Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от институциализации к интеграции
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Первым периодом эволюции считается интервал времени с VIII в. до н.э. по XII в. н.э. Началом этого периода принято считать время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей. В античные времена люди-инвалиды считались неполноценными и не имели гражданского статуса.
В отличие от опыта зарубежных стран, прошедших долгий и трудный путь по изменению отношения к инвалидам, Русь переняла вместе с христианством и систему монастырской благотворительности.
ВТОРОЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Вторым периодом эволюции отношения к людям с нарушениями развития принято считать временной интервал с ХII по ХVII в. Этот период характеризуется резким изменением отношения к людям с нарушениями развития от осознания необходимости заботы и милосердия по отношению к людям с нарушениями развития до осознания возможности и целесообразности их обучения.
В России этот период эволюции начался гораздо позже, чем в Европе, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, хотя и с другой мотивацией.
Соответственно, последующее развитие изменения отношения к инвалидам имеет различные для России и Западной Европы последствия.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Начало третьего периода эволюции изменения отношения общества к людям с нарушениями развития приходится на конец ХVII в., окончание периода – на начало ХХ в. И в России, и в Европе осознание необходимости создания системы образования людей с нарушениями развития возникает вследствие принятия странами законов о всеобщем начальном образовании, тем не менее носит отличающийся идеологический характер.
В России становление специального образования пришлось на различные исторические периоды, зарождалось в монархическом государстве, окончательно сформировалось в социалистическом с совершенно другими ценностями, целями и морально-этическими нормами.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Четвертым периодом эволюции изменения общественного сознания по отношению к детям с нарушениями развития принято считать временной интервал с начала ХХ в. до 1970-х гг.
Этот период характеризуется повсеместным развитием и дифференцированием системы специального образования, введением новых видов образовательных учреждений для детей с нарушениями развития, расширением возрастных рамок специальной педагогики до дошкольной и послешкольной. Этот процесс развития специальной педагогики дважды прерывался мировыми войнами, и получил продолжение своего развития уже после окончания Второй мировой войны.
В России этот период носит противоречивый характер, основное противоречие которого заключается в том, что наряду с принятием на себя заботы о дефективных детях государство препятствует расширению системы специальных образовательных учреждений.
Не только в психопатологии, но и в медицине к настоящему времени трудно дать точное определение здоровья и количественно его измерить. Известно очень большое число определений здоровья, но нельзя утверждать, что их можно использовать в практической работе для построения количественных его характеристик.
5)В России развиваются несколько направлений помощи детям с отклонениями в развитии:
христианско-благотворительное – приюты, богадельни, дома призрения;
лечебно-педагогическое – специальные отделения при больницах, школы-санатории;
педагогическое – детские ясли и сады, школы, колонии.
Основой финансирования учреждений специального образования являлись благотворительные средства.
Первые лечебно-просветительные учреждения в России появляются в XIX в. В 1854 г. в Риге доктор Фридрих Пляц открыл первое в Росси лечебно-педагогическое частное учреждение для умственно отсталых и эпилептиков. Самоотверженным организатором специального образования в России был В.П. Кащенко (1870–1943), который в 1908 г. открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей». В начале XX в. в России функционировало около 4,5 тыс. благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии.
Развитие советской системы специального образования
Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 г.
Дети с отклонениями в развитии были объявлены объектом исключительно государственной заботы и оказались в определенной изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, церкви, общественных благотворительных инициатив. Сформировалась система «закрытых» специальных образовательных учреждений интернатного типа.
Специальные образовательные учреждения перешли под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), который возглавлял А.В. Луначарский. Оформление новой системы произошло в конце 1920-х гг.
Источником финансирования системы специального образования впервые становится госбюджет.
В 1970-1980-е гг. формируется система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР). В 1981 г. для этих детей стали создавать специальные школы, а с 1988 г. в массовых школах начали открывать специальные классы выравнивания.
В конце 1980-х гг. были организованы первые экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых детей при вспомогательных школах.
6)Школа 1го вида для глухих
Школа 2го вида для слабослышащих
Школа 3го вида для незрячих
Школа 4го вида для слабовидящих
Школа 5го вида для детей с нарушениями речи
Школа 6го вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Школа 7го вида для детей с трудностями в обучении
Школа 8го вида для детей с умственной отсталостью
7) «Психический дизонтогенез» -нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте, в результате расстройства и созревания функций и структур головного мозга. Причины: экзогенные (экология, вода, питание); патогенные (соц.родовые факторы негативного воздействия); сочетание биолог.и патогенных.
2 типа псих.дизонтогенеза:
Ретардация – запаздыване или приостановка психического развития (ЗПР).
Асинхрония – опережение в развитии одних функций и отставание других (дисгармония, искажение).
Диагностика
- Акустическаяимпедансометрия, представляющая собой регистрацию акустического сопротивления (или акустической проводимости) звукопроводящего аппарата слуховой системы. При акустической импедансометрии проводится запись тимпанограммы и акустического рефлекса. Это позволяет определить наличие тугоухости и ее характер.
- Метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии(ВОАЭ) используют при проведении скриннинговых обследований новорожденных и детей первых лет жизни. ВОАЭ представляет собой чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые внутренним ухом в ответ на звуковую стимуляцию, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона.
- Компьютерная аудиометрия по СВПоснована на регистрации вызванных биопотенциалов слуховой системы, возникающих в результате акустической стимуляции органа слуха. С помощью компьютерной аудиометрии по слуховым вызванным потенциалам определяют объективный порог слуха.
18)
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Первым периодом эволюции считается интервал времени с VIII в. до н.э. по XII в. н.э. Началом этого периода принято считать время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей. В античные времена люди-инвалиды считались неполноценными и не имели гражданского статуса.
В отличие от опыта зарубежных стран, прошедших долгий и трудный путь по изменению отношения к инвалидам, Русь переняла вместе с христианством и систему монастырской благотворительности.
ВТОРОЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Вторым периодом эволюции отношения к людям с нарушениями развития принято считать временной интервал с ХII по ХVII в. Этот период характеризуется резким изменением отношения к людям с нарушениями развития от осознания необходимости заботы и милосердия по отношению к людям с нарушениями развития до осознания возможности и целесообразности их обучения.
В России этот период эволюции начался гораздо позже, чем в Европе, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, хотя и с другой мотивацией.
Соответственно, последующее развитие изменения отношения к инвалидам имеет различные для России и Западной Европы последствия.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Начало третьего периода эволюции изменения отношения общества к людям с нарушениями развития приходится на конец ХVII в., окончание периода – на начало ХХ в. И в России, и в Европе осознание необходимости создания системы образования людей с нарушениями развития возникает вследствие принятия странами законов о всеобщем начальном образовании, тем не менее носит отличающийся идеологический характер.
В России становление специального образования пришлось на различные исторические периоды, зарождалось в монархическом государстве, окончательно сформировалось в социалистическом с совершенно другими ценностями, целями и морально-этическими нормами.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Четвертым периодом эволюции изменения общественного сознания по отношению к детям с нарушениями развития принято считать временной интервал с начала ХХ в. до 1970-х гг.
Этот период характеризуется повсеместным развитием и дифференцированием системы специального образования, введением новых видов образовательных учреждений для детей с нарушениями развития, расширением возрастных рамок специальной педагогики до дошкольной и послешкольной. Этот процесс развития специальной педагогики дважды прерывался мировыми войнами, и получил продолжение своего развития уже после окончания Второй мировой войны.
В России этот период носит противоречивый характер, основное противоречие которого заключается в том, что наряду с принятием на себя заботы о дефективных детях государство препятствует расширению системы специальных образовательных учреждений.
ПЯТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ: ОТ РАВНЫХ ПРАВ К РАВНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ; ОТ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ К ИНТЕГРАЦИИ
Пятым периодом эволюции изменения общественного отношения к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности считается отрезок времени с 1970-х гг. по настоящее время. Этот период характеризуется общемировым развитием борьбы против дискриминации по различным признакам – расовым, половым, религиозным и т.д.
4)ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ДИХОТОМИИ «НОРМА И ПАТОЛОГИЯ»
Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде.
Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается прежде всего как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Такой подход никоим образом не указывает на специфику нормы; не решает проблемы и подход с позиции культурного релятивизма. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология.
В 60-е годы в Англии, США и других западных странах возникло движение антипсихиатров. Психические больные рассматриваются как жертвы плохого, патогенного общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с предписаниями религии и государства. Лидеры движения (Д. Купер, Р. Лэинг, Т. Шаш и др.) требуют отмены психиатрических больниц.
Здоровье определяется через нездоровье, норма — через аномалию. По такому пути идут многие исследователи за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности.
Не только в психопатологии, но и в медицине к настоящему времени трудно дать точное определение здоровья и количественно его измерить. Известно очень большое число определений здоровья, но нельзя утверждать, что их можно использовать в практической работе для построения количественных его характеристик.
5)В России развиваются несколько направлений помощи детям с отклонениями в развитии:
христианско-благотворительное – приюты, богадельни, дома призрения;
лечебно-педагогическое – специальные отделения при больницах, школы-санатории;
педагогическое – детские ясли и сады, школы, колонии.
Основой финансирования учреждений специального образования являлись благотворительные средства.
Первые лечебно-просветительные учреждения в России появляются в XIX в. В 1854 г. в Риге доктор Фридрих Пляц открыл первое в Росси лечебно-педагогическое частное учреждение для умственно отсталых и эпилептиков. Самоотверженным организатором специального образования в России был В.П. Кащенко (1870–1943), который в 1908 г. открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей». В начале XX в. в России функционировало около 4,5 тыс. благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии.
Развитие советской системы специального образования
Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 г.
Дети с отклонениями в развитии были объявлены объектом исключительно государственной заботы и оказались в определенной изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, церкви, общественных благотворительных инициатив. Сформировалась система «закрытых» специальных образовательных учреждений интернатного типа.
Специальные образовательные учреждения перешли под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), который возглавлял А.В. Луначарский. Оформление новой системы произошло в конце 1920-х гг.
Источником финансирования системы специального образования впервые становится госбюджет.
В 1970-1980-е гг. формируется система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР). В 1981 г. для этих детей стали создавать специальные школы, а с 1988 г. в массовых школах начали открывать специальные классы выравнивания.
В конце 1980-х гг. были организованы первые экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых детей при вспомогательных школах.
6)Школа 1го вида для глухих
Школа 2го вида для слабослышащих
Школа 3го вида для незрячих
Школа 4го вида для слабовидящих
Школа 5го вида для детей с нарушениями речи
Школа 6го вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Школа 7го вида для детей с трудностями в обучении
Школа 8го вида для детей с умственной отсталостью
7) «Психический дизонтогенез» -нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте, в результате расстройства и созревания функций и структур головного мозга. Причины: экзогенные (экология, вода, питание); патогенные (соц.родовые факторы негативного воздействия); сочетание биолог.и патогенных.
2 типа псих.дизонтогенеза:
Ретардация – запаздыване или приостановка психического развития (ЗПР).
Асинхрония – опережение в развитии одних функций и отставание других (дисгармония, искажение).