Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей.
Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:
1. органы речи;
2. органы слуха;
3. органы зрения.
Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя:
- головной мозг, который через моторный центр речи (зона Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи;
- дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;
- органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).
Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа.
Активные органы - это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть.
Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.
Голосовые связки находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи, и состоит из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:
- перстневидный хрящ, расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;
- щитовидный хрящ, расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин - 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;
- парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.
Органы речи (произносительный аппарат)
Русские и латинские названия органов речи и их производные
Язык Губы Зубы Альвеолы Твердое нёбо Мягкое нёбо Язычок Нос Зев Гортань | lingua labia dentes alveoli (желобки) palatum velum (парус) uvula (виноградинка) nasum pharynx larynx | лингвистический лабиальный, лабиализованный дентальный альвеолярный палатальный велярный увулярный назальный фарингальный ларингальный |
Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками. Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.
- При произнесении гласных, сонорных, звонких согласных они сначала напрягаются и сближаются, а затем раздвигаются и сдвигаются, пропуская толчок воздуха. При этом они вибрируют.
- При произнесении английского или немецкого [h] и некоторых гортанных звуков (например, в арабском языке), а также при шепоте они сближены, но расслаблены, и воздух проходит через них с трудом. Голосовые связки при этом не колеблются.
У мужчин, как говорилось выше, голосовые связки длиннее (23 мм в среднем) и толще, чем у женщин (18 мм).
Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании.
Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называемым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе.
Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа.
Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции:
- в зависимости от своего положения он меняет форму и объем резонатора;
- создает преграды при произнесении согласных.
Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.
Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных.
А теперь немножечко из нашей HolyBible( Маслов, если кто не понял)
Каждый звук, произносимы нами в речи, есть не только физическое явление, но также и результат определенной работы человеческого организма, а кроме того, и объект слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.
1. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ.
Для того, чтобы человек произнес тот или иной языковой звук, необходимо следующее: а) опред. импульс, посылаемый из головного мозга (точнее из т.н. моторного центра речи – зон БрокААА).; б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим эту команду; в) в б-ве случаев сложная работа дыхательного аппарата, а также диафрагмы и грудной клетки, т.к. без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи; г) сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными (всякие там губы, язык, гол.связки и тп.), и определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствора полости рта. Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесении соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.
Произносительные органы делят на активные (выполн. те или иные движения, необх. для произнесения звука) и пассивные (служат лишь «точкой опоры» для активного органа). Важнейшими активными органами являются язык, голосовые связки, губы и нёбная занавеска. Функции произносительных органов есть в вышеприведённой ссылке, а также в Холи Байбле, страницы 37-39.
К биологическому аспекту также относится изучение механизмов тех изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи. Эти изменения называю позиционными и разделяют на комбинаторные (взаимод. между артикуляциями звуков, наход. в потоке речи в непосредственном и близком соседстве) и собственно [СОБСНА ХАХАХА] позиционные ( положение звука в безуд. слоге либо на конце слова).
1) среди комбинаторных изменений выделяются:
- аккомодация – изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных. НАПРИМЕР: огубленность (дом), назализация (наш), i-образный призвук (сяду).
- ассимиляция\уподобление – артикуляция согласного влияет на артикуляцию последующего согласного или артикуляция гласного влияет на артикуляцию последующего гласного. Бывает:
* предвосхищающей. Классический пример (Маслов так сказал) : замена звонких согласных глухими ( лодочка – лодка [t] перед [k]) или наоборот ( к реке – к дому [g] перед [d]).
* инерционная ассимиляция – инерция неучастия голосовых связок (напр. инерция поднятого положения средней части спинки языка в момент произнесения последующего согласного :Ванькя). Помимо контактной асс., т.е. уподоблению звуку, находящемуся в непосредственном соседстве, встречается и дистантная, действующая «на расстоянии» ( в ряде финно-угорских и тюркских языках).
- диссимиляция\«расподобление». Дистантная д. – февраль вместо феврарь( от лат. februarius). Контактная д. :леХко, мяХкий – д. двух смычных + ассимиляция по глухости ( [g] перед [k]); скучно, конечно (ШН). Отдельный случай д. – гаплология – устранение одного из идущих подряд одинаковых слогов (минералология --> минералогия).
2) к собственно-позиционным изменениям относятся :
* редукция – ослабление гласных в безударных слогах. Пример: м[Λ]лыш, м[á]л, м[ъ]лыши. Полная степень редукции – это полное исчезновение гласного в безуд. слоге и даже всего слога, в частности: а) апОкопа – отпадение конечного гласного или конечной части слова: Петь вместо Петя, чтоб место чтобы; б) синкОпа – выпадение гласного или неск. гласных не на конце слова :Иваныч вместо Иванович.
* оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой : дуга – дуг [k], труба – труб [p]. Физиологическая причина – преждевременное возвращение голосовых связок в состояние покоя ещё до окончания произнесения слова. Иногда оглушение в русском языке проявляется и в отношении сонантов : вопль.
2) ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ. Он охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи механизмами слуха и при передаче соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи ( речеслуховой анализатор) – т.н. зону ВЕЕЕрнике.
13. ВАЖНЕЙШИЕ ТИПЫ КОМБИНАТОРНЫХ И ПОЗИЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ.
Изменения, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи:
1)комбинаторные(вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном соседстве)
2)собственно позиционные(связанные с положением звука в безуд. , слоге,либо в конце слова и тд)
I.КОМБИНАТОРНЫЕ:
-аккомодация(изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием сосед., согл)то есть-возникают между согласными и гласными,обычно стоящими рядом,и состоят в том,ч то экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего-это предвосхищающая аккомодация, или наоборот-рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего-инерционная.
-ассимиляция(артикуляция согласных влияет на артикуляцию согл ,либо артикул., гласных на артикул., гласный ,причем влияние направленно на сближение артикуляции, уподобление)
АССИМИЛЯЦИЯ
Тупые таблицы, задолбало!
Также АССИМИЛЯЦИЯ бывает:
-контактная(взаимодействуют соседние звуки)
-дистанционная(взаимодействуют звуки из соседних слогов, или вообще разделенные другими звуками, Реформацкий называют такую ассимиляцию дискантактной)это в тюркских и финно-угорских языках.
ДИССИМИЛЯЦИЯ-(расподобление звуков)возникает между звуками одного типа(одинаковыми или подобными-гласными или согласными)и основана на тенденции, противоположной ассимиляции; из 2х одинаковых или подобных звуков получается 2 различных или менее подобных звука.
Диссимиляции тоже бывают контактные/дистанционные, предвосхищающие/инерционные.
ДИСТАНЦИОННАЯ ДИССИМИЛЯЦИЯ- Дистанционной диссимиляцией 2х дрожащих вызвано, например, появление просторечной формы «колидор» вместо «коридор»
Типичны расподобления так назыв., «плавных» «р» и «л» когда из двух «р» одно превращается в «л»(коридор-колидор, секретарь-секлетарь) или одно из 2х «л» превращается в «р»(из истории рус лит яза-велблюд-верблюд)
!!!ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ диссимилятивного упрощения звуков представляет собой ГАПЛОГИЯ-как бы «упрощение речи»-при ней устраняется один из двух одинаково или близко звучащих слогов, например минералогия вместо минерало+логия
II.СОБСТВЕННО ПОЗИЦИОННЫЕ:
-редукция(ослабление) гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.Например-мал,малыш,малышы/mal/,/malыs/,/mъlыsы/.
a)апОкопа-отпадение конечного гласного или конечной части слова(Петь вместо Петя,чтоб вместо стобы)
b)СинкОпа-выпадение гласного или несколькиз звуков на конце слова(Иваныч вместо Иванович)
также редукция-это оглушение звонких согласных(дуга-дуг;duga-guk)
14. функциональный аспект изучения звуков речи и звуковых еденицязыка;Понятиефонемы;Фонематические и нефонематические различия;Выделимость фонемы и ее функции;дифференциальные признаки фонем.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ(филологический)=собственно лингвистический АСПЕКТ-изучает функции звуков в языке,оперирует фонемами.
Значащие единицы языка(морфемы,слова и тд) материализуются именно в звуках;для языкознания именно эта, функциональная сторона самая важная.
ФОНЕМА-минимальная единица звукового строя языка.В русском приблизительно 40 фонем.
Другие определения фонемы-
Фонема-компонент морфемы;психический эквивалент звука;психически живая фонетическая единица.
По Щербе:ФОНЕМА-мельчайшая линейно-нечленимая единица звуковой стороны языка,обладающая потенциальной связью со значением,способная образовывать звуковые оболочки значимых единиц языка и их дифференцировать.
Функции фонемы:
-конститутивная-функция строительного материала в составе экспонентов морфем.
-дистинктивная(различительная)-функция различителя компонентов.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ(фонологически существенные)-например пары-(брат:брать;летА:летя;жест:жесть)-различие между непалатализованными и соотв., палатализованными согласными выступает как различие между фонемами.
НЕФОНЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ(фонологически несущественные)-различие лабиализованного и соотв., нелабилизованного «ть»-«т» или «открытого» и «Закрытого» э.-всего лишь различие вариантов в рамках одной морфемы.
!!!ВАЖНЫ только определенные свойства по которым экспоненты противопоставлены друг другу.
ВЫДЕЛИМОСТЬ ФОНЕМ в речи опирается на структурно-функциональные признаки.
!Фонемы выделяются носителями языка прежде всего потому,чтосущесвуют такие значащие единицы,экспоненты которых состоят(каждый( всего из 1 морфемы.
Существуют двоичные(бинарные)оппозиции фонем:
-палатализованные/непалатализ
-зв/глух
-носовой/неносовой
-cмычный/щелевой
Тернарные(троичные)
/b/:/d/:/g/(бам-дам-гам)-оппозиция по активному органу-губной-переднеязы-заднеязыч.
Во всех языках мира существует групповая оппозиция-гласный/согласный(а как же иероглифы и слоговые языки?)
ДП /b/ в рус язе-
Согл,губной,смычный,неносовой,шумн,зв,непалатализ.
Также оппозиции могут быть:
-пропорциональными
(отношение между ее членами пропорционально отношению между членами других или другой оппозиции в рамках данного языка.)
-изолированными(там где пропорции нет оппозиция называется изолированной)
Также оппозиции могут быть:
-чистые(простые)-члены различаются по какому то 1 признаку)
-смешанные(сложные)противопоставленные фонемы отличаются по нескольким ДП)
NB!ФОНЕМА-кратчайшая звуковая ед., языка ,способная быть в нем единственным внешним различителем компонентов морфем и слов.
15. Варьирование фонемы;дистрибуция фонем и их вариантов;ограничение сочетаемости фонем на синтагматической оси.
Фонема реализуется в речи неодинаково. Срежи возможных реализаций фонемы сторонники ЛФШ различают обязательные аллофоны(назыв., так же оттенками и вариантами),факультативные варианты и индивидуальные варианты.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ-каждый из низ в соотвств.,фонетич., позиции строго обязателензамена невозможна и воспринималась бы как акцент.
Все обязательные аллофоны 1 фонемы равноправна,тк их употр., определяется фонетич., правилами языка.
Но есть основной аллофон-самый типичные представитель данной фонемы.Это наименее зависимый от окр. Условий аллофон.
Есть КОМБИНАТОРНЫЕ и ПОЗИЦИОННЫЕ аллофоны-
-КОМБИНАТОРНЫЕ-возникают под действием соседних звуко(в р язе это например лабиализованные)
-ПОЗИЦИОННЫЕ-выбор позиционного диктуется позицией-положением ударения.
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ- или «свободное варьирование» фонемы-огда в любом слове,где данная фонема встречается в некоторой опред., позиции она может иметь несколько вариантов реализации.
ДИСТРИБУЦИЯ ФОНЕМЫ-совокупность всех возможных аллофонов данной фонемы. Аллофоны 1 фонемы находятся в отношениях доп дистрибуции.2 разных аллфона 1 фонемы не могут существовать в 1 позиции.
ВИДЫ ДИСТРИБУЦИИ:
1)КОНТРАСТНАЯ-2 единицы способны появляться в одинаковой позициии и при этом различать знаковые единицы языка(как минимум морфемы)bal-mal,tak-tok
Отношение контраст. Дистрибуции говорит о том,что мы имеем дело с разными фонемами.
2)ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ-2 ед никогда не встречаются в одинаковом положении. Они всегда явлю вариантами 1 и той эе фонемы.
3)СВОБОДНОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ-2 единицы способны появл., в 1 и той же позиции, но не способны различать знаковых единиц данной яз системы. Эти единицы явл., вариантами одной и той же единицы.
СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ-отношения, в которые вступают единице одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня.
Фонема– кратчайшая звуковая единица данного языка, способная быть в нем единственым внешним различителем экспонентов морфем и слов.
Функции, выполняемые фонемами
1)Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм)
2)Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке.
Дистрибуция фонемы - это совокупность всех возможных аллофонов данной фонемы. Аллофоны одной фонемы находятся в отношениях дополнительной (непересекающейся) дистрибуции (т.е. первый элемент встречается в тех окружениях, где невозможен второй).
Дистибуция факультативных вариантов фонемы носит иной характер: зоны их возможного употребления совпадают. Этот тип называют свободным варьированием или неконтрастивным параллелизмом.
ПОНЯТИЕ ДП. ТИПЫ ОППОЗИЦИЙ.
ДП-признаки,обеспечивающие различение фонем. Выявляются в противопоставлении фонем.Это такие признаки,когда только по одному признаку какая-либо фонема отличается от другой.
Типы оппозиций(Трубецкой,основы фонологии)
-Привативные оппозиции(1 из членов обладает указанным свойством-другой нет.Пример-противопост по глух/зв. Член оппозиции которому присуще наличие признака называется МАРКИРОВАННЫМ.
-Эквивалентные оппозиции-оба значение ДП логически равноправны, ни одно не является простым отрицанием другого(например противопоставление разных локальных рядов-место образования согласных)
-Градуальные оппозиции-члены которых различаются по степени проявления какого-либо признка.Напримерпротивопостоваление по подъему или оппозиция кратких,полудолгих и долгих гласных.
.Дифф.пр.-пр.,обеспечивающие различие фонем(есть еще интегральные,по ним нельзя ничего противопоставить).Выявляются в противопост.фонем.Чтобыопределить,явл.ли признак дифф.,нужно найти фонему,противоп.ТОЛЬКО по этому признаку.
*Противоп.(оппозиция)делится по :
1)ПОВТОРЯЕМОСТИ. пропорц.(парные согласные)и изолированные
2)КОЛ-ВУ ПРИЗН.чистые(только по призн) и смешанные(по несколким признакам)
3)КОЛ-ВО ФОНЕМ.бинарные,2(т-ть),тернартные,3(п-т-к по месту образ.),
4)ПО КАЧ.ПРИЗН. >Привативная(если у одной фонемы призн.есть,а у др.нет,н.,д-дь,д-т) >Градуальная оппозиция(степень проявл.призн.),степень подъема гласного:а-о-у
>Эквивалентнаяопп.(когда призн.разные,норавноправн.,н.,п-т,п-ф)
17.НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ФОНЕМНЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЙ; »СИЛЬНЫЕ» И «СЛАБЫЕ» ПОЗИЦИИ; РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ЯВЛЕНИЮ НЕЙТРАЛИЗЦИИ; ОСНОВНЫЕ ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ ШКОЛЫ.
Нейтрализация фонемных противопоставлений- наблюдение в тех или иных условиях «снятия»,неиспользования того или иного противопоставления.
Позиции максимального различения фонем-СИЛЬНЫЕ.
Позиции нейтрализации- СЛАБЫЕ.
СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ:
-ИЗОЛИРОВАННЫЕ(Не соотносимы в экспонентах тех же морфем с сильными позициями)
-СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ(соотносимы по чередованием с сильными позициями)
Трубецкой(автор теории Пражского лингвистического кружжка.главная работа-основы фонологии.-первый выдвинул понятие нейтрализации; в позиции нейтрализации,помнениею Трубецкого, выступает не фонема,а некая «архифонема»(он определял ее как совокупность дифференциальных признаков,общих для 2х нейтрализованных фонем)
Т.е.-главная идея Трубецкого-оппозиция.Все главное в языке выводитсяиз оппозиций. Разработал систему оппозиций(привативная-да/нет,черное/белое;градуальная оппозиция-хар-ка гласных по подъемы:высокий,средний,низкий.
СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ (ДЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА):
Сильные позиции по звонкости/глухости:
1)Перед гласным внутри слова (tom-dom)
2)перед сонантом внутри слова (otрыв-поdrыv)
3)перед «в»,»вь» внутри слова
Cлабыепозвии по звонкости/глухости:
1)перед шумным(конец слова и на стыке слов)
2)конец слова перед паузой,передгласным,сонантом,в-вь(гороt)
Сильные позиции по твердости/мягкости:
1)конец слова
2)перед гласными /a/,/o/,/и/,e(позиция перед е признается сильной только сторонниками Щербовской фонологии)
3)перед твердым согласным
4)передмягким,негомоорганным переднеязычным согласным( в хо»дь»бе-оdбить)
Слабые позиции по тв/мг:
1)перед i внутри слова(пить)
2)перед ы внутри слова(быть)
3)перед мягким гомоорганным переднеязычным согласным
Нейтрализация.
Позиция нейтрализ.-это позиция,в которой 2 фонемы противопоставленные по 1 признаку ,никогда не могут встр. Нейтрализация:«а»и«о» можно противоп.только под уд.
Позиция без уд.=поз.нейтрализации.
Разные школы о чередовании:
1)пруд-прут,вод-вот.Щерба:prut-prut,vot-vot.Живоечеред.зв.иглух.согл.вслове,на конце одна и та же фонема.
2)Трубецкой:pruT-pruT,voT-voT(считал : т.к.все с слабой позиции=>архифонема,фонологическибезразл.как противопоставлены «звонк.-глух.»
3)Реформатский:prut-prud(т.к.естьпроверочн.сл.-как в грамматике),vod-vot/d(пров.сл.нет=>это гиперфонема, особая не подд.определению)
Фонологические школы:
Школа Трубецкого,шк Аванесова(теория сильных и слабых фонем),Щерба