 11.09.2003 г.)