Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения.

В ряде случаев прослеживаются исторические изменения в морфологической структуре слова и его форм, слияние и расщепление морфем либо перераспределение «звукового материала» и компонентов значения между морфемами в составе слова.

1. опрОщение – слияние в одну морфему двух или нескольких морфем, входящих в состав слова (словоформы): так, русск «пояс» при сравнении с литовским «juosta» обнаруживает в своем составе старый префикс по-, который в современном языке уже невыделим. Опрощение происходит постепенно, и иногда наблюдаются переходные случаи «полуопрощения»: вкус уже нормально не связывается с кусок, кусать, хотя в каких-то ситуациях старые связи еще могут актуализироваться.

2. Переразложение – перераспределение «звукового материала» между экспонентами соседних морфем, сдвиг «морфемного шва». Напр: в парах обнять-объятия, принять-приятие, поднимать-подымать, предпринимать-предприимчивый мы видим чередования /n/∞/J//n’/∞нуль согласного. Первоначально корень, представленный в дрвнерусском глаголе яти не начинался носовым согласным. Появление таких вариантов – результат переразложения на границе префикса и корня.

3. Осложнение морфологической структуры – замена одной морфему несколькими (обычно двумя). Напр: слово гамак пришло из одного туземноамериканского языка, и вошло во многие языки как немотивированное слово с безаффиксной, корневой основой, но в нидерландском и некотордр германских языках в результате народной этимологии оно было ассоциировано с глаголом «висеть» и преобразовано в более сложное, двухкоренноеhangmatи т.д.

Билет 59. Основные понятия, связанные с изучением фонографического

(фонемографического) письма: алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии.

[?]Фонемографическая система письма – такая система письма, где одна фонема отображается на письме одним символом[?] (не нашел определения - сам придумал J)

В фонемографических системах письма выделяют 3 основных понятия:

  • Алфавит набор графем (элементов)
  • Г Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения. - student2.ru

правила функционирования элементов алфавита

правила функционирования элементов алфавита

рафика

  • Орфография

Алфавит

Алфавит – набор графем, упорядоченный и систематизированный, расположенный в «алфавитном порядке».

В русском языке в него входят все буквы (33 шт.) и НЕ входят знаки препинания, ударения, переноса слов и т.п.

Для алфавита важно не звуковое оформление графемы, а ее положение в системе других графем (например, что «б» стоит между «а» и «в», а не что она может читаться как «б» или «б’»).

Графика

Графика – первый цикл правил функционирования графем фонемографического письма

Правила графики – правила связи между графемами (или их комбинациями) И звуковыми фонологически существенными единицами (фонемами, слогами и др.)

Состоят из:

  • П Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения. - student2.ru Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения. - student2.ru равила чтения (напр. в рус. «у» всегда /u/, а в англ. «u» может быть /ju/,/ʌ/ или /u/)
  • Правила написания (напр. в рус. /u/ после мягкого парного согл. всегда на письме «ю»)

Орфография

Орфография – второй цикл правил функционирования графем фонемографического письма

Состоит из: правил орфографии и правил орфоэпии.

  • П Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения. - student2.ru равила орфографии – правила написания значащих языковых единиц (морфем и слов)
  • Правила орфоэпии – правила «озвучивания» при чтении значащих языковых единиц (морфем и слов)

П Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения. - student2.ru Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения. - student2.ru равила орфографии строятся на базе правил графики и нужны ТОЛЬКО если по правилам графики есть вариант (напр. безуд. /а/ по правилам графики может быть и «а» и «о» - нужно уточнение: т.е. правила орфографии, которые предписывают сАпог, но вОдить).

Правила орфографии применяются ТОЛЬКО к отдельной букве, а не к слову целиком.

Правила орфографии:

  • Обозначение границ между языковыми единицами (лексико-морфологическое)
  • Употребление прописных и строчных букв (лексико-синтаксическое)
  • Перенос слов на новую строку (морфемно-слоговое)
  • Письменное сокращение слов
  • Выбор варианта написания, если он предоставлен правилами графики (состоит из 5 принципов)

Пять принципов орфографии:

1. Фонетический («как слышится, так и пишется»)

*!принцип нужен ТОЛЬКО если по правилам графики есть вариант (напр. «здесь» по графике могло быть и «сдесь» и «здезь»)

2. Морфологический (подчеркивает единство морфемы, убрав варьирование ее экспонента)

*напр. приставки «из», «без», «от», «под» и др. могут читаться /is/, /bes/, /od/, /pot/, но данный принцип орфографии устанавливает единство написания морфемы

3. Грамматический (обозначает граммему знаком и распространяет ее на все лексемы с данным грамматическим признаком, даже если звучание не дает этому повод)

*напр. сущ. ж.р. ед.ч. «кость», «тень» имеют «ь» на конце и поэтому он пишется и в словах «ночь» (где является избыточным обозначением мягкости всегда мягкого «ч») и «мышь» (где вообще противоречит правилам графики: «ь» стоит после всегда твердого «ш»)

4. Дифференцирующий (разграничивает лексические омонимы, разделив разным написанием)

*напр. в старорусском «миръ – покой, тишина» и «мiръ – вселенная или крестьянская община» или в совр. рус. «ожог – сущ.» и «ожёг – гл.»

5. Традиционный (этимологический – «пиши, как писали раньше»)

*напр. издавна устоявшееся написание слов «горох» или «молоко» через «о»

Слова делятся на:

- Непосредственно проверяемые произношением (слова, написанные по правилам графики и фонематическому принципу орфографии)

- Косвенно проверяемые произношением (слова, написанные по морфологическому и графическому принципам орфографии)

- Непроверяемые (слова, написанные по дифференцирующему и традиционному принципам орфографии)

Билет 60. Письмо в его отношение к языку. Графема и ее варианты.

Идеография и фонография.

Письмо не всегда напрямую передает язык.

Передача языка графическими средствами – поздний этап развития письма.

Предшественники письма – знаки, не связанные с языком, передающие информацию совершенно независимо от языковой формы воплощения этой информации.

Письмо в широком смысле – все виды общения людей при помощи оптических знаков, т.е. знаков, воспринимаемых глазом.

Письмо в узком смысле – начертательное письмо, связанное с использованием графических знаков (цифры, значки, буквы).

Графема – определенный элемент в системе письма, абстрактная, многократно повторяющаяся в текстах единица (напр. начертательные знаки, составляющие инвентарь письма – буквы, цифры, знаки препинания и разные фигуры и изображения).

Аллографемы – варианты графемы. Обычно графема имеет варианты написания.

Аллографемы бывают:

  • стилистические аллографемы (печатные и соответствующие им рукописные буквы)
  • факультативные аллографемы (различные варианты написания рукописных букв)
  • позиционные аллографемы (различное начертание одной и той же буквы в зависимости от положения в слове)

*(напр. греческая буква «сигма» в форме в начале И в конце слова писалась по-разному)

  • комбинаторные аллографемы (различное начертание одной и той же буквы в зависимости от положения относительно др. букв)

*(напр. в арабском письме многие буквы имеют до 4 вариантов, в зависимости от наличия или отсутствия рядом др. букв)

Различают два вида письма:

1 Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения. - student2.ru . Фонографическое («запись звуков»)

2 Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения. - student2.ru . Идеографическое («запись идей»)

Различают два главных типа графем:

1. Фонограммы (обозначают звуковые единицы или звуковые особенности языка, связываются со смыслом только косвенно (через передачу звучаний))

Виды фонограмм:

  • Силлабограммы (соответствуют слогам или сочетаниям согласной и гласной фонем и рамках слога)
  • Фонемограмы (соответствуют отдельным фонемам)

*напр. все буквы в слове «рука»

  • Знаки для сочетаний фонем не соотносимых с делением на слоги

*напр. «х» – [ks]

  • Знаки удвоения

*напр. цифра «2» после слова в индонезийском письме: orang2 = orangorang = «люди»

  • Знаки для дифференциальных признаков фонем

*напр. буква «ь», указывающая в русском письме на палатализованность предшествующего согласного

  • Просодемограммы

*напр. знаки знаки тонов в современном вьетнамском письме « ˜ », « ` », « ˝ » над гласной буквой;

2. Идеограммы (письменные знаки, передающие значащие единицы языка непосредственно (прямо соотносимые с явлениями действительности))

Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки «+» или «=» или «%» и т.д.

В отличие от фонограмм идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определенным формам языка.

*напр. знак « = » может быть прочитан и как «равно», и как «равняется»

Типы идеограмм:

  • Логограммы (лексемограммы) – идеограммы соотносимые с целыми словам (являются важнейшим типом идеограмм).
  • Идеограммы-разделители (пробел между словами, знаки препинания)
  • Морфемограммы – идеограммы служащие обозначением морфем

*напр. в немецком письме точка после цифры соответствует суффиксу порядкового числительного

  • Идеограммы-классификаторы (выделяют какой-либо класс значащих единиц)

*напр. прописная буква, когда она указывает, что перед нами имя собственное (город «Орел» в отличие от птицы «орел»)

  • Фразограммы (знаки, соответствующие целым сообщениям, строго говоря, стоят уже вне собственно письма)

*напр. стрелки – указатели направления, знаки запрета.

Наши рекомендации