Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность)
Губы — без патологии, толстые, мясистые, узкие, короткие_____________
Уздечка верхней губы — норма, укорочена ________________________
Подвижность губ — достаточная, ограниченная, насильственная ________
Переключаемость движений — достаточная, недостаточная
__________________________________________________________________
Прикус — открытый (передний, боковой), прогнатия, прогения
__________________________________________________________________
Зубной ряд — сформирован, не сформирован ______________________
Зубы — редкие, кривые, мелкие, крупные, диастема
___________________________________________________________________
Нёбо твердое — высокое, широкое, узкое, готическое, плоское, куполообразное, нормальное ___________________________________________________
Дефекты нёба: в переднем отделе, среднем отделе, на границе твердого и мягкого нёба_________________________________________________________
Нёбо мягкое — короткое, длинное, подвижное, малоподвижное,
неподвижное, расщелина ________________________________________
Увула — расщелина сформированная, несформированная (отсутствует)
Язык — форма и размер: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, толстый, узкий, " географический", гипертрофия корня языка
____________________________________________________________________________________________________________________________________
кончик языка — истонченный, широкий, раздвоенный;
уздечка языка — норма, короткая, укороченная, толстая, спайка с тканями подъязычной области;
позиция языка в полости рта — правильно стабилизирован, оттянут кзади, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении;
тонус — норма, повышен, понижен;
подвижность — достаточная, недостаточная, тремор, отклонение в сторону (влево, вправо);
переключаемость — достаточная, недостаточная;
саливация — норма, повышенная.
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Понимание связной речи
Восприятие речи в широком плане: понимание текста сказки, рассказа (фактология и скрытый смысл) ______________________________________________
Восприятие речи в ситуативном плане (беседа о семье, школе, игрушках)
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Понимание нераспространенных и распространенных предложений
Покажи, где девочка прыгает? Где девочка играет с большим красным мячом? и т.п. _________________________________________________________
Понимание сложных конструкций
Восприятие флективных отношений:
Покажи пальцем дверь, левым мизинцем нос, ручкой тетрадь,
ключ карандашом и т.п._______________________________________
Восприятие предложных отношений:
Нарисуй грибок справа от цветка ______________________________
Нарисуй крест под кругом____________________________________
треугольник над кругом __
Положи ключ слева от тетради
Понимание инвертированных конструкций:
— Колю ударил Ваня. Кто драчун?
— Витю слушал учитель. Кто говорил?
— Автобус обогнала машина. Кто поехал впереди?
_______________________________________________________________
— Володю ждет Лена. Кто задержался?
Понимание сравнительных конструкций:
Какая фраза правильная?
Слон больше мухи. Муха больше слона.
Дочка моложе мамы. Мама моложе дочки. Лето перед весной. Весна перед летом. __ Днем темнее, чем ночью. Ночью темнее, чем днем.
Понимание атрибутивных конструкций:
Показать на картинках: "Гдесобака хозяина? Где хозяин собаки? Где бабушка внучки? Где внучкина бабушка? Где ученик учителя? Где учитель ученика?"
Понимание различных грамматических форм
Един, и множ. число им. сущ.:
Покажи, где ягода — ягоды, щенок — щенки и т.п.____________________
Един, и множ. число глаголов:
Покажи, где идет, где идут, поет — поют и т.п._______________________
Соверш. и несоверш. вид глаголов:
Покажи, где мальчик пишет, где мальчик написал?
строит-построил? _______ рисует-нарисовал? _________________________
Уменьшительно-ласкательные формы существительных: Покажи: дом – домик, куб – кубик, стул – стульчик и т.п.
_____________________________________________________________
Состояние пассивного словаря
Понимание значения слов разной частотности, близких и неблизких по звучанию и значению (показ по специально подобранным картинкам предметов, действий, качеств и т.п.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание инструкций
Подними руку____ подойди к окну_______________________________
открой тетрадь__ возьми со стола книгу___________________________
Возьми со стола тонкую книгу и дай её мне_________________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
8.1. Состояние связной речи: общая характеристика речи
(владение речью в соответствии с возрастным уровнем),
уровень самостоятельности высказывания
______________________________________________________________
Рассказ по картинке__________________________________________
______________________________________________________________
Рассказ по серии картинок_______________________________________
______________________________________________________________
Рассказ-описание или рассказ по представлению______________________
______________________________________________________________
Пересказ_____________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фраза: Типы употребляемых предложений________________________
Среднее количество слов в предложении___________________________
Использование различных типов словосочетаний (согласование, управление, примыкание)________________________________________________________
Наличие аграмматизма___________________________________________
Иные особенности_______________________________________________
Употребление предлогов
На | С | ||
В | За | ||
Над | Из | ||
у | Под | ||
От | Из-за | ||
Возле | Около |
Словарный запас
(Называние предметов, их частей, свойств, качеств, действий по специально подобранным картинкам; называние предметов по их описанию; называние обобщенных слов по группе однородных предметов и понятий; подбор синоншов — антонимов, эпитетов, подбор родственных слов и т.п.)
Общая характеристика словарного запаса, соотношение активного и пассивного словаря____________________________________________________________
Количественная характеристика:
Общий запас словаря: (в пределах обихода, шире, беден, крайне ограничен)
Наличие в самостоятельных высказываниях частей речи
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?_____
______________________________________________________________
______________________________________________________________
8.4. Словообразование
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:
Дом | Ведро | ||
Стол | Ковер | ||
Гриб | Лоб | ||
Сумка | Дерево | ||
Ёлка | Воробей | ||
Гнездо | Локоть | ||
Перо | Ухо |
Образование прилагательных от существительных:
Стол из дерева | Стакан из стекла | ||
Крыша из железа | Ручка из пластмассы | ||
Сумка из кожи | Варежки из шерсти | ||
Кораблик из бумаги | Сок из моркови |
Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей:
Работа | Работник | Печь | |
Чертеж | Часы | ||
Сапог | Газета | ||
Дача | Стекло |
Образование существительных, обозначающих названия животных и их детенышей:
Волк | Волчица | Волчата | Волчонок |
Медведь | |||
Заяц | |||
Кот |
Образование притягательных прилагательных (по картинкам):
Чей хвост?____________ чей дом?_________________________________
чей шарф?_____________________________________________________
Префиксальное словообразование: шёл-_____________________________
лить ________________ писать ________________________________________
Словоизменение
Образование множественного числа существительных:
Стул | Рот | ||
Глаз | Перо | ||
Мост | Колесо | ||
Пчела | Рукав | ||
Коза | Воробей | ||
Ухо | Утенок |
Образование формы родительного падежа мн. числа существительных (много чего?)
Дерево | Комната | ||
Куст | Ухо | ||
Ёлка | Ведро | ||
Ягода | Воробей |
Изменение формы существительных в словосочетаниях с числительными:
Один | Два | Три | Четре | Пять | |
Стул | |||||
Кукла | |||||
Помидор | |||||
Ведро | |||||
Рыбка |
Существительные ед. и мн. числа в различныхпадежах (по сюжетным картинкам)__________________________________________________________________
Изменение глаголов в словосочетаниях с существительными мужского, среднего, женского родов (по картинкам)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Слоговая структура слов
Воспроизведение слоговой структуры слов (пропуски, перестановки звуков, слогов, недоговаривание):
Велосипед | Градусник | ||
Солнышко | Термометр | ||
Сковорода | Подоконник | ||
Ткачиха | Мотоциклист | ||
Аквариум | Громкоговоритель | ||
Библиотекарь | Строительство | ||
Милиционер | Стихотворение |
Ребята слепили снеговика | |
Сапожник чинит сапоги | |
Петя пьёт горькое лекарство | |
Старая бабушка вязала шерстяной чулок | |
На перекрестке стоит милиционер | |
Дрессировщик дрессирует животных | |
Экскурсовод проводит экскурсию | |
Физкультурники идут на парад | |
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас | |
На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки |
Повторение предложений, включающих многосложные слова:
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Вотраженной и самостоятельной речи:
Характер нарушений Пропуски Замены Смешения Искажения | а | э | о | ы | и | у | с | с' | з | з' | ц | ш | ж | ц | ч | л | л' | р | р' | м | м' | н | н' | й |
Звуки звонкие и глухие:
Характер нарушений | к | к' | г | г' | х | х' | п | п' | б | б' | т | т' | д | д' | ф | ф' | в | в' |
Пропуски | ||||||||||||||||||
Замены | ||||||||||||||||||
Смешения | ||||||||||||||||||
Искажения |
ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Темп — нормальный, быстрый, медленный, тахилалия, брадилалия
______________________________________________________________
Ритм — нормальный, аритмия. Сохранность пауз в потоке
речи: норма, деление слов на слоги, скандирование.___________________
Интонация — наличие разных видов (повествовательной, вопросительной, побудительной), их оттенков.
Эмоциональная выразительность.__________________________________
Внятность речи — отчетливость, смазанность, невнятность.
____________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
Дыхание
Тип— ключичное, грудное, брюшное, смешанное.
Объем — поверхностное, глубокое_________________________________
Частота — нормальное, быстрое. Равномерность, плавность — ровное, прерывистое______________________________________________________________
Носовое дыхание — норма, затруднено, отсутствует. Причина ____________
Ротовой выдох — сформирован, не сформирован. При фонации выдох: ротовой, смешанный____________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха ___________(количествослов).
Голос
Сила, громкость — нормальный, слабый, тихий, громкий,
немодулированный______________________________________________
Высота — высокий, низкий_______________________________________
Тембр — нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый___________________
Синхронность дыхания, голоса и артикуляции_______________________
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие неречевых звуков
______________________________________________________________
______________________________________________________________