Понятия о системах счисления. Исторические сведения.
Пояснительная записка
Данное пособие содержит теоретический материал по теме «Системы счисления», задания, разобраны решения типовых задач, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Рабочую тетрадь можно использовать для самостоятельного изучения нового материала. Теоретический материал и задания в рабочей тетради дополняют и углубляют сведения, имеющиеся в учебнике.
Тема «Системы счисления» вызывают у учащихся затруднения потому, что при изучении не предусмотрена работа на компьютере и приходится выполнять много вычислений. Это не способствует эффективному усвоению материала, и у ребят пропадает интерес к обучению. Для того чтобы этого не произошло, я предлагаю задания творческого характера.
По теме «Системы счисления» предусмотрено выполнение контрольной работы. Работая с тетрадью, учащиеся выполняют три обязательных самостоятельных работы обучающего характера. Самостоятельные работы составлены на 10 вариантов, что понижает возможность списывания. Понимая это, учащимся приходится вникать в тему и работать самим, чтобы избежать отрицательной отметки. Этим обуславливается хорошая подготовка к контрольной работе и твёрдые знания по теме.
После изучения темы «Системы счисления» учащиеся должны:
Знать:
· Определение алфавита системы счисления
· Определение цифр
· Определение системы счисления
· Определение развёрнутой формы числа
· Виды систем счислений (позиционные и непозиционные).
· Правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот.
· Правила перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
· Правила перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
Уметь:
· Представлять числа в развёрнутой форме.
· Переводить числа в позиционных системах счисления
Понятия о системах счисления. Исторические сведения.
Потребность в записи чисел появилась в очень древние времена, как только люди научились считать. Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или группой символов.
Количество предметов изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности: камне, глине и т.д. Люди рисовали палочки на стенах и делали зарубки на костях животных или ветках деревьев, завязывали узелки. Позднее люди вынуждены стали группировать, как вы это сейчас делаете, сотнями, десятками, единицами.
И для того, чтобы правильно читать и записывать числа были придуманы СС
ü Система счисления – это совокупность приемов и правил для обозначения и наименования чисел.
ü Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.
ü Цифры – это любой символ (знак), входящий в алфавит данной системы счисления.
Системы счисления |
Позиционные |
Непозиционные |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
- Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа 127, 222, 111? Определите десятичный эквивалент данных чисел в найденной системе счисления.
2. Существует ли треугольник, длины сторон которого выражаются числами 128, 1116 и 110112. Ответ поясните.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
ВАРИАНТ 1
- Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную 250, 2022, 2757, 123.
- Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел 113, 2ACF, 691, D306F.
ВАРИАНТ 2
- Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную 247, 2021, 2756, 122.
- Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел 112, 2ACE, 690, D306E.
ВАРИАНТ 3
- Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную 246, 2020, 2755, 121.
- Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел 111, 2ACD, 68F, D306D.
ВАРИАНТ 4
- Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную 244, 2016, 2753, 117.
- Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел 10F, 2ACB, 68D, D306B.
ВАРИАНТ 5
- Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную 243, 2015, 2752, 116.
- Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел 10E, 2ACA, 68C, D306A.
ВАРИАНТ 6
- Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную 242, 2014, 2751, 115.
- Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел 10D, 2AC9, 68B, D3069.
ВАРИАНТ 7
- Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную 241, 2013, 2750, 114.
- Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел 10C, 2AC8, 68A, D3068.
ВАРИАНТ 8
- Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную 240, 2012, 2747, 113.
- Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел 10B, 2AC7, 688, D3067.
ВАРИАНТ 9
- Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную 237, 2011, 2746, 112.
- Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел 10A, 2AC6, 688, D3066.
ВАРИАНТ 10
1. Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную 236, 2010, 2745, 111.
2. Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел 109, 2AC5, 687, D3065.
Преобразование из 10- ой в двоичную систему счисления:
Задание 27.
Мартышка-мама связала 111 своим непослушным детишкам по перчатке на каждую руку и ногу. Но они порвали все свои перчатки, кроме младшего, который порвал только 11. Сколько перчаток попадет маме в починку? Ответ дайте в 8-й системе счисления.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 28.Переведите координаты точек в 10-ую СС и постройте рисунок в координатной плоскости:
1. (1; 11)
2. (101; 11)
3. (101;1001)
4. (1000; 110)
5. (101; 11)
6. (1010; 110)
7. (1001; 1)
8. (11;1)
9. (1;11)
10. (101; 1001)
11. (101; 1010)
12. (1000; 1010)
13. (1000; 1001)
14. (101; 1001)
Задание 29.Переведите числа:
в восьмеричную систему счисления
а) 2610 = ______________________________________________________________________
б) 8410 =______________________________________________________________________
в) 9110 = ______________________________________________________________________
в десятичную систему счисления
а) 158= _______________________________________________________________________
б) 1078 =______________________________________________________________________
в) 10038 = _____________________________________________________________________
Задание 30. Блиц-опрос:
- Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?
- Верно ли, что римская система счисления непозиционная?
- Верно ли, что в компьютерах используется римская система счисления?
- Верно ли, что для сложных арифметических вычислений удобно пользоваться римской системой счисления?
- Верно ли, что в двоичной системе счисления существует цифра 2?
- Верно ли, что число 23222112 может быть записано в четырехричной системе счисления?
- Верно ли, что арабские цифры удобны для сложных арифметических вычислений?
- Верно ли, что в памяти компьютера используется десятичная система счисления?
- Верно ли, что все системы счисления делятся на две большие группы?
- Верно ли, что десятичная система счисления позиционная?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
КАРТОЧКА № 1
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 11012 01002 10102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код |
Ответ: _____________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: _____________
КАРТОЧКА № 2
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 10112 11002 01002 10002 11102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код |
Ответ: ___________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ___________
КАРТОЧКА № 3
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 11002 01002 01012 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код |
Ответ: ____________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ____________
КАРТОЧКА № 4
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 00102 10112 10002 11102 00102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 5
1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 00112 01102 10112 11012
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код |
Ответ: ______________
2. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 6
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 10002 10012 11012 00012 10102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 7
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 11112 00012 10102 01002 10002 11102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 8
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 01112 10002 00012 00112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
Задание 31.Расшифруй слово.
Самый популярный из искусственных языков – ____________________________________
12010 = …8 4510 = …8 3110 = …8 ГОРОД
Белосток | 1010 |
Варшава | 1410 |
Торунь | 910 |
Гданьск | 1110 |
5010 = …8 3310 = …8 2210 = …8
1110 = …8 910 = …8 810 = …8
Н | П | С | Р | Э | Е | А | О | И | Т |
138 | 378 | 558 | 418 | 1708 | 628 | 268 | 108 | 178 | 118 |
Изобретен в 238 ____________ веке жителем польского города 128 _______________________
Людвигом Заменгофом, который в 35378 _____________году опубликовал брошюру, описывающую новый язык, и подписал ее “доктор …” (надеющийся).
Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления
в систему счисления с основанием n.
Нужно последовательно умножать дробь на n, при этом перемножаются только дробные части. Дробь записывается в виде целых частей получающихся произведений, начиная с первого.
Пример: 0, 375 0,37510 =0,0112
* 2
0 7 5 0
1 5 0 0
1 0 0 0
Для перевода неправильных дробей нужно отдельно перевести целую часть (См. правило выше) и дробную.
Алгоритм перевода:
1) Перевести целую часть
2) Перевести дробную часть
3) Сложить полученные результаты
Пример:
6,87510 x2=110,1112
610 = 1102 * 0, 875
6 2 2
6 3 2 1 750
0 2 1 2
1 1 500
1 000
Задание 31.Выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую
1. 0,187510 x8
2. 0,6562510 x 16
3. 69,1510 x 2
Задание 32.Переведите координаты точек из 8-ой системы счисления в десятичную и постройте рисунок в координатной плоскости
№ п/п | Х | У |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
ВАРИАНТ 1
1. Перевести из 2 системы в 10
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную следующие числа: 168, 1042, 1517.
3. Перевести из 10 системы в 2 числа: 512 238 1036
4. Записать в 8 системе: (111001101)2; (101010101) 2
ВАРИАНТ 2
1. Перевести из 2 системы в 10
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную следующие числа: 167, 1041, 1516.
3. Перевести из 10 системы в 2 числа:192 1024 528
4. Записать в 8 системе: (101001101) 2; (100010111) 2
ВАРИАНТ 3
1. Перевести из 2 системы в 10
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную следующие числа: 166, 1040, 1515.
3. Перевести из 10 системы в 2 числа: 644 128 1063
4. Записать в 8 системе: (110101101) 2; (111010101) 2
ВАРИАНТ 4
1. Перевести из 2 системы в 10
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную следующие числа: 164, 1038, 1513.
3. Перевести из 10 системы в 2 числа: 572 256 1098
4. Записать в 8 системе: (1001101101)2; (101010101)2
ВАРИАНТ 5
1. Перевести из 2 системы в 10
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную следующие числа: 163, 1037, 1512.
3. Перевести из 10 системы в 2 числа: 389 272 1142
4. Записать в 8 системе: (101101101)2; (110101011)2
ВАРИАНТ 6
1. Перевести из 2 системы в 10
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную следующие числа: 162, 1036, 1511.
3. Перевести из 10 системы в 2 числа: 489 138 512
4. Записать в 8 системе: (110011001)2; (101001001)2
ВАРИАНТ 7
1. Перевести из 2 системы в 10
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную следующие числа: 161, 1035, 1510.
3. Перевести из 10 системы в 2 числа:583 128 1319
4. Записать в 8 системе: (110001111)2; (111110101)2
ВАРИАНТ 8
1. Перевести из 2 системы в 10
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную следующие числа: 160, 1034, 1509.
3. Перевести из 10 системы в 2 числа: 644 128 1063
4. Записать в 8 системе: (110001111)2; (111110101)2
ВАРИАНТ 9
1. Перевести из 2 системы в 10
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную следующие числа: 159, 1033, 1508.
3. Перевести из 10 системы в 2 числа:510 235 1045
4. Записать в 8 системе: (111001100)2; (1000010101)2
ВАРИАНТ 10
1. Перевести из 2 системы в 10
2. Переведите из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную следующие числа: 158, 1032, 1507.
3. Перевести из 10 системы в 2числа: 112 538 1070
4. Записать в 8 системе: (111001001)2; (101000101)2
A
Ответ: 1010010102 = 14А16
Таблица 2
Задание 33.
- Для каждого из чисел: 12310, 45610 выполнить перевод: 10®2, 10 ® 8, 10 ® 16.
- Для каждого из чисел: 1000112, 1010010112, 11100100012 выполнить перевод: 2 ® 10, 2 ® 8, 2 ® 16.
- Для чисел: 543218, 545258, 7778, 1AB16, A1B16, E2E416, E7E516 выполнить соответствующий перевод: 8 ® 2, 16 ® 2
Для любознательных. Ещё два способа преобразования чисел 10-й в 2-ую систему счисления: I. Метод вычитания
С детства мы считать учились – раз, два, три, четыре, пять
Десятичной ту систему мы привыкли называть.
Были палочки и счеты, калькулятор, Пифагор,
А теперь перед глазами – серебристый монитор.
Эта умная машина сможет все нам сосчитать
Ну, а как она считает – предстоит нам разобрать.
Мы считаем в десятичной – два, двенадцать, сто один,
А компьютер лишь в двоичной – либо ноль, либо один.
Разберемся на примере: число будет – сорок пять
Наибольшую здесь степень нам придется сосчитать
Раз считаем мы в двоичной основанье всегда два
Показатель мы находим от начального числа.
32=25 |
8=23 |
4=22 |
Разность сосчитать нам просто мы уже не первый класс
1=20 |
Теперь циферку 13 также как и 45
Вместе с вами нам придется разложить и посчитать
Снова в основанье двойка показатель будет три
Двойка в третьей будет восемь ну, а дальше сам смотри.
У 45-ти два в пятой умножаем на один
У 13 два в третьей тоже множим на один
Два в четвертой не встречалась, тут и нечего гадать
Значит, будем два в четвертой мы на нолик умножать.
Запись: 4510 = 1*25+0*24+1*23+1*22+0*21+1*20 =1011012
Подводим итог: Необходимо разложить данное нам число по степеням «2». В том случае, если полная степень «2» присутствует при разложении, сомножителем будет единица, если степени «2» нет – сомножитель ноль. Важно! При записи числа в «2»-ой системе счисления нельзя пропускать ни одну степень.
II. Метод степеней
Разберем еще один пример: Перевести из «10»-ой системы счисления в «2»-ю число 23. Какие степени «2» представлены в этом числе?
1) Ищем максимальную степень «2» – это 24 =16. Итак: 23-16=7
2) Для числа 7 подбираем максимальную степень это 22 =4. Вычитаем 7-4=3.
3) Для числа 3 подбираем максимальную степень это 21 =2. Вычитаем 3-2=1.
4) Для числа 1 остался единственный вариант это степень 20 =1.
Теперь можем записать разложение числа 23 по степеням «2»:
Запись: 2310 =1*24 +0*23 +1*22 +1*21 +1*20
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: «ЗАНИМАТЕЛЬНО И ИНТЕРЕСНО!»
- Выпишите целые десятичные числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам: а)[1011012;1100002]; б) [148; 208]; в) [2816; 3016].
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В классе 11112 девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В классе 36q учеников, из них 21q девочек и 15q мальчиков. В какой системе счисления велся счет учеников?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В саду 100q фруктовых деревьев, из них 33q яблони, 22q груши, 16q слив и 5q вишен. В какой системе счисления посчитаны деревья?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Некогда был пруд, в центре которого рос один лист водяной лилии. Каждый день число таких листьев удваивалось, и на десятый день вся поверхность пруда уже была заполнена листьями лилий. Сколько дней понадобилось, чтобы заполнить листьями половину пруда? Сколько листьев было после девятого дня?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Путем подбора степеней числа 2, в сумме дающих заданное число, переведите в двоичную систему счисления следующие числа: а) 5; б) 7; в) 12; г) 25; д) 32; е) 33.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. И.Семакин «Информатика. Базовый курс 7-9» - М: 2006
2. И.А.Иванова Информатика. 10 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2005
3. http://www.rusedu.ru/detail_1416.html
4. http://informatika.na.by/files/razrabotkiurokovimeropriiatii/scenarii/new1/new1/rfjklsa
5. http://festival.1september.ru/articles/411324/
6. http://www.rusedu.ru/detail_1457.html
7. http://infoschool.narod.ru/lesson.htm
Пояснительная записка
Данное пособие содержит теоретический материал по теме «Системы счисления», задания, разобраны решения типовых задач, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Рабочую тетрадь можно использовать для самостоятельного изучения нового материала. Теоретический материал и задания в рабочей тетради дополняют и углубляют сведения, имеющиеся в учебнике.
Тема «Системы счисления» вызывают у учащихся затруднения потому, что при изучении не предусмотрена работа на компьютере и приходится выполнять много вычислений. Это не способствует эффективному усвоению материала, и у ребят пропадает интерес к обучению. Для того чтобы этого не произошло, я предлагаю задания творческого характера.
По теме «Системы счисления» предусмотрено выполнение контрольной работы. Работая с тетрадью, учащиеся выполняют три обязательных самостоятельных работы обучающего характера. Самостоятельные работы составлены на 10 вариантов, что понижает возможность списывания. Понимая это, учащимся приходится вникать в тему и работать самим, чтобы избежать отрицательной отметки. Этим обуславливается хорошая подготовка к контрольной работе и твёрдые знания по теме.
После изучения темы «Системы счисления» учащиеся должны:
Знать:
· Определение алфавита системы счисления
· Определение цифр
· Определение системы счисления
· Определение развёрнутой формы числа
· Виды систем счислений (позиционные и непозиционные).
· Правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот.
· Правила перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
· Правила перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
Уметь:
· Представлять числа в развёрнутой форме.
· Переводить числа в позиционных системах счисления
Понятия о системах счисления. Исторические сведения.
Потребность в записи чисел появилась в очень древние времена, как только люди научились считать. Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или группой символов.
Количество предметов изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности: камне, глине и т.д. Люди рисовали палочки на стенах и делали зарубки на костях животных или ветках деревьев, завязывали узелки. Позднее люди вынуждены стали группировать, как вы это сейчас делаете, сотнями, десятками, единицами.
И для того, чтобы правильно читать и записывать числа были придуманы СС
ü Система счисления – это совокупность приемов и правил для обозначения и наименования чисел.
ü Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.
ü Цифры – это любой символ (знак), входящий в алфавит данной системы счисления.
Системы счисления |
Позиционные |
Непозиционные |