Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов псих. дизонтогенеза.
— общее стойкое недоразвитие:наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Этиология: генетические пороки развития, поражения незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обуславливает первичность тотальность недоразвития мозговых систем. Типичный пример – олигофрения.
— задержанное развитие: характерно замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией а более ранних возрастных этапах. Этиология: может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хрон.заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), церебрально-органическая недостаточность резидуального характера (инфекции, интоксикации, , травмы мозга).
— поврежденное развитие:этиология аналогичная первым двум. Отличие патогенеза связано с боле поздними (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения. Пример – органическая деменция.
— дефицитарное развитие:связано с нарушениями (грубым недоразвитием или повреждением) отдельных анализаторных систем: слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, инвалидизирующие хронические соматические заболевания. Нарушения частных психических функций тормозят развитие в целом.
— искаженное развитие:сложное сочестание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. Часто связано с процессуальными наследственными заболеваниями; яркий пример при РДА. Его этиология и патогенез неясен, в значительной части случаев речь идет о ранней шизофрении. Для искаженного развития характерна выраженная асинхрония. Формируясь на собственной узкой основе, в тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действий.
— дизгармоничное развитие:по структуре напоминает искаженное развитие. Сходство состоит в сочетанием явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития психических функций. Отличие от искаженного развития состоит в том, что основой этого вида является текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а рожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
8)А.В. Балахонов отмечает, что из общего числа аномалий развития примерно 20% имеют наследственную природу; 10% обусловлены внешними факторами – алкоголем, лекарствами, вирусами, химическими интоксикациями и др.; 70% случаев происхождения аномалий остается невыясненными.
Нарушения психомоторного развития могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг различных неблагоприятных факторов окружающей среды.
Тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка.
При внутриутробных поражениях мозга возникают тяжелые отклонения в развитии, включающие умственную отсталость, недоразвитие речи, дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Частота поражения плода при различных вирусных заболеваниях будущей матери неодинакова. Наиболее неблагоприятны в этом отношении краснуха, эпидемический паротит, корь. Особенно неблагоприятное влияние на развивающийся плод оказывает употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотических средств, а также курение.
Причиной нарушения развития плода могут быть различные физические факторы, и в первую очередь ионизирующая радиация, а также действие токов высокой частоты, ультразвука и др.
К причинам органического характера относятся различные нейроинфекции – энцефалиты, менингиты, а также вторичные воспалительные заболевания мозга, возникающие как осложнения при различных инфекционных детских заболеваниях
К функциональным причинам относятся социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация, главным образом, в первые годы жизни. Известно, что неблагоприятные условия воспитания, особенно в младенческом и раннем возрасте, замедляют развитие коммуникативно-познавательной активности детей.
9 ) Классификация психического дизонтогенеза(по В.В. Лебединскому, 1985):
1. Недоразвитие.
2. Задержанное развитие.
3. Поврежденное развитие.
4. Дефицитарное развитие.
5. Искаженное развитие.
6. Дисгармоническое развитие.
Наиболее полно нейропсихологический подход к классификации представлен в работах А.В. Семенович. Ею выделены и подробно описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить основой для классификации нарушений. Они дифференцируются на "синдромы несформированности'' (I) и "синдромы дефицитарности'' (II). Методологически подобное разделение связано с учетом степени зрелости мозговых систем и соответствия этой зрелости возрастному уровню ребенка.
1. Синдромы несформированности:
2. функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;
3. функциональная несформированность левой височной области;
4. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела);
5. функциональная несформированность правого полушария мозга.
6. Синдромы дефицитарности:
7. функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга;