Категории индивидов, имеющих льготы при поступлении в вузы в РФ.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ-ЗАДАНИЯ

1. Понятие, структура и субъекты ВПО и послевузовское образование в РФ. Примеры деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

Согласно ст. 69 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1] высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

2. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

4. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

5. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

6. Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

7. Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

8. Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

1) по программам бакалавриата или программам специалитета - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;

2) по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;

3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки - лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;

4) по программам подготовки научно-педагогических кадров - лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

Согласно ч. 15 ст. 108 указанного закона[2] лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:

1) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и обладает правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, направления предложений об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных полномочий;

3) осуществляет согласование структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

4) издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

6) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по устранению выявленных нарушений;

7) представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), действующая на основании Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»[3].

Согласно п. 5.9, п. 5.10 указанному Положению одним из видов деятельности Рособрнадзора выступает лицензирование образовательной деятельности организаций на основании Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»[4], в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности; государственная аккредитация образовательной деятельности организаций на основании Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»[5], а также иностранных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, соответствующие требованиям установленных в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, и осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации.

2. Правовой статус вузов: федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и государственных.

1. Ведущие классические университеты РФ - ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (МГУ) и ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет" (СПбГУ) - являются уникальными научно-образовательными комплексами, включающими в себя структурные подразделения без прав юридического лица и юридические лица, старейшими образовательными организациями высшего образования страны, имеющими огромное значение для развития российского общества.

Особенности правового статуса МГУ и СПбГУ определяются Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"[6].

МГУ и СПбГУ являются федеральными государственными бюджетными учреждениями, что отражается в их наименовании.

Учредителем Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета от имени РФ выступает Правительство РФ. Оно утверждает уставы данных образовательных организаций, а также внесенные в них изменения[7].

В МГУ и СПбГУ входят филиалы, представительства, в том числе за рубежом, факультеты и иные структурные подразделения без прав юридического лица. В научно-образовательный комплекс МГУ и в научно-образовательный комплекс СПбГУ в соответствии с их уставами могут входить юридические лица, в том числе институты.

МГУ и СПбГУ реализуют образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. При этом Закон содержит строгое правило: требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в самостоятельно устанавливаемые данными университетами образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Порядок лицензирования образовательной деятельности и порядок государственной аккредитации образовательной деятельности МГУ и СПбГУ установлены Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности".

Рассматриваемые образовательные организации вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), определяемым самостоятельно.

Лицам, завершившим обучение по реализуемым ими образовательным программам и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации с официальной символикой РФ, которые заверяются печатью соответственно МГУ и СПбГУ, формы которых утверждаются соответственно этими университетами. Выдаваемые документы об образовании и (или) о квалификации дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с комментируемым Законом образца.

2. В отношении образовательных организаций высшего образования Правительством РФ могут устанавливаться следующие категории:

1) федеральный университет. Данная категория устанавливается в отношении образовательной организации высшего образования, созданной Правительством РФ от имени РФ в форме автономного учреждения в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов РФ.

Следует обратить внимание, что форма данной образовательной организации строго определена - автономное учреждение.

При создании федерального университета Правительство РФ учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов РФ.

Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, утвержденных Правительством РФ. Данные программы разрабатываются федеральными университетами и должны предусматривать условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательной деятельности, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство. Так, на сегодняшний день приняты:

- распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2012 г. N 854-р «О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» на 2012 - 2021 гг."[8];

- распоряжение Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1009-р «О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» на 2011 - 2021 гг.»[9];

- распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2011 г. N 968-р «О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет» на 2011 - 2021 гг.»[10];

2) национальный исследовательский университет. Данная категория устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) устанавливается Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2009 г. N 550 «О конкурсном отборе программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет»[11].

При установлении образовательной организации высшего образования категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет» в наименование такой организации включается указание на установленную категорию.

Источники права в сфере ВПО

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правовое регулирование отношений в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Верховное положение Конституции РФ в системе источников образовательного права и требование соответствия Конституции РФ норм всех иных источников образовательного права представляются очевидными. В то же время это особое место Конституции РФ не является основанием для отнесения ее к актам законодательства об образовании.

Конституционные положения образовательного права могут развиваться в решениях Конституционного Суда РФ например, в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации «Об образовании», статьи 1 Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» и пункта 7 статьи 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е.Е. Насоновой и Н.П. Ярушиной»)[12].

Конституционные основы образовательного права содержатся в ст. 43, закрепляющей право каждого на образование, ст. 72, относящей общие вопросы образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в ст. 114, в которой установлено, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

Базовым законом, на основе которого и выстраивается законодательство об образовании, является принятый в 2012 году Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В этом Законе, как следует из его ст. 1:

- установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации;

- закреплены основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования;

- зафиксированы общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности;

- определено правовое положение участников отношений в сфере образования.

Закон об образовании 2012 г. - не единственный законодательный источник, регулирующий отношения в сфере образования на федеральном уровне.

Кроме него, источниками российского образовательного права могут быть как "профильные" федеральные законы, принятые специально для регулирования отношений в сфере образования (например, Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»[13], Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[14], так и большое количество «непрофильных" законов.

«Непрофильные» законы принимаются для регулирования отношений различного спектра и содержат отдельные положения, касающиеся проблематики образования и образовательной деятельности.

Такие законы можно представить в виде нескольких групп:

- федеральные законы, в которых регламентируются основополагающие вопросы организации образования: Закон «О языках народов Российской Федерации»[15], «О свободе совести и о религиозных объединениях»[16] и др.;

- федеральные законы, в которых устанавливаются льготы участникам образовательных отношений: Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[17];

- федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения участников образовательных отношений Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»[18] и др.;

- законы субъектов Российской Федерации - Закон Ивановской области от 05.07.2013 N 66-ОЗ «Об образовании в Ивановской области»[19].

Если нахождение одних норм, регулирующих отношения, возникающие в сфере образования, за пределами законодательства об образовании представляется оправданным, то включение большинства других норм образовательного права в непрофильные законы отражает сохраняющуюся до настоящего времени несистемность в правовом регулировании отношений в сфере образования. На практике подобная ситуация может приводить к различным правовым коллизиям и объективно приводит к снижению эффективности правового регулирования[20].

Источниками образовательного права в силу ст. 15 Конституции РФ являются и международные договоры РФ, направленные на развитие академической мобильности, международных обменов в области образования, науки и культуры, современные процессы глобализации образования требуют основательной международно-правовой регламентации образовательных отношений.

Например международно-правовые акты, принятые под эгидой ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда и др. (Международный пакт 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах[21], Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята в 1960 г. на 11-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО)[22]; региональные международно-правовые акты, принятых в рамках Совета Европы, СНГ, ЕАЭС (Конвенция 1979 г. о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы[23]; Европейская конвенция 1959 г. об академическом признании университетских квалификаций[24]; Европейская конвенция 1953 г. об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты[25]).

6. Конституционное право граждан на образование и право на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

Высшее профессиональное образование. В соответствии с законодательством РФ об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов существуют следующие типы вузов: университеты, академии и институты.

Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.

Все три типа высших учебных заведений, кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Содержание образовательных программ, объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников определяются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Обучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната. Для всех форм, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт. Выпускники вузов могут иметь квалификацию:

- бакалавр;

- дипломированный специалист;

- магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).

Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе, вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет пять лет. В состав ученого совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению ученого совета вуза, деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий - пять лет.

Государство гарантирует гражданам получение бесплатно на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Закон РФ "Об образовании" получение бесплатно на конкурсной основе высшего профессионального образования на предприятии не предусматривает. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать доступ наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в соответствующих государственных образовательных учреждениях осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение. Объем и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ[26].

Верховное положение в иерархии источников российского образовательного права занимает Конституция Российской Федерации. Высшая юридическая сила Конституции РФ в механизме правового регулирования образования обусловлена, во-первых, конституционной нормой (ст. 15), в соответствии с которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Целью законодательства об образовании определено установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, а одной из его основных задач - обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Конституционное право на образование предполагает свободу каждого гражданина в отношении того, где и по какой специальности учиться. Обязательным, как известно, является только основное общее образование

С юридической точки зрения образование является субъективным правом граждан, которое можно реализовать на основании ст. 43 Конституции РФ. Получение высшего образования предполагает реализацию данного права бесплатно или за свой счет в государственных и иных образовательных организациях. Регулирование отдельных деталей общественных отношений в рассматриваемой сфере конституционный акт передает на усмотрение федерального законодателя, оставляя за государством функцию поддержки всех видов и форм образования в России.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности - запрещаются. Из этого конституционного положения вытекает, что государство должно обеспечивать в равной степени как права безрелигиозных людей, так и права верующих, - отношение государственных органов и должностных лиц не должно дифференцироваться в зависимости от того, каких убеждений придерживается человек в разных сферах общественной жизни, в том числе при получении обязательного основного общего образования.

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс, который включает в себя а) воспитание и б) обучение. Понятие "воспитание" восходит к латинским и немецким глаголам "вести", "тянуть", русскому "питать", "вскармливать", "наставлять", поэтому имеет тесное смысловое родство с исконным словом "педагогика" - детоводительство и требует систематических напряженных усилий со стороны педагогов. Вторая составляющая - "обучение" - означает "научать", "передавать кому-либо знание, искусство", "наставлять", "школить", "муштровать"[27]. Следовательно, "образование" подразумевает не только усвоение знаний или овладение умом, сколько сам процесс, устремленный к тому, что образуется в свободном уподоблении высшему идеалу - какому-либо образу, к которому должен стремиться обучающийся. Процесс образования в широком смысле продолжается всю жизнь, но его фундамент закладывается в период становления и взросления личности, совпадающий по времени с получением общего образования. От того, какая личность выйдет из стен школы, во многом зависит, каким будет общество и государство в недалеком будущем.

Конституционно-правовой институт гарантий реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общего образования в соответствии со своими религиозными убеждениями и семейными духовно-нравственными ценностями включает в себя нормы Конституции Российской Федерации, федерального законодательства об образовании, о религиозных объединениях, законов субъектов Российской Федерации о дополнительных гарантиях на получение общего образования, а также нормативных правовых актов соответствующих органов исполнительной власти. Конституционные права граждан гарантируются путем закрепления: 1) общих условий, предпосылок обеспечения права на получение религиозного образования, к которым относятся идеологические, политические, организационные, социальные, экономические условия; 2) правовых средств реализации этого конституционного права, в том числе его охраны и защиты в случае нарушения. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в целом должно обеспечиваться созданием организационных, финансовых, социально-экономических и иных условий его реализации, т.е. иметь государственные гарантии. Рассмотрим, как общие условия реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общего образования с религиозным компонентом, составляющим вариативную часть федерального государственного образовательного стандарта, обеспечиваются специальными юридическими гарантиями и каким образом государство осуществляет свою публичную функцию по предоставлению услуг в сфере образования, удовлетворяя запросы православных граждан.

Содержание понятия «включенное обучение».

Современное высшее образование находится на очередном этапе реформирования, который в том числе требует от образовательных организаций внедрения в учебный процесс новейших технологий. Закон признает таковыми дистанционные образовательные технологии, электронное обучение и сетевую форму реализации образовательных программ (далее - сетевая форма, сетевая форма обучения). Термин "сетевая форма реализации образовательных программ" выглядит исключительно новым, ранее не подпадавшим под законодательное регулирование, а само явление сетевого обучения предполагает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких осуществляющих образовательную деятельность организаций, в том числе иностранных, и при необходимости иных организаций, что следует из норм ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании). Как любое новое явление, получившее законодательную регламентацию, сетевая форма обучения страдает несовершенствами ее правового регулирования, а также обнаруживает корни своего происхождения в предшествующих эпохах, причем не только в перестроечном, но и в советском образовании.

Действующее образовательное законодательство не определяет сущностных свойств сетевой формы обучения как одной из инновационных разработок в сфере образования, а указывает лишь на ее некоторые организационные особенности. Содержание ст. 15 Закона об образовании свидетельствует о том, что законодатель озабочен прежде всего тем, что сетевая форма осуществляется на договорной основе.

Минобрнауки России предлагает использовать две модели сетевой формы: 1) "образовательная организация и образовательная организация" и 2) "образовательная организация и иная организация-партнер". Вторая модель эффективна, когда в сетевой форме обучения участвует одна российская образовательная организация, которая и несет ответственность за соблюдение российского законодательства и соответствие качества образования требованиям образовательных стандартов. Если же партнерами оказываются несколько российских образовательных организаций, то вопрос о распределении ответственности либо о возложении всей ответственности на одну из них становится проблемным, поскольку не имеет надлежащей детализации в нормативном правовом регулировании образовательной системы. Думается, что решение вопроса об ответственности образовательной организации должно быть увязано с решением вопроса о субъекте выдачи документа об образовании. Само Минобрнауки России допускает выдачу документов об образовании несколькими образовательными организациями, указывая на необходимость зачисления студента на каждую образовательную программу. Полагаем, что возможность получения обучающимся нескольких документов об образовании при условии освоения в нормативные сроки одной образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, требует закрепления строгих оснований для такого результата в нормативно-правовом акте Правительства РФ. Выдача документов об освоении программ с одним и тем же наименованием (и содержанием), но в различных образовательных организациях представляется не соответствующей целям регулирования образования в Российской Федерации. Существует так называемое включенное обучение в другой образовательной организации, которое вполне коррелирует с задачами сетевой формы, но документ об образовании студенту при этом не выдается (предоставляется только справка об обучении в этот период в этой организации). В ситуации, когда обучающийся осваивает различные образовательные программы в ходе сетевого обучения, необходимо обозначить пределы, в которых программы различаются содержательно, что и позволит получать несколько документов об образовании. Еще один вопрос, который следует решить в таком случае, - вопрос о возможности обучения на бюджетной основе при выборе сетевой формы с получением нескольких итоговых документов об образовании и о стипендиальном обеспечении таких обучающихся. Также необходимо решить и вопрос о требованиях к исполнению государственного задания в части заполнения контрольных цифр приема на обучение. Дополнительное осложнение вызовет ситуация изменения основы обучения (бюджетная, договорная), которая повлечет необходимость внесения изменений в действующее нормативное правовое регулирование порядка оказания образовательных услуг на основании договора с оплатой стоимости обучения. Нужно заметить, что бюджетное законодательство и законодательство о некоммерческих организациях не запрещают направлять средства, полученные от оказания платных услуг, на выполнение государственного задания (в том числе на обучение студентов бюджетной основы), но в договорах с физическими или юридическими лицами о возмездном оказании образовательных услуг должно быть указание на использование полученных средств на реализацию образовательной программы в сетевой форме, которое обеспечит целевую основу использования средств от оказания платных услуг. Особенности, вытекающие из бюджетного законодательства, существуют также у образовательных организаций, имеющих организационно-правовую форму казенных учреждений. Осуществление приносящей доход деятельности не образует у них права на получение доходов, средства подлежат зачислению в доходы соответствующих бюджетов. Реализация сетевой формы обучения с участием казенных образовательных учреждений потребует решения вопросов использования объединенных финансовых ресурсов г<

Наши рекомендации