Раздел «Повторяем — узнаём новое»
Целевые установки уроков
Личностные:
• проявлять к собеседнику уважение, стремиться к взаимопониманию и к получению общего результата общения;
• владеть элементарным речевым этикетом;
• уметь договариваться с партнёром по общению;
• владеть позитивным настроем при общении;
• уметь использовать речевые средства для разрешения конфликтных ситуаций;
• понимать практическую ценность получаемых знаний по оформлению устной и письменной речи.
Метапредметные:
• использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения;
• определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный);
• анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами;
• контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе;
• уметь сравнивать речь, соответствующую и не соответствующую нормам общения;
• отрабатывать УУД сравнения (при сопоставлении метафоры и сравнения);
• отрабатывать УУД использования алгоритма для проверки изученных орфограмм;
• выбирать обращение к собеседнику в зависимости от условий речевой ситуации;
• составлять текст-рассуждение (при доказательстве типа текста);
• уметь составлять текст по алгоритму;
• уметь самостоятельно определять цель изучения определённой языковой темы.
Предметные:
• конкретизировать задачи общения: обмен информацией, выражение эмоций, воздействие на собеседника;
• уточнять значение терминов, употребляемых в теме «Общение»: собеседники, устная речь, письменная речь, паузы, знаки препинания, высказывание, предложение;
• отличать диалог от монолога;
• соблюдать основные требования к устной и письменной речи; распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
• составлять план текста (развёрнутый и сжатый), делить текст на части;
• излагать текст (письменно и устно) по составленному плану;
• объяснять различия текстов разной стилистической принадлежности (художественные, научные, деловые);
• знать средства создания образности и выразительности в художественной речи (эпитет, сравнение, метафора):
• составлять элементарные тексты в жанре деловой речи (заявление, инструкция, объяснительная, план), научной речи; анализировать и самостоятельно составлять тексты в жанре художественной речи;
• писать изложения и сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
• озаглавливать текст с опорой на его тему или главную мысль;
• находить обращение в тексте, уметь ставить знаки препинания при использовании обращений;
• повторять особенности изученных в 3 классе частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), состав слова, типы предложений по цели высказывания и по интонации;
• грамотно оформлять собственные речевые произведения
Раздел «Язык как средство общения»
Целевые установки уроков
Личностные:
• уважительно, с гордостью относиться к своей стране, её людям, родному языку;
• проявлять интерес к изучению родного языка, к его истории;
• объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека;
• объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни:
• стремиться применять полученные знания в практике речевого общения;
• осознавать язык как главное средство речевого общения;
• осваивать духовно-нравственные ценности, заложенные в языке и выражаемые с помощью языка;
• понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком;
• иметь потребность обращаться к справочной лингвистической литературе;
• понимать эстетическую ценность произведений мастеров слова;
• стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.
Метапредметные:
• систематизировать и обобщать полученные знания;
• оценивать свои успехи в учебной деятельности;
• контролировать и корректировать свои действия;
• ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий;
• сравнивать язык и другие средства человеческого общения;
• сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание;
• работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместного труда;
• работать со знаково-символической формой представления учебного материала;
• работать со справочной лингвистической литературой
• находить в учебниках и других книгах необходимую информацию.
Средства общения
Предметные целевые установки уроков:
• доказывать тезис о красоте и богатстве русского языка
• рассказывать о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения, понимать преимущество фонетического (звукового) языка перед другими средствами общения (пиктография, общение с помощью жестов, мимики и т. п.);
• давать определения основным языковым единицам (звук, буква, слог, слово, предложение, словосочетание текст);
• иметь представление о языке как чётко организованной структуре, активизировать знания об основных языковых единицах;
• знать алфавит, рассказывать о значении алфавита для различных справочников и словарей;
• знать классификацию звуков, уметь делать звуко-буквенный анализ слов;
• анализировать возможности использования звуков речи для создания выразительности в художественном произведении;
• сравнивать звуки и буквы, понимать неоднозначность соотношения звука и буквы;
· находить орфограммы в словах, выбирать нужный алгоритм для их проверки;
· подбирать проверочные слова разными способами;
· объяснять исторические «корни» некоторых традиционных написаний;
· составлять элементарные учебные задания с заданными орфограммами.
Состав слова
Предметные целевые установки уроков:
· выделять значимые части слова;
· определять семантику ряда морфем;
· объяснять орфограммы, опираясь на принцип единообразного написания одной и той же морфемы;
· образовывать слова с заданными морфемами;
· объяснять алгоритм проверки орфограммы «Разделительные ь и ъ» с опорой на состав слова;
· различать и верно писать приставки и предлоги;
· объяснять орфограмму «Правописание суффиксов –ик, -ек в именах существительных»; верно писать имена существительные с этими суффиксами;
· верно писать сложные слова с соединительными гласными о и е.
«Части речи»
Целевые установки уроков:
Личностные:
· уважительно, с гордостью относиться к своей стране, ее людям, родному языку;
• проявлять интерес к изучению родного языка, к его истории;
• стремиться применять полученные знания в практике речевого общения;
• осознавать язык как главное средство речевого общения, знать вспомогательные средства общения (мимика, жесты, выразительные движения, интонация);
• осваивать духовно-нравственные ценности, заложенные в языке и выражаемые с помощью языка;
• понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком;
• доброжелательно относиться к собеседнику;
• уважать чужое мнение;
• иметь потребность обращаться к справочной литературе;
• понимать эстетическую ценность произведений мастеров слова;
• стремиться к созданию собственных речевых произведений, вызывающих чувство прекрасного, точных по содержанию, ёмких информативно;
• стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.
Метапредметные:
• систематизировать и обобщать полученные знания;
• оценивать свои успехи в учебной деятельности;
• контролировать и корректировать свои действия;
• ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий;
• применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных;
• сравнивать имена существительные в разных падежах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям;
• развивать речь при составлении словосочетаний со связью управления;
• анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью;
• работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместного труда;
• работать со знаково-символической формой представления учебного материала;
• работать со справочной лингвистической литературой;
• понимать значение знания языка для успешности усвоения других учебных дисциплин;
• понимать значение правильно организованного общения для достижения поставленных целей.
Имя существительное
Предметные целевые установки уроков:
• находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж, определять 1, 2 и 3-е склонение имён существительных на основе их рода и окончания;
• применяя алгоритм, писать правильно падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -ия, -ие, -ий);
• объяснять необходимость знания падежа имени существительного для верного написания его падежного окончания;
• употреблять в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи;
• анализировать имя существительное как часть речи, т.е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж, число.
Имя прилагательное
Предметные целевые установки уроков:
· выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;
· верно писать безударные окончания имен прилагательных, используя алгоритм;
· разбирать имя прилагательное как часть речи, указывая его начальную форму, род, падеж и число
Местоимение
Предметные целевые установки уроков:
· определять число, лицо и падеж личных местоимений,
· верно образовывать падежные формы личных местоимений,
· верно писать местоимения с предлогами;
· сравнивать местоимения с именами существительными по функции и грамматическим признакам;
· употреблять местоимения в собственной речи.
Глагол
Предметные целевые установки уроков:
· определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;
· грамотно писать безударные личные окончания глагола;
· определять время и число глагола, его род в пр.вр., лицо в н. вр., б.вр.
· изменять глаголы по лицам и числам в н. вр., б.вр.
· верно ставить глагол в начальную форму;
· обосновывать написание –тся и –ться в глаголах;
· писать мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица ед.ч.;
· верно писать окончания –о-а, в глаголах ср.рода и женского рода в пр.вр.
· разбирать глагол как часть речи, указывая начальную (неопределенную) форму, спряжение, время, число, лицо в н.вр и род в пр.вр.
Имя числительное
Предметные целевые установки уроков:
· объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;
· сравнивать имена числительные разных разрядов по функции и по употреблению;
· употреблять числительные в речи.
Наречие
Предметные целевые установки уроков:
· находить наречие в предложении;
· определять грамматические особенности наречий (неизменяемость);
· сравнивать наречия и слова других частей речи по их грамматическим признакам;
· составлять словосочетания с наречиями;
· распространять предложения наречиями.
Повторение
Целевые установки уроков
Личностные:
• осознать объём приобретённых знаний по русскому языку за время обучения;
• стремиться к получению новых знаний;
• использовать полученные знания в практике общения.
Метапредметные:
• оценивать свои успехи в учебной деятельности;
• владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью;
• контролировать и корректировать свои действия, оценивать их;
• использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.
Предметные:
• систематизировать знания о способах анализа слова, полученные за время обучения;
• обобщать знания по фонетике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксису;
• закреплять коммуникативные навыки при ведении диалога, составлении текстов разных типов.