Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность)

Губы — без патологии, толстые, мясистые, узкие, короткие_____________

Уздечка верхней губы — норма, укорочена ________________________

Подвижность губ — достаточная, ограниченная, насильственная ________

Переключаемость движений — достаточная, недостаточная

__________________________________________________________________

Прикус — открытый (передний, боковой), прогнатия, прогения

__________________________________________________________________

Зубной ряд — сформирован, не сформирован ______________________

Зубы — редкие, кривые, мелкие, крупные, диастема

___________________________________________________________________

Нёбо твердое — высокое, широкое, узкое, готическое, плоское, куполообразное, нормальное ___________________________________________________

Дефекты нёба: в переднем отделе, среднем отделе, на границе твердого и мягкого нёба_________________________________________________________

Нёбо мягкое — короткое, длинное, подвижное, малоподвижное,
неподвижное, расщелина ________________________________________

Увула — расщелина сформированная, несформированная (отсутствует)

Язык — форма и размер: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, толстый, узкий, " географический", гипертро­фия корня языка

____________________________________________________________________________________________________________________________________

кончик языка — истонченный, широкий, раздвоенный;

уздечка языка — норма, короткая, укороченная, толстая, спайка с тканями подъязычной области;

позиция языка в полости рта — правильно стабилизирован, оттянут кзади, лежит на дне полости рта, при фонации в межзуб­ном положении;

тонус — норма, повышен, понижен;

подвижность — достаточная, недостаточная, тремор, отклоне­ние в сторону (влево, вправо);

переключаемость — достаточная, недостаточная;

саливация — норма, повышенная.

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Понимание связной речи

Восприятие речи в широком плане: понимание текста сказки, рассказа (фактология и скрытый смысл) ______________________________________________

Восприятие речи в ситуативном плане (беседа о семье, школе, игрушках)

______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Понимание нераспространенных и распространенных предложений

Покажи, где девочка прыгает? Где девочка играет с большим красным мячом? и т.п. _________________________________________________________

Понимание сложных конструкций

Восприятие флективных отношений:

Покажи пальцем дверь, левым мизинцем нос, ручкой тетрадь,

ключ карандашом и т.п._______________________________________

Восприятие предложных отношений:

Нарисуй грибок справа от цветка ______________________________

Нарисуй крест под кругом____________________________________

треугольник над кругом __

Положи ключ слева от тетради

Понимание инвертированных конструкций:

— Колю ударил Ваня. Кто драчун?

— Витю слушал учитель. Кто говорил?

— Автобус обогнала машина. Кто поехал впереди?

_______________________________________________________________

— Володю ждет Лена. Кто задержался?

Понимание сравнительных конструкций:

Какая фраза правильная?

Слон больше мухи. Муха больше слона.

Дочка моложе мамы. Мама моложе дочки. Лето перед весной. Весна перед летом. __ Днем темнее, чем ночью. Ночью темнее, чем днем.

состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность) - student2.ru Понимание атрибутивных конструкций:

Показать на картинках: "Гдесобака хозяина? Где хозяин собаки? Где бабушка внучки? Где внучкина бабушка? Где ученик учителя? Где учитель ученика?"

Понимание различных грамматических форм

Един, и множ. число им. сущ.:

Покажи, где ягода — ягоды, щенок — щенки и т.п.____________________

Един, и множ. число глаголов:

Покажи, где идет, где идут, поет — поют и т.п._______________________

Соверш. и несоверш. вид глаголов:

Покажи, где мальчик пишет, где мальчик написал?

строит-построил? _______ рисует-нарисовал? _________________________

Уменьшительно-ласкательные формы существительных: Покажи: дом – домик, куб – кубик, стул – стульчик и т.п.

_____________________________________________________________

Состояние пассивного словаря

Понимание значения слов разной частотности, близких и неблизких по звучанию и значению (показ по специально подо­бранным картинкам предметов, действий, качеств и т.п.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание инструкций

Подними руку____ подойди к окну_______________________________

открой тетрадь__ возьми со стола книгу___________________________

Возьми со стола тонкую книгу и дай её мне_________________________

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

8.1. Состояние связной речи: общая характеристика речи

(владение речью в соответствии с возрастным уровнем),

уровень самостоятельности высказывания

______________________________________________________________

Рассказ по картинке__________________________________________

______________________________________________________________

Рассказ по серии картинок_______________________________________

______________________________________________________________

Рассказ-описание или рассказ по представлению______________________

______________________________________________________________

Пересказ_____________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Фраза: Типы употребляемых предложений________________________

Среднее количество слов в предложении___________________________

Использование различных типов словосочетаний (согласова­ние, управление, примыкание)________________________________________________________

состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность) - student2.ru Наличие аграмматизма___________________________________________

Иные особенности_______________________________________________

Употребление предлогов

На   С  
В   За  
Над   Из  
у   Под  
От   Из-за  
Возле   Около  

Словарный запас

(Называние предметов, их частей, свойств, качеств, действий по специально подобранным картинкам; называние предметов по их описанию; называние обобщенных слов по группе однородных предметов и понятий; подбор синоншов — анто­нимов, эпитетов, подбор родственных слов и т.п.)

Общая характеристика словарного запаса, соотношение активного и пассивного словаря____________________________________________________________

Количественная характеристика:

Общий запас словаря: (в пределах обихода, шире, беден, крайне ограничен)

Наличие в самостоятельных высказываниях частей речи

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?_____

______________________________________________________________

______________________________________________________________

8.4. Словообразование

Образование уменьшительно-ласкательных форм существи­тельных:

Дом   Ведро  
Стол   Ковер  
Гриб   Лоб  
Сумка   Дерево  
Ёлка   Воробей  
Гнездо   Локоть  
Перо   Ухо  

Образование прилагательных от существительных:

Стол из дерева   Стакан из стекла  
Крыша из железа   Ручка из пластмассы  
Сумка из кожи   Варежки из шерсти  
Кораблик из бумаги   Сок из моркови  

Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей:

Работа Работник Печь  
Чертеж   Часы  
Сапог   Газета  
Дача   Стекло  

Образование существительных, обозначающих названия животных и их детенышей:

Волк Волчица Волчата Волчонок
Медведь      
Заяц      
Кот      

Образование притягательных прилагательных (по картин­кам):

Чей хвост?____________ чей дом?_________________________________

чей шарф?_____________________________________________________

Префиксальное словообразование: шёл-_____________________________

лить ________________ писать ________________________________________

Словоизменение

Образование множественного числа существительных:

Стул   Рот  
Глаз   Перо  
Мост   Колесо  
Пчела   Рукав  
Коза   Воробей  
Ухо   Утенок  

состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность) - student2.ru Образование формы родительного падежа мн. числа существительных (много чего?)

Дерево   Комната  
Куст   Ухо  
Ёлка   Ведро  
Ягода   Воробей  

Изменение формы существительных в словосочетаниях с числительными:

  Один Два Три Четре Пять
Стул          
Кукла          
Помидор          
Ведро          
Рыбка          

Существительные ед. и мн. числа в различныхпадежах (по сюжетным картинкам)__________________________________________________________________

Изменение глаголов в словосочетаниях с существительны­ми мужского, среднего, женского родов (по картинкам)

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Слоговая структура слов

Воспроизведение слоговой структуры слов (пропуски, пе­рестановки звуков, слогов, недоговаривание):

Велосипед   Градусник  
Солнышко   Термометр  
Сковорода   Подоконник  
Ткачиха   Мотоциклист  
Аквариум   Громкоговоритель  
Библиотекарь   Строительство  
Милиционер   Стихотворение  
Ребята слепили снеговика  
Сапожник чинит сапоги  
Петя пьёт горькое лекарство  
Старая бабушка вязала шерстяной чулок  
На перекрестке стоит милиционер  
Дрессировщик дрессирует животных  
Экскурсовод проводит экскурсию  
Физкультурники идут на парад  
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас  
На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки  

Повторение предложений, включающих многосложные слова:

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Вотраженной и самостоятельной речи:

Характер нарушений Пропуски Замены Смешения Искажения а э о ы и у с с' з з' ц ш ж ц ч л л' р р' м м' н н' й

Звуки звонкие и глухие:

Характер нарушений к к' г г' х х' п п' б б' т т' д д' ф ф' в в'
Пропуски                                    
Замены                                    
Смешения                                    
Искажения                                    

ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Темп — нормальный, быстрый, медленный, тахилалия, брадилалия

______________________________________________________________

Ритм — нормальный, аритмия. Сохранность пауз в потоке
речи: норма, деление слов на слоги, скандирование.___________________

Интонация — наличие разных видов (повествовательной, вопросительной, побудительной), их оттенков.

Эмоциональная выразительность.__________________________________

Внятность речи — отчетливость, смазанность, невнятность.

____________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА

Дыхание

Тип— ключичное, грудное, брюшное, смешанное.

Объем — поверхностное, глубокое_________________________________

Частота — нормальное, быстрое. Равномерность, плавность — ровное, прерывистое______________________________________________________________

Носовое дыхание — норма, затруднено, отсутствует. При­чина ____________

Ротовой выдох — сформирован, не сформирован. При фо­нации выдох: ротовой, смешанный____________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха ___________(количествослов).

Голос

Сила, громкость — нормальный, слабый, тихий, громкий,

немодулированный______________________________________________

Высота — высокий, низкий_______________________________________

Тембр — нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый___________________

Синхронность дыхания, голоса и артикуляции_______________________

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие неречевых звуков

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Наши рекомендации