Л Г Подбор прилагательных к существительным и согласование в роде, числе, падеже
Детям раздаются картинки с контурным изображением различных птиц и макеты тюбиков краски.
— Художник хотел нарисовать птиц, но куда-то пропали краски. Так птицы и остались нераскрашенньми. Выберите те краски, которыми нужно раскрасить птиц. (Рис. 72.) Расскажите, как птицы должны выглядеть.
Рис. 72 |
У СКВОРЦА ЧЕРНЫЕ И СЕРЫЕ ПЕРЫШКИ НА СПИНКЕ, ЖЕЛТЫЙ КЛЮВ, РОЗОВЫЕ ЛАПКИ.
Р Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу (рис. 73)
ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ
1-3. ВЕСНОЙ ПЕРВЫМИ ПРИЛЕТАЮТ ИЗ ТЕПЛЫХ КРАЕВ ГРАЧИ. 4. ЕЩЕ КРУГОМ ЛЕЖИТ СНЕГ, А ОНИ УЖЕ ТУТ. 5. ОТДОХНУТ ГРАЧИ И НАЧИНАЮТ ВИТЬ ГНЕЗДА. 6. СВОИ ГНЕЗДА ГРАЧИ ВЬЮТ НА ВЕРШИНЕ ВЫСОКОГО ДЕРЕВА 7. ОНИ ПРИНОСЯТ ДЛЯ ГНЕЗДА ПЕРЬЯ, ПУХ, СУХИЕ ЛИСТЬЯ, ТРАВИНКИ. 8. ПОТОМ ГРАЧИ ОТКЛАДЫВАЮТ ЯЙЦА И ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ.
(Объяснить значение словосочетаний ВЕРШИНА ДЕРЕВА и ВЫВОДИТЬ ПТЕНЦОВ.)
Образование множественного числа существительных.
Грач перо лист дерево вершина гнездо травинка птенец веточка
Д Заучивание стихотворения наизустьГДЕ ВОРОБЕЙ?
У НЕГО ТЕМПЕРАТУРА. ВОРОБЕЙ СКАКАЛ ПО ЛУЖАМ И ТЕПЕРЬ ЛЕЖИТ ПРОСТУЖЕН. Р. Фархади. |
ТАЕТ СНЕГ, ЖУРЧИТ РУЧЕЙ, РЯДОМ КАПЛИ И МИКСТУРА,
ГДЕ ТЫ, ПРЫТКИЙ ВОРОБЕЙ?
ВОРОБЕЙ КРИКЛИВЫЙ ГДЕ?
ОН ЛЕЖИТ В СВОЕМ ГНЕЗДЕ
ЗАНЯТИЕ «Профессии людей»
№ 1 Тема«Профессии людей» Задачи:
— знакомить детей с профессиями людей;
— формировать навыки диалогической речи, учить использовать конструкции «подлежащее + сказуемое + дополнение» и «хочу быть...»;
— обогащать глагольный словарь;
— развивать слуховое внимание детей и упражнять их в понимании стихотворного текста. Л Знакомство с профессиями людей. Выделение из текста названий профессий
— Куда вы приходите каждое утро? {В детский сад.)
— Куда идут утром ваши родители? {На работу.)
— Что такое работа? {Ответы детей.)
— Вам поможет ответить на этот вопрос рассказ.
ЧТО ТАКОЕ РАБОТА?
ОДНАЖДЫ АЛЕНКА СКАЗАЛА ПАПЕ:
— ТЫ ВСЕ УХОДИШЬ И УХОДИШЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ПОБУДЬ, ПОЖАЛУЙСТА, СЕГОДНЯ ДОМА.
— НЕ МОГУ, ДОЧЕНЬКА, МНЕ НА РАБОТУ НАДО.
— А ЧТО ТАКОЕ РАБОТА? — СПРОСИЛА АЛЕНКА.
— ВОТ ЗАВТРА Я ВОЗЬМУ ТЕБЯ С СОБОЙ НА РАБОТУ, И ТЫ ВСЕ ПОЙМЕШЬ.
НАСТУПИЛО ЗАВТРА. ПАПА С АЛЕНКОЙ ОТПРАВИЛИСЬ В ПУТЬ. НА УГЛУ ВОЗЛЕ ДОМА ПРОДАВАЛИ МОРОЖЕНОЕ.
— ВОТ ВИДИШЬ, — СКАЗАЛ ПАПА, — ЕСЛИ БЫ ПРОДАВЕЦ НЕ ПРИШЕЛ НА РАБОТУ, МЫ НЕ СМОГЛИ БЫ КУПИТЬ МОРОЖЕНОЕ.
ОНИ СЕЛИ В АВТОБУС. АВТОБУС ЕХАЛ ОЧЕНЬ БЫСТРО.
— ВОТ ВИДИШЬ, — СКАЗАЛ ПАПА АЛЕНКЕ, — ЕСЛИ БЫ ВСЕ Ш0ФЕРЫ ОСТАЛИСЬ ДОМА, МЫ БЫ НИКУДА НЕ ПОЕХАЛИ.
АВТОБУС ПРИВЕЗ ИХ НА СТРОЙКУ. НА САМОМ ВЕРХНЕМ ЭТАЖЕ НЕДОСТРОЕННОГО ДОМА, СТРОИТЕЛИ РОВНО УКЛАДЫВАЛИ КИРПИЧИ
— ВОТ ВИДИШЬ, — СКАЗАЛ ОТЕЦ, — ЕСЛИ БЫ СТРОИТЕЛИ НЕ ПРИШЛИ НА РАБОТУ, НЕ БЫЛО БЫ ДОМОВ. ВОТ ЧТО ТАКОЕ РАБОТА.
— Про какую работу узнала Аленка?
— Кто продавал мороженое?
— Кто вел автобус?
— Кто строил дом?
—ПРОДАВЕЦ, ШОФЕР, СТРОИТЕЛЬ — это работа. По-другому можно сказать, что это — ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ
— Какие еще профессии вы знаете?
— Кем работают ваши родители?
— Что они делают на работе? Р Называние профессий. Построение конструкции «подлежащее + + сказуемое + дополнение»
—На картинках изображены люди разных профессий. (Показываются картинки.) Что каждый из них делает?
ВРАЧ ЛЕЧИТ БОЛЬНОГО ПОРТНИХА ШЬЕТ ПЛАТЬЕ ПОВАР ГОТОВИТ ОБЕД и т. д.
Л Г Р Образование формы дательного падежа существительных и использование еев речи. Дидактическое упражнение «Что кому нужно?»
— В коробке лежат разные предметы, которые нужны людям различных профессий для работы. Скажите, кому что нужно.
ШОФЕРУ НУЖНА МАШИНА ПОРТНИХЕ НУЖНЫ ТКАНИ ВРАЧУ НУЖЕН ТЕРМОМЕТР ПРОДАВЦУ НУЖЕН... и т. д. Л Г Р Образование конструкции «хочу быть...»
— Кем вы хотите быть, когда вырастете?
—Найдите картинку, на которой изображен человек этой профессии. Скажите о своем желании.
Я ХОЧУ БЫТЬ ШОФЕРОМ Я ХОЧУ БЫТЬ ВРАЧОМ Я ХОЧУ БЫТЬ ПРОДАВЦОМ Л Подбор глаголов к названиям профессий
— Ябуду называть людей разных профессий, а вы говорите, что эти люди делают на работе.
ПОВАР —ВАРИТ ДОКТОР —ЛЕЧИТ УЧИТЕЛЬ —УЧИТ ПОЖАРНЫЙ — ТУШИТ ШОФЕР—... ЛЕТЧИК—... ХУДОЖНИК—... ПРОДАВЕЦ—...их д. П Чтение стихов Б. Заходера о профессиях
САПОЖНИК МАСТЕР, МАСТЕР, ПОМОГИ — ПРОХУДИЛИСЬ САПОГИ! ЗАБИВАЙ ПОКРЕПЧЕ ГВОЗДИ — МЫ ПОЙДЕМ СЕГОДНЯ В ГОСТИ! |
ПОРТНИХА
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ СЕГОДНЯ ШЬЮ.
Я ОДЕЛА ВСЮ СЕМЬЮ.
ПОГОДИ НЕМНОЖКО, КОШКА,
БУДЕТ И ТЕБЕ ОДЕЖКА.
— О каких профессиях эти стихи?
— Почему стихи так называются?
— Выучим наизусть стихи о сапожнике. Чтобы лучше запомнить стихи, нарисуем к ним схему. (Рис. 74.)
Рис. 74
№ 2 Тема«Профессии людей» Задачи:
— закреплять знания детей о различных профессиях, знакомить с профессиями работников детского сада;
— учить дошкольников составлять рассказ по сюжетной картинке, предварительно анализируя изображенное на ней;
— учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих профессии. Л Р Знакомство с названиями профессий работников детского сада
— Кто вас встречает в детском саду каждое утро? ВОСПИТАТЕЛЬ
— Сколько воспитателей работает в нашей группе? Как их зовут?
— Что делает воспитатель на работе?
ВСТРЕЧАЕТ УТРОМ ДЕТЕЙ ИГРАЕТ С ДЕТЬМИ ЧИТАЕТ ДЕТЯМ КНИЖКИ ЗАНИМАЕТСЯ С ДЕТЬМИ БЕСЕДУЕТ С РОДИТЕЛЯМИ
—Кто помогает воспитателю? (Помощник воспитателя, няня.) НЯНЯ
— Какие обязанности у няни?
МОЕТ ПОЛ МОЕТ ПОСУДУ ВЫТИРАЕТ ПЫЛЬ ОДЕВАЕТ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКУ
ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ УМЫВАТЬСЯ ПРИНОСИТ ЕДУ В ГРУППУ ЗАСТИЛАЕТ ПОСТЕЛИ ПОСЛЕ СНА
— Как одета няня, когда убирает в группе?
— Какие предметы ей нужны для уборки?
— Кто готовит еду детям в детском саду? ПОВАР
— Где работает повар? (На кухне.)
— Что ему нужно для работы?
— Что готовит повар?
— Как он одет? Почему?
— У нас в саду есть еще один работник. К нему мы идем, если что-нибудь заболит. Это—... МЕДСЕСТРА
— Что делает медсестра на работе?
ДЕЛАЕТУКОЛЫ ДАЁТ ЛЕКАРСТВО СМОТРИТ ГОРЛО ИЗМЕРЯЕТ ТЕМПЕРАТУРУ
— Как зовут нашу медсестру?
— Кто учит детей в саду петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах?
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
— Кто знает, как называется моя профессия? ЛОГОПЕД
— Чем занимается логопед на работе? УЧИТ ДЕТЕЙ КРАСИВО И ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ
— Какая профессия самая важная и нужная в детском саду? Р Составление рассказа по сюжетной картинке(рис. 75)
— Кого вы видите на картинке?
— Куда пришли дети?
— Что делает медсестра? Чем она делает укол?
— Как она одета?
— Чего боится Вова?
— Что ему сказал Саша?
— Составим рассказ по этой картинке.
Г Образование формы множественного числа существительных
— Мы сейчас говорим о профессиях работников детского сада. Таких садов, как наш, много, и работников разных профессий в них тоже много. Ктоработает в саду?
ВОСПИТАТЕЛЬ —ВОСПИТАТЕЛИ НЯНЯ —НЯНИ ПОВАР— ... ЛОГОПЕД— ...
МЕДСЕСТРА — ... ВРАЧ — ВРАЧИ и т. д. Л Г Р Дополнение предложений с опорой на предметную картинку
— Закончите предложения. Нужное слово вам подскажет картинка.
ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА ДАЛА САШЕ... (ИГРУШКУ) ПАПА ЗАПЛАТИЛ ПРОДАВЦУ... (ДЕНЬГИ)
РЫБАК ПОЙМАЛ... (РЫБКУ) ШОФЕР ЗАВОДИТ... (МАШИНУ) ПОРТНИХА ПРИШИЛА... (ПУГОВИЦУ)
(Детям показываются соответствующие картинки.)
№ 3 Тема«Профессии людей» Задачи:
— знакомить детей со строительными профессиями;
— учить понимать и запоминать стихотворный текст;
— упражнять в образовании формы множественного числа существительных;
— учить дошкольников образовывать и использовать форму родительного падежа единственного числа.