Схема обследования речи младшего школьника
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О.________________________________________________________
Дата рождения______ /_________ /_____ г.
Домашний адрес, телефон
Класс_________________________________________________________
Успеваемость (к моменту обследования):
По русскому языку___________ по чтению__________________________
по математике__________________________________________________
Жалобы родителей, учителей______________________________________
Обращались ли ранее к специалистам за помощью?
Замечали ли родители отставание в речевом развитии?______________
Занимался ли ребенок с логопедом? (где, продолжительность,
результативность)____________________________________________________
Заключение специалистов:
Отоларинголога________________________________________________
Офтальмолога_________________________________________________
Педиатра______________________________________________________
Психиатра (психоневролога)______________________________________
Психолога_____________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
Мать (Ф.И.О., возраст, образование, место работы, должность)_________
Отец (Ф.И.О., возраст, образование, место работы, должность)__________
Число членов семьи _______________ Есть ли еще дети (пол и возраст)
________________________________________________________________
Заболевания в семье (нарушения слуха, умственная отсталость, пороки развития, алкоголизм, эпилепсия и др.)
Кто в семье имеет левшество______________________________________
Социокультурный статус семьи (характер взаимоотношений, конфликты, тип воспитания)
________________________________________________________________
Где воспитывался ребенок до поступления в школу
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Особенности речевой среды (нарушения речи у членов семьи, темп речи, наличие билингвизма)________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому нарушению ребенка
________________________________________________________________
Отношение ребенка к своему речевому дефекту_______________________
АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Ребенок желанный, нежеланный (подчеркнуть)
Возраст матери во время беременности____________________ От какой
беременности ребенок_____________ От каких родов _______________
Протекание беременности (падение, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекционные, курение, алкоголизм, профвредности, наркомания и др.) _______
Какие были роды (в срок, до срока, затяжные, обезвоженные, стремительные)
Были ли применены (стимуляция, кесарево сечение, вакуумэкстракция, наложение щипцов, поворот за ножку)_____________________________________________
Резус-фактор___________________________________________________
Закричал сразу или нет_______________________ Вес и рост ребенка при
рождении____________________________
Особенности при рождении (белая или синяя асфиксия, гематома на голове, предлежание ягодичное, головное и др.)
________________________________________________________________
Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар
________________________________________________________________
Вскармливание: когда принесли кормить __________ грудь взял __________
активно или с помощью ___________ сосал активно или засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал _________________
Грудное вскармливание до_________________ Последующее
вскармливание (смешанное, искусственное)
Выписка из роддома на______________ день Дополнительное
пребывание в роддоме, причины________________________________________
Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с__________ Сидит с_____ Ходит с __________________
Реагирует на звук с________________ Реагирует на свет с ____________
Прослеживает перемещение предметов глазами с _____________________
Хватает предмет с__________ Узнает близких с______________________
Первые зубы с_______ К 1-му году зубов__________________________
Особенности сна, аппетита в первые годы жизни______________________
________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
До 1 года_____________________________________________________
До 3 лет______________________________________________________
После 3 лет___________________________________________________
Инфекции___ Ушибы головы______________________________________
Травмы головы __________________________________________________
________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре________________________________
Общее физическое развитие, здоровье (на момент обследования)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Гуляние с_______ ___________________ мес Лепет с _________ мес
Первые слова с_____________ , их характеристика __________________
Фазовая речь с_____ Как шло развитие речи после первых ____________
фраз (медленно, нормально, бурно)______________________________________
Прерывалось ли речевое развитие ребенка, когда_____________________
по причине__________________________________________________________
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4.1. Осведомленность
Запас знаний о себе и окружающих, понимание родственных отношений, степень ориентировки в окружающем мире______________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Временные представления
Понимание последовательности времен года_________________________
дней недели________________________________
Сформированность понятий «вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас» и др.
________________________________________________________________
Определение количества событий за неделю, сутки, час, минуту
________________________________________________________________
Пространственные представления
Ориентировка в схеме тела:
прямая__________________ зеркальная____________________________
Дифференциация понятий:
вправо-влево_____________ впереди-сзади_________________________
вверху-внизу___________________________________________________
Дифференциация:
В-НА-ЗА______________________________________________________
ПЕРЕД-МЕЖДУ__________ НАД-ПОД____________________________
Конструктивный праксис
Складывание целого из 4-6 элементов_______________________________
________________________________________________________________
Копирование образца (фигур из палочек, геометрических рисунков)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Динамический праксис (пробы: кулак-ребро-ладонь, ладонь-кулак - ребро)
______________________________________________________________
Графическая проба «забор» (продолжение рисования «забора» по образцу, не отрывая руки)________________________________________________________
________________________________________________________________
Стереогноз
Узнавание на ощупь: фактуры_____________________________________
Формы_________ величины______________________________________
Зрительное восприятие
Цвет__________________________________________________________
Форма________________________________________________________
Величина _________________________________________________________
Узнавание контурных, перечеркнутых изображений, конфликтных фигур и т.д.____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Определение недостающих элементов ______________________________
________________________________________________________________
Память
Механическая — логическая______________________________________
Кратковременная — долговременная_______________________________
Состояние зрительной и слуховой памяти: _________________________
Объем памяти:__________________________________________________
Воображение
Особенности (живость, активность, творческий характер)
__________________________________________________________________
4.9.Мышление
Особенности (глубина, широта, гибкость, последовательность, самостоятельность, критичность и т.п.)____________________________________________________
Понимание причинно-следственных зависимостей (по серии из 3-5 сюжетных картин)_____________________________________________________________
Выделение логического звена (по тексту)____________________________
Сравнение, классификация, простые и усложненные обобщения _________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Обучаемость новым видам деятельности и перенос нового способа действия на аналогичный материал________________________________________________
Внимание
Уровень развития внимания (непроизвольного, произвольного)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
объем_______________ концентрация_____________________________
переключение____________ распределение __________________________
______________________________________________________________
Эмоционально-волевая сфера
Особенности проявления эмоций и чувств, преобладающий тип настроения__
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Проявление волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, инициативность, слабость волевого напряжения и т.п.) __________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая моторика
Объем движений: полный — неполный_____________________________
Точность выполнения: полная — неполная _________________________
Самостоятельность: полная — неполная ___________________________
Выполнение с помощью ________________________________________
Координация движений (правильная, неправильная, отсутствует) _______
Чувство равновесия (имеется, отсутствует)__________________________
Осанка (правильная, неправильная)_______________________________
Наличие: моторной напряженности, скованности, повышенной двигательной активности, расторможенности, навязчивых движений (покачивания, балансирования туловищем и т.п.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Мелкая моторика
Объем (полный — неполный) и точность выполнения движений (плавность» напряжение, нарушение темпа выполнения движений, одновременность выполнения движений и т.п.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущая рука_________________
Мимические движения
Объем (полный — неполный, амимичность) _________________________
Качество движений (моторная напряженность, двигательная активность, расторможенность, плавность переключений движений, истощаемость ит.п.)
Наличие синкенезий, гиперкинезов ________________________________
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Понимание связной речи
Восприятие речи в широком плане: понимание текста сказки, рассказа (фактология и скрытый смысл) ______________________________________________
Восприятие речи в ситуативном плане (беседа о семье, школе, игрушках)
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Понимание инструкций
Подними руку____ подойди к окну_______________________________
открой тетрадь__ возьми со стола книгу___________________________
Возьми со стола тонкую книгу и дай её мне_________________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
8.1. Состояние связной речи: общая характеристика речи
(владение речью в соответствии с возрастным уровнем),
уровень самостоятельности высказывания
______________________________________________________________
Рассказ по картинке__________________________________________
______________________________________________________________
Рассказ по серии картинок_______________________________________
______________________________________________________________
Рассказ-описание или рассказ по представлению______________________
______________________________________________________________
Пересказ_____________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фраза: Типы употребляемых предложений________________________
Среднее количество слов в предложении___________________________
Использование различных типов словосочетаний (согласование, управление, примыкание)________________________________________________________
Наличие аграмматизма___________________________________________
Иные особенности_______________________________________________
Употребление предлогов
На | С | ||
В | За | ||
Над | Из | ||
у | Под | ||
От | Из-за | ||
Возле | Около |
Словарный запас
(Называние предметов, их частей, свойств, качеств, действий по специально подобранным картинкам; называние предметов по их описанию; называние обобщенных слов по группе однородных предметов и понятий; подбор синоншов — антонимов, эпитетов, подбор родственных слов и т.п.)
Общая характеристика словарного запаса, соотношение активного и пассивного словаря____________________________________________________________
Количественная характеристика:
Общий запас словаря: (в пределах обихода, шире, беден, крайне ограничен)
Наличие в самостоятельных высказываниях частей речи
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?_____
______________________________________________________________
______________________________________________________________
8.4. Словообразование
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных:
Дом | Ведро | ||
Стол | Ковер | ||
Гриб | Лоб | ||
Сумка | Дерево | ||
Ёлка | Воробей | ||
Гнездо | Локоть | ||
Перо | Ухо |
Образование прилагательных от существительных:
Стол из дерева | Стакан из стекла | ||
Крыша из железа | Ручка из пластмассы | ||
Сумка из кожи | Варежки из шерсти | ||
Кораблик из бумаги | Сок из моркови |
Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей:
Работа | Работник | Печь | |
Чертеж | Часы | ||
Сапог | Газета | ||
Дача | Стекло |
Образование существительных, обозначающих названия животных и их детенышей:
Волк | Волчица | Волчата | Волчонок |
Медведь | |||
Заяц | |||
Кот |
Образование притягательных прилагательных (по картинкам):
Чей хвост?____________ чей дом?_________________________________
чей шарф?_____________________________________________________
Префиксальное словообразование: шёл-_____________________________
лить ________________ писать ________________________________________
Словоизменение
Образование множественного числа существительных:
Стул | Рот | ||
Глаз | Перо | ||
Мост | Колесо | ||
Пчела | Рукав | ||
Коза | Воробей | ||
Ухо | Утенок |
Образование формы родительного падежа мн. числа существительных (много чего?)
Дерево | Комната | ||
Куст | Ухо | ||
Ёлка | Ведро | ||
Ягода | Воробей |
Изменение формы существительных в словосочетаниях с числительными:
Один | Два | Три | Четре | Пять | |
Стул | |||||
Кукла | |||||
Помидор | |||||
Ведро | |||||
Рыбка |
Существительные ед. и мн. числа в различныхпадежах (по сюжетным картинкам)__________________________________________________________________
Изменение глаголов в словосочетаниях с существительными мужского, среднего, женского родов (по картинкам)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Слоговая структура слов
Воспроизведение слоговой структуры слов (пропуски, перестановки звуков, слогов, недоговаривание):
Велосипед | Градусник | ||
Солнышко | Термометр | ||
Сковорода | Подоконник | ||
Ткачиха | Мотоциклист | ||
Аквариум | Громкоговоритель | ||
Библиотекарь | Строительство | ||
Милиционер | Стихотворение |
Ребята слепили снеговика | |
Сапожник чинит сапоги | |
Петя пьёт горькое лекарство | |
Старая бабушка вязала шерстяной чулок | |
На перекрестке стоит милиционер | |
Дрессировщик дрессирует животных | |
Экскурсовод проводит экскурсию | |
Физкультурники идут на парад | |
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас | |
На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки |
Повторение предложений, включающих многосложные слова:
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Вотраженной и самостоятельной речи:
Характер нарушений Пропуски Замены Смешения Искажения | а | э | о | ы | и | у | с | с' | з | з' | ц | ш | ж | ц | ч | л | л' | р | р' | м | м' | н | н' | й |
Звуки звонкие и глухие:
Характер нарушений | к | к' | г | г' | х | х' | п | п' | б | б' | т | т' | д | д' | ф | ф' | в | в' |
Пропуски | ||||||||||||||||||
Замены | ||||||||||||||||||
Смешения | ||||||||||||||||||
Искажения |
ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Темп — нормальный, быстрый, медленный, тахилалия, брадилалия
______________________________________________________________
Ритм — нормальный, аритмия. Сохранность пауз в потоке
речи: норма, деление слов на слоги, скандирование.___________________
Интонация — наличие разных видов (повествовательной, вопросительной, побудительной), их оттенков.
Эмоциональная выразительность.__________________________________
Внятность речи — отчетливость, смазанность, невнятность.
____________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
Дыхание
Тип— ключичное, грудное, брюшное, смешанное.
Объем — поверхностное, глубокое_________________________________
Частота — нормальное, быстрое. Равномерность, плавность — ровное, прерывистое______________________________________________________________
Носовое дыхание — норма, затруднено, отсутствует. Причина ____________
Ротовой выдох — сформирован, не сформирован. При фонации выдох: ротовой, смешанный____________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха ___________(количествослов).
Голос
Сила, громкость — нормальный, слабый, тихий, громкий,
немодулированный______________________________________________
Высота — высокий, низкий_______________________________________
Тембр — нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый___________________
Синхронность дыхания, голоса и артикуляции_______________________
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие неречевых звуков
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Фонематическое восприятие
с—с' | с—з с'—з' | с—ц | ш—ж | ч—щ | ч—т* | щ—т* | с—ш | з—ж | с*—ч | с*—щ | ц—ч |
Твердые и мягкие согласные:
П— Б, П'—Б' | т—д Г-Д' | Ф—В, Ф'—В' | К— X—Г, К*—Г' | Л—Л' | р—Р' | Л—Р, Л'—Р' | м—н, | Гласные |
ЧТЕНИЕ
Наличие навыков чтения — имеются, недостаточные, отсутствуют______
_____________________________________________________________
Характер, техника чтения:
побуквенное, послоговое, целыми словами;
с переходом на слоговое при чтении трудных поавуко-слоговой структуре или незнакомых слов;
целыми словами с паузами (двойное чтение г использованием скрытого побуквенного чтения);
медленное, быстрое, среднего темпа;
плавное, выразительное, монотонное, угадывающее.
Темп (скорость) и объём чтение (вслух, про себя)____________________
Характер ошибок:
фонематические (артикуляторно-акустические)-
замены букв______________ пропуски букв________________________
пропуски слогов_____________ перестановки букв__________________
перестановки слогов____________________________________________
добавления, повторы слогов, слов_________________________________
грамматические (аграмматизм при чтении)________________________
оптические (замены букв, слов)___________________________________
мнестические__________________________________________________
семантические_________________________________________________
Осмысление содержания текста (на уровне знания отдельных слов или общий смысл прочитанного)_____________________________________
Пересказ прочитанного (полный или краткий,
последовательный, ________логичный, ____________ соответствующий тексту) _____________________________________________________
примеры: _____________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Ответы на вопросы по прочитанному и понимание отдельных слов в контексте, примеры:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Умение обобщать и делать выводы:_______________________________
ПИСЬМО
Анализ письменных работ (диктантов, списывания, изложения, сочинения)
Наличие и характер специфических ошибок | ||
Замены букв | ||
Пропуски букв | ||
Пропуски слогов и частей слова | ||
Добавление букв, слогов | ||
Раздельное написание частей слова | ||
Слитное написание слов | ||
Аграмматизм на письме | ||
Графические замены букв | ||
Ошибки по начертанию | ||
Зеркальное письмо |
Неспецифические ошибки_____________________________________
Самостоятельное письмо (сочинение) — адекватность изложения
_______________________________________________________________
степень его развернутости_______________________________________
правильность построения фраз___________________________________
согласование слов в предложении и отражение логико-грамматических отношений _______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Общее оформление письменных работ________________________________
теми__________________________________________________________
объём________________________________________________________
15. ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ
Предполагаемая причина, время появления заикания
Течение заикания — постоянное, постепенное усиление, волнообразное, скачкообразное, рецидивирующее_______________________________________
Особенности проявления заикания, ситуации, усугубляющие его проявление ______________________________________
Особенности общего и речевого поведения – организованность, общительность, замкнутость, импульсивность_____________________________________________
Адаптация к условиям общения, отношение ребенкак речевому дефекту
_____________________________________________________________
Локализация и тип судорог (клонические, тонические, смешанные)
_________________________________________________________________
Судороги дыхательного аппарата _____________________________________
Голосового аппарата__________________________________________________
Артикуляторные судороги языка, губ _____________________________
В каких видах речи выражено заикание: шепотная, сопряженная, отраженная, спонтанная, ответы на вопросы, пересказ, стихотворная речь, чтение
______________________________________________________________
______________________________________________________________
«Трудные» звуки, слоги, слова___________________________________
Эмболофразия (речевые уловки)__________________________________
Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
16. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
17. РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ:
______________________________________________________________
Дата обследования _________________________________________________________
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О.________________________________________________________
Дата рождения______ /_________ /_____ г.
Домашний адрес, телефон
Класс_________________________________________________________
Успеваемость (к моменту обследования):
По русскому языку___________ по чтению__________________________
по математике__________________________________________________
Жалобы родителей, учителей______________________________________
Обращались ли ранее к специалистам за помощью?
Замечали ли родители отставание в речевом развитии?______________
Занимался ли ребенок с логопедом? (где, продолжительность,
результативность)____________________________________________________
Заключение специалистов:
Отоларинголога________________________________________________
Офтальмолога_________________________________________________
Педиатра______________________________________________________
Психиатра (психоневролога)______________________________________
Психолога_____________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
Мать (Ф.И.О., возраст, образование, место работы, должность)_________
Отец (Ф.И.О., возраст, образование, место работы, должность)__________
Число членов семьи _______________ Есть ли еще дети (пол и возраст)
________________________________________________________________
Заболевания в семье (нарушения слуха, умственная отсталость, пороки развития, алкоголизм, эпилепсия и др.)
Кто в семье имеет левшество______________________________________
Социокультурный статус семьи (характер взаимоотношений, конфликты, тип воспитания)
________________________________________________________________
Где воспитывался ребенок до поступления в школу
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Особенности речевой среды (нарушения речи у членов семьи, темп речи, наличие билингвизма)________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому нарушению ребенка
________________________________________________________________
Отношение ребенка к своему речевому дефекту_______________________
АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Ребенок желанный, нежеланный (подчеркнуть)
Возраст матери во время беременности____________________ От какой
беременности ребенок_____________ От каких родов _______________
Протекание беременности (падение, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекционные, курение, алкоголизм, профвредности, наркомания и др.) _______
Какие были роды (в срок, до срока, затяжные, обезвоженные, стремительные)
Были ли применены (стимуляция, кесарево сечение, вакуумэкстракция, наложение щипцов, поворот за ножку)_____________________________________________
Резус-фактор___________________________________________________
Закричал сразу или нет_______________________ Вес и рост ребенка при
рождении____________________________
Особенности при рождении (белая или синяя асфиксия, гематома на голове, предлежание ягодичное, головное и др.)
________________________________________________________________
Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар
________________________________________________________________
Вскармливание: когда принесли кормить __________ грудь взял __________
активно или с помощью ___________ сосал активно или засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал _________________
Грудное вскармливание до_________________ Последующее
вскармливание (смешанное, искусственное)
Выписка из роддома на______________ день Дополнительное
пребывание в роддоме, причины________________________________________
Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с__________ Сидит с_____ Ходит с __________________
Реагирует на звук с________________ Реагирует на свет с ____________
Прослеживает перемещение предметов глазами с _____________________
Хватает предмет с__________ Узнает близких с______________________
Первые зубы с_______ К 1-му году зубов__________________________
Особенности сна, аппетита в первые годы жизни______________________
________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
До 1 года_____________________________________________________
До 3 лет______________________________________________________
После 3 лет___________________________________________________
Инфекции___ Ушибы головы______________________________________
Травмы головы __________________________________________________
________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре________________________________
Общее физическое развитие, здоровье (на момент обследования)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Гуляние с_______ ___________________ мес Лепет с _________ мес
Первые слова с_____________ , их характеристика __________________
Фазовая речь с_____ Как шло развитие речи после первых ____________
фраз (медленно, нормально, бурно)______________________________________
Прерывалось ли речевое развитие ребенка, когда_____________________
по причине__________________________________________________________