В основе формирования специальностей СПО лежит функционально-объектный подход (функция и объект деятельности)
Под качеством образования понимается:
соответствие целей и результатов образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой;
это предполагает
ориентацию на усвоение обучащимися заданного объема учебного материала,
на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;
соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся;
повышение уровня доступности содержания образования;
создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях;
повышение уровня востребованности обществом результатов образования во «внешкольной» и «послешкольной» деятельности учащихся;
соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
Управление образованием в спо
Формирование и развитие современной целостной системы управления образованием, в целом, и отдельным образовательным учреждением, в частности, разрешается на основе диалектического метода познания и принципа единства теории и практики. Взаимосвязь теории и практики в процессе формирования и развития современной целостной системы управления реализуется через цели, содержание, методы и формы управления.
Системный подход является основополагающим из принципов многомерного подхода к объекту исследования, поскольку по своему месту в иерархии уровней методологии науки данный подход выступает связующим звеном между философской методологией и методологией специальных наук. Этот подход приобрел наибольшее распространение, развитие и значение именно в теории и практике управления.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 января 2009 г. N 4 "Об утверждении Порядка приема граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования"
Обновлён 11" мая 2010 г. N 473)
2. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству Российской Федерации, настоящему Порядку и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе образовательного учреждения.
10.1. образовательный процесс
В Законе РФ «Об образовании»образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней - цензов.
В данном случае понятие «образовательный процесс» отождествляется с понятием «педагогический процесс». «Образовательный процесс» шире явления и понятия «педагогический процесс». Педагогический процесс всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Образование, развитие человека может происходить позитивно без участия или даже вопреки участию педагога.
Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.
Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:
- двусторонность взаимодействия педагога и ученика;
- направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие лич-ности;
- единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;
- взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;
- реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека
Движущая сила ОП
ПРОТИВОРЕЧИЕ между возникающими под влиянием учителя потребностями в усвоении недостающих знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Противоречия между ранее усвоенным и изучаемым, между знанием и формированием умений и навыков
Обучение в условиях организации деятельности это - общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или иной конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Процесс формирования знаний, умений и навыков происходит в деятельности
В.П.Беспалько:
ДП = М + Аƒ + Аy
Дидактический процесс = Мотивация + Алгоритм функционирования) + Алгоритм управления.
Компоненты учебной деятельности
I.Мотивы (побуждения, например, к гностической цели – овладение ЗиУ):
1.непосредственно-побуждающие (на эмоциях);
2.перспективно-побуждающие (понимание значимости знания вообще);
3.интеллектуально-побуждающие (удовлетворение от процесса познания) - познавательные интересы и потребности
II.Действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью:
1. Внешние
предметные (письмо, рисование, постановка опытов);
перцептивные (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание – с помощью органов чувств);
символические (с исп. речи, речевое)
2. Внутренние
мнемические (запоминание материала, его упорядочивание и организация);
имерджентные (действия воображения);
интеллектуальные (действия мышления, состоящие из операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)
III.Контроль, оценка и анализ результатов
(с/к, с/о, с/ан-з)
Формированию этих действий способствуют приемы вовлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников: организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев
Компоненты образовательного процесса
Цели
Принципы
Содержание учебного материала
Методы обучения
Способы деятельности
Средства обучения
Формы обучения
Цель – конечный результат взаимодействия педагога и воспитанника.
Принципы – для определения основных направлений достижения цели. Основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.
Содержание – отбор учебного материала (или другого опыта поколений). Отбор осуществляется в соответствии с поставленными целями развития человека.
Методы – это практические действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание, перерабатывается, а затем воспроизводится.
Средства – материализованные предметные способы «работы» с содержанием, используются в единстве с методами.
Формы – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов
Педагогическая деятельность
В процессе подготовки учитель:
Отчетливо осознает цель обучения
Определяет общую цель конкретного урока (его подцели)
Формулирует дидактические задачи, которые вбирают все компоненты процесса обучения
Продумывает формы и методы деятельности учителя и обучающихся, способы их мотивации
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ
от 17.12.2009 N 313-ФЗ)
1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.
Под качеством образования понимается:
соответствие целей и результатов образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой;
это предполагает
ориентацию на усвоение обучащимися заданного объема учебного материала,
на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;
соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся;
повышение уровня доступности содержания образования;
создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях;
повышение уровня востребованности обществом результатов образования во «внешкольной» и «послешкольной» деятельности учащихся;
соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.