Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения.
В ряде случаев прослеживаются исторические изменения в морфологической структуре слова и его форм, слияние и расщепление морфем либо перераспределение «звукового материала» и компонентов значения между морфемами в составе слова.
1. опрОщение – слияние в одну морфему двух или нескольких морфем, входящих в состав слова (словоформы): так, русск «пояс» при сравнении с литовским «juosta» обнаруживает в своем составе старый префикс по-, который в современном языке уже невыделим. Опрощение происходит постепенно, и иногда наблюдаются переходные случаи «полуопрощения»: вкус уже нормально не связывается с кусок, кусать, хотя в каких-то ситуациях старые связи еще могут актуализироваться.
2. Переразложение – перераспределение «звукового материала» между экспонентами соседних морфем, сдвиг «морфемного шва». Напр: в парах обнять-объятия, принять-приятие, поднимать-подымать, предпринимать-предприимчивый мы видим чередования /n/∞/J//n’/∞нуль согласного. Первоначально корень, представленный в дрвнерусском глаголе яти не начинался носовым согласным. Появление таких вариантов – результат переразложения на границе префикса и корня.
3. Осложнение морфологической структуры – замена одной морфему несколькими (обычно двумя). Напр: слово гамак пришло из одного туземноамериканского языка, и вошло во многие языки как немотивированное слово с безаффиксной, корневой основой, но в нидерландском и некотордр германских языках в результате народной этимологии оно было ассоциировано с глаголом «висеть» и преобразовано в более сложное, двухкоренноеhangmatи т.д.
Билет 59. Основные понятия, связанные с изучением фонографического
(фонемографического) письма: алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии.
[?]Фонемографическая система письма – такая система письма, где одна фонема отображается на письме одним символом[?] (не нашел определения - сам придумал J)
В фонемографических системах письма выделяют 3 основных понятия:
- Алфавит набор графем (элементов)
- Г
правила функционирования элементов алфавита
правила функционирования элементов алфавита
рафика
- Орфография
Алфавит
Алфавит – набор графем, упорядоченный и систематизированный, расположенный в «алфавитном порядке».
В русском языке в него входят все буквы (33 шт.) и НЕ входят знаки препинания, ударения, переноса слов и т.п.
Для алфавита важно не звуковое оформление графемы, а ее положение в системе других графем (например, что «б» стоит между «а» и «в», а не что она может читаться как «б» или «б’»).
Графика
Графика – первый цикл правил функционирования графем фонемографического письма
Правила графики – правила связи между графемами (или их комбинациями) И звуковыми фонологически существенными единицами (фонемами, слогами и др.)
Состоят из:
- П равила чтения (напр. в рус. «у» всегда /u/, а в англ. «u» может быть /ju/,/ʌ/ или /u/)
- Правила написания (напр. в рус. /u/ после мягкого парного согл. всегда на письме «ю»)
Орфография
Орфография – второй цикл правил функционирования графем фонемографического письма
Состоит из: правил орфографии и правил орфоэпии.
- П равила орфографии – правила написания значащих языковых единиц (морфем и слов)
- Правила орфоэпии – правила «озвучивания» при чтении значащих языковых единиц (морфем и слов)
П равила орфографии строятся на базе правил графики и нужны ТОЛЬКО если по правилам графики есть вариант (напр. безуд. /а/ по правилам графики может быть и «а» и «о» - нужно уточнение: т.е. правила орфографии, которые предписывают сАпог, но вОдить).
Правила орфографии применяются ТОЛЬКО к отдельной букве, а не к слову целиком.
Правила орфографии:
- Обозначение границ между языковыми единицами (лексико-морфологическое)
- Употребление прописных и строчных букв (лексико-синтаксическое)
- Перенос слов на новую строку (морфемно-слоговое)
- Письменное сокращение слов
- Выбор варианта написания, если он предоставлен правилами графики (состоит из 5 принципов)
Пять принципов орфографии:
1. Фонетический («как слышится, так и пишется»)
*!принцип нужен ТОЛЬКО если по правилам графики есть вариант (напр. «здесь» по графике могло быть и «сдесь» и «здезь»)
2. Морфологический (подчеркивает единство морфемы, убрав варьирование ее экспонента)
*напр. приставки «из», «без», «от», «под» и др. могут читаться /is/, /bes/, /od/, /pot/, но данный принцип орфографии устанавливает единство написания морфемы
3. Грамматический (обозначает граммему знаком и распространяет ее на все лексемы с данным грамматическим признаком, даже если звучание не дает этому повод)
*напр. сущ. ж.р. ед.ч. «кость», «тень» имеют «ь» на конце и поэтому он пишется и в словах «ночь» (где является избыточным обозначением мягкости всегда мягкого «ч») и «мышь» (где вообще противоречит правилам графики: «ь» стоит после всегда твердого «ш»)
4. Дифференцирующий (разграничивает лексические омонимы, разделив разным написанием)
*напр. в старорусском «миръ – покой, тишина» и «мiръ – вселенная или крестьянская община» или в совр. рус. «ожог – сущ.» и «ожёг – гл.»
5. Традиционный (этимологический – «пиши, как писали раньше»)
*напр. издавна устоявшееся написание слов «горох» или «молоко» через «о»
Слова делятся на:
- Непосредственно проверяемые произношением (слова, написанные по правилам графики и фонематическому принципу орфографии)
- Косвенно проверяемые произношением (слова, написанные по морфологическому и графическому принципам орфографии)
- Непроверяемые (слова, написанные по дифференцирующему и традиционному принципам орфографии)
Билет 60. Письмо в его отношение к языку. Графема и ее варианты.
Идеография и фонография.
Письмо не всегда напрямую передает язык.
Передача языка графическими средствами – поздний этап развития письма.
Предшественники письма – знаки, не связанные с языком, передающие информацию совершенно независимо от языковой формы воплощения этой информации.
Письмо в широком смысле – все виды общения людей при помощи оптических знаков, т.е. знаков, воспринимаемых глазом.
Письмо в узком смысле – начертательное письмо, связанное с использованием графических знаков (цифры, значки, буквы).
Графема – определенный элемент в системе письма, абстрактная, многократно повторяющаяся в текстах единица (напр. начертательные знаки, составляющие инвентарь письма – буквы, цифры, знаки препинания и разные фигуры и изображения).
Аллографемы – варианты графемы. Обычно графема имеет варианты написания.
Аллографемы бывают:
- стилистические аллографемы (печатные и соответствующие им рукописные буквы)
- факультативные аллографемы (различные варианты написания рукописных букв)
- позиционные аллографемы (различное начертание одной и той же буквы в зависимости от положения в слове)
*(напр. греческая буква «сигма» в форме в начале И в конце слова писалась по-разному)
- комбинаторные аллографемы (различное начертание одной и той же буквы в зависимости от положения относительно др. букв)
*(напр. в арабском письме многие буквы имеют до 4 вариантов, в зависимости от наличия или отсутствия рядом др. букв)
Различают два вида письма:
1 . Фонографическое («запись звуков»)
2 . Идеографическое («запись идей»)
Различают два главных типа графем:
1. Фонограммы (обозначают звуковые единицы или звуковые особенности языка, связываются со смыслом только косвенно (через передачу звучаний))
Виды фонограмм:
- Силлабограммы (соответствуют слогам или сочетаниям согласной и гласной фонем и рамках слога)
- Фонемограмы (соответствуют отдельным фонемам)
*напр. все буквы в слове «рука»
- Знаки для сочетаний фонем не соотносимых с делением на слоги
*напр. «х» – [ks]
- Знаки удвоения
*напр. цифра «2» после слова в индонезийском письме: orang2 = orangorang = «люди»
- Знаки для дифференциальных признаков фонем
*напр. буква «ь», указывающая в русском письме на палатализованность предшествующего согласного
- Просодемограммы
*напр. знаки знаки тонов в современном вьетнамском письме « ˜ », « ` », « ˝ » над гласной буквой;
2. Идеограммы (письменные знаки, передающие значащие единицы языка непосредственно (прямо соотносимые с явлениями действительности))
Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки «+» или «=» или «%» и т.д.
В отличие от фонограмм идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определенным формам языка.
*напр. знак « = » может быть прочитан и как «равно», и как «равняется»
Типы идеограмм:
- Логограммы (лексемограммы) – идеограммы соотносимые с целыми словам (являются важнейшим типом идеограмм).
- Идеограммы-разделители (пробел между словами, знаки препинания)
- Морфемограммы – идеограммы служащие обозначением морфем
*напр. в немецком письме точка после цифры соответствует суффиксу порядкового числительного
- Идеограммы-классификаторы (выделяют какой-либо класс значащих единиц)
*напр. прописная буква, когда она указывает, что перед нами имя собственное (город «Орел» в отличие от птицы «орел»)
- Фразограммы (знаки, соответствующие целым сообщениям, строго говоря, стоят уже вне собственно письма)
*напр. стрелки – указатели направления, знаки запрета.