Г Различение рода существительных и согласование местоимений с существительными

— Яраздам вам конверты с картинками, на которых нарисована одежда. Называйте одежду и говорите' мой, моя, мое, мои.

Мой Моя Мое Мои

КОСТЮМ МАЙКА ПЛАТЬЕ ШОРТЫ

СВИТЕР РУБАШКА ТРУСЫ и т. д.

Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

—Когда вы были маленькими, то и ваша одежда была небольшой. Теперь у вас РУБАШКА, а была РУБАШЕЧКА. Скажите, какая одежда была у вас раньше

ШУБА —ШУБКА КОФТА —КОФТОЧКА ШАПКА—ШАПОЧКА ШАРФ — ШАРФИК

НОСКИ —НОСОЧКИ ПЛАТЬЕ—ПЛАТЬИЦЕ ШОРТЫ — ШОРТИКИ КОСТЮМ — КОСТЮМЧИК

Г Образование формы множественного числа существительных

— Где в саду хранится ваша одежда? (В шкафчиках в раздевалке )

— Там много разной одежды. Давайте скажем об этом.

ШУБЫ —МНОГО ШУБ ШАПКИ — МНОГО ШАПОК ШАРФЫ —МНОГО ШАРФОВ ВАРЕЖКИ — МНОГО ВАРЕЖЕК ШТАНЫ — МНОГО ШТАНОВ КОФТЫ — МНОГО КОФТ и т. Д

Л Подбор глаголов к существительным. Различение смыслового от­тенка слов

— Ответьте на мои вопросы, подберите много слов-ответов.

ЧТО ШЬЮТ? — ШЬЮТ ЮБКУ, ПЛАТЬЕ, БРЮКИ, РУБАШКУ, ЖИ­ЛЕТ, ШОРТЫ...

ЧТО ВЯЖУТ? — ВЯЖУТ ШАПКУ, ШАРФ, СВИТЕР, ВАРЕЖКИ, ШТАНЫ.

ЧТО ЗАВЯЗЫВАЮТ? — ЗАВЯЗЫВАЮТ ШНУРКИ, ЛЕНТЫ, ТЕ­СЕМКИ...

ЧТО НАДВИГАЮТ НА ЛОБ? — НА ЛОБ НАДВИГАЮТ ШАПКУ, ПЛА­ТОК, КОСЫНКУ, БЕРЕТ, КЕПКУ, ПАНАМКУ..

ЧТО НАДЕВАЮТ?—...

№ 2 Тема«Одежда» Задачи:

— продолжать знакомить детей с предметами одежды, уточнять их назначение, называть детали одежды, учить различать одежду для маль­чиков и девочек;

—учить дошкольников образовывать притяжательные прилагательные от имен собственных;

— добиваться правильного использования детьми конструкций «пред­лог В + предложный падеж» и «предлог БЕЗ + родительный падеж».

П Называние основных цветов спектра и оттенков

— Вспомните и скажите, как называются эти цвета и оттенки. (Показыва­ются цветные полоски, рис. 29.)

  Ф     борд     с ал     с  
фиолетовый бордовый салатовый синий
  о     р     сер     г  
оранжевый розовый серый голубой

Рис. 29

ЛГ Дифференциация одежды для девочек и для мальчиков. Образование притяжательных прилагательных от имен собственных

— Саша и Маша — наши старые знакомые. Они брат и сестра. Их одежда висит в шкафу. Я буду доставать ее оттуда и показывать вам, а вы — отгады­вать, чья это одежда. (Рис. 30.)


Г Различение рода существительных и согласование местоимений с существительными - student2.ru


Рис. 30

САШИНЫ БРЮКИ САШИНА КУРТКА САШИН СВИТЕР

МАШИНО ПЛАТЬЕ МАШИНА ШУБА МАШИНЫ ВАРЕЖКИ и т. д.




Л Р Называние деталей одежды. Составление описания одежды с опорой на мнемодорожку

— Найдите одежду по описанию. Повторите это описание.

ЮБКА В ПОЛОСКУ С РЕМЕШКОМ МАЙКА ОРАНЖЕВАЯ БЕЗ РУКАВОВ СВИТЕР БЕЖЕВЫЙ С УЗОРОМ КОФТА СИНЯЯ С ПУГОВИЦАМИ ЮБКА ЧЕРНАЯ СО СКЛАДКАМИ

- Опишите свою одежду по схеме:

1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ? 2. ЦВЕТ. 3.РУКАВА. 4. ВОРОТНИК. 5. ПОЯС. 6. КАРМАНЫ.

Г Образование форм предложного и родительного падежей с предлогами В и БЕЗ. Дидактическая игра «Поручения» —Выполняйте мои поручения. Саша, надень шапку. В чем Саша? (САША В ШАПКЕ.)

— Саша, сними шапку. Без чего Саша? (САША БЕЗ ШАПКИ.)

— Ира, надень кофту. (ИРА В КОФТЕ.)

— Ира, сними кофту. (ИРА БЕЗ КОФТЫ.)

В КУРТКЕ — БЕЗ КУРТКИ В СВИТЕРЕ — БЕЗ СВИТЕРА В КОЛГОТАХ — БЕЗ КОЛГОТ В ЮБКЕ — БЕЗ ЮБКИ

Л Р ? Образование формы винительного падежа существи­тельных. Дидактическая игра «Что делает мама?»

—Отгадайте, что мама стирает. (Учитель-дефектолог держит картинку оборотной стороной к детям. Если звучит правильный ответ, переворачивает.)

МАМА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ МАМА СТИРАЕТ КОСТЮМ МАМА СТИРАЕТ ЮБКУ и т. д.

— Что мама шьет?

— Что мама вешает в шкаф? Л Образование конструкции «существительное + существительное с союзом И»

—Из «чудесного мешочка» будем доставать пару картинок и называть их:

У МЕНЯ ШОРТЫ И РУБАШКА У МЕНЯ СВИТЕР И ЮБКА и т. д.

ЗАНЯТИЕ «Обувь».

Тема «Обувь» Задачи:

—формировать понятие «обувь», знакомить детей с предметами обуви, объяснять ее назначение, выделять и называть детали обуви;

—учить дошкольников согласовывать прилагательные с существительными; —упражнять в образовании формы множественного числа существительных;

— развивать у детей произвольное внимание и память.

Л Формирование понятия «обувь», активизация имеющихся пред­ставлений и знаний об обуви

— Посмотрите на ... (имя девочки). Как она сегодня одета?

— Вы сказали, что у ... гольфы. Что еще у нее надето на ножки? (Туфли.)

— Что на ногах у ... ? (Тапочки.)

— А у ... ? (Босоножки.)

—ТУФЛИ, ТАПОЧКИ, БОСОНОЖКИ можно назвать одним словом. Каким? ОБУВЬ

— Что такое ОБУВЬ? (То, что мы обуваем на ноги.)

— Какую обувь вы знаете?

— Посмотрите на картинки и назовите обувь.

САПОГИ ТУФЛИ КЕДЫ

САНДАЛИИ ВАЛЕНКИ КРОССОВКИ

БОТИНКИ ТАПОЧКИ ЧЕШКИ и т. д.

— Для чего нужна обувь?

— Какую обувь носят летом? Какую — зимой? Почему?

— Что носят дома, в квартире?

Г Согласованиеприлагательных с существительными. Тренировка зрительного внимания

— Станьте парами. Запомните, какая обувь у вашего товарища. Повер­нитесь друг к другу спиной. Вспомните и расскажите, какая обувь у ваше­го товарища.

У САШИ КРАСНЫЕ ТУФЛИ У ВЕРЫ БЕЛЫЕ САНДАЛИИ. У ЖЕНИ ЖЕЛТЫЕ БОСОНОЖКИ и т. д.Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

— Вот куклы в игровом уголке. Они маленькие, и обувь у них тоже ма­ленькая. Какая?

НЕ ТУФЛИ, А ТУФЕЛЬКИ НЕ БОТИНКИ, А БОТИНОЧКИ

НЕ САПОГИ, А САПОЖКИ НЕ ТАПКИ, А ТАПОЧКИ и т. д.

Л Г Называние деталей обуви

— Посмотрите, какие красивые туфли стоят на моем столе. Такие, наверно, были у Золушки. Я буду показывать волшебной палочкой на части туфель, а вы говорите, как они называются.

КАБЛУК (КАБЛУЧОК) НОСОК

ЗАСТЕЖКА (ЗАСТЕЖЕЧКА) РЕМЕШОК

ШНУРОК (ШНУРОЧЕК) — Покажите эти части на своей обуви.

П Заучивание наизусть стихотворения П. Воронько «Обновка» с опорой на мнемотаблицу(рис. 32)

ОБНОВКА

Я КУПИЛА КОШКЕ

К ПРАЗДНИКУ САПОЖКИ.

ПРИЧЕСАЛА ЕЙ УСЫ,

СШИЛА НОВЫЕ ТРУСЫ.

ТОЛЬКО КАК ЖЕ НАДЕВАТЬ?

ХВОСТИК НЕКУДА ДЕВАТЬ!

Г Различение рода существительных и согласование местоимений с существительными - student2.ru

ЗАНЯТИЕ «Одежда и обувь».

Тема«Одежда и обувь» Задачи:

- учить детей классифицировать предметы одежды и обуви, закреплять эти понятия;

- упражнять в согласовании числительных с существительными и при­лагательных с существительными в роде и числе;

- отрабатывать форму родительного падежа существительного без предлогов.

Наши рекомендации