Г Различение рода существительных и согласование местоимений с существительными
— Яраздам вам конверты с картинками, на которых нарисована одежда. Называйте одежду и говорите' мой, моя, мое, мои.
Мой Моя Мое Мои
КОСТЮМ МАЙКА ПЛАТЬЕ ШОРТЫ
СВИТЕР РУБАШКА ТРУСЫ и т. д.
Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
—Когда вы были маленькими, то и ваша одежда была небольшой. Теперь у вас РУБАШКА, а была РУБАШЕЧКА. Скажите, какая одежда была у вас раньше
ШУБА —ШУБКА КОФТА —КОФТОЧКА ШАПКА—ШАПОЧКА ШАРФ — ШАРФИК
НОСКИ —НОСОЧКИ ПЛАТЬЕ—ПЛАТЬИЦЕ ШОРТЫ — ШОРТИКИ КОСТЮМ — КОСТЮМЧИК
Г Образование формы множественного числа существительных
— Где в саду хранится ваша одежда? (В шкафчиках в раздевалке )
— Там много разной одежды. Давайте скажем об этом.
ШУБЫ —МНОГО ШУБ ШАПКИ — МНОГО ШАПОК ШАРФЫ —МНОГО ШАРФОВ ВАРЕЖКИ — МНОГО ВАРЕЖЕК ШТАНЫ — МНОГО ШТАНОВ КОФТЫ — МНОГО КОФТ и т. Д
Л Подбор глаголов к существительным. Различение смыслового оттенка слов
— Ответьте на мои вопросы, подберите много слов-ответов.
ЧТО ШЬЮТ? — ШЬЮТ ЮБКУ, ПЛАТЬЕ, БРЮКИ, РУБАШКУ, ЖИЛЕТ, ШОРТЫ...
ЧТО ВЯЖУТ? — ВЯЖУТ ШАПКУ, ШАРФ, СВИТЕР, ВАРЕЖКИ, ШТАНЫ.
ЧТО ЗАВЯЗЫВАЮТ? — ЗАВЯЗЫВАЮТ ШНУРКИ, ЛЕНТЫ, ТЕСЕМКИ...
ЧТО НАДВИГАЮТ НА ЛОБ? — НА ЛОБ НАДВИГАЮТ ШАПКУ, ПЛАТОК, КОСЫНКУ, БЕРЕТ, КЕПКУ, ПАНАМКУ..
ЧТО НАДЕВАЮТ?—...
№ 2 Тема«Одежда» Задачи:
— продолжать знакомить детей с предметами одежды, уточнять их назначение, называть детали одежды, учить различать одежду для мальчиков и девочек;
—учить дошкольников образовывать притяжательные прилагательные от имен собственных;
— добиваться правильного использования детьми конструкций «предлог В + предложный падеж» и «предлог БЕЗ + родительный падеж».
П Называние основных цветов спектра и оттенков
— Вспомните и скажите, как называются эти цвета и оттенки. (Показываются цветные полоски, рис. 29.)
Ф | борд | с ал | с | ||||||||
фиолетовый | бордовый | салатовый | синий | ||||||||
о | р | сер | г | ||||||||
оранжевый | розовый | серый | голубой |
Рис. 29
ЛГ Дифференциация одежды для девочек и для мальчиков. Образование притяжательных прилагательных от имен собственных
— Саша и Маша — наши старые знакомые. Они брат и сестра. Их одежда висит в шкафу. Я буду доставать ее оттуда и показывать вам, а вы — отгадывать, чья это одежда. (Рис. 30.)
Рис. 30
САШИНЫ БРЮКИ САШИНА КУРТКА САШИН СВИТЕР
МАШИНО ПЛАТЬЕ МАШИНА ШУБА МАШИНЫ ВАРЕЖКИ и т. д.
Л Р Называние деталей одежды. Составление описания одежды с опорой на мнемодорожку
— Найдите одежду по описанию. Повторите это описание.
ЮБКА В ПОЛОСКУ С РЕМЕШКОМ МАЙКА ОРАНЖЕВАЯ БЕЗ РУКАВОВ СВИТЕР БЕЖЕВЫЙ С УЗОРОМ КОФТА СИНЯЯ С ПУГОВИЦАМИ ЮБКА ЧЕРНАЯ СО СКЛАДКАМИ
- Опишите свою одежду по схеме:
1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ? 2. ЦВЕТ. 3.РУКАВА. 4. ВОРОТНИК. 5. ПОЯС. 6. КАРМАНЫ.
Г Образование форм предложного и родительного падежей с предлогами В и БЕЗ. Дидактическая игра «Поручения» —Выполняйте мои поручения. Саша, надень шапку. В чем Саша? (САША В ШАПКЕ.)
— Саша, сними шапку. Без чего Саша? (САША БЕЗ ШАПКИ.)
— Ира, надень кофту. (ИРА В КОФТЕ.)
— Ира, сними кофту. (ИРА БЕЗ КОФТЫ.)
В КУРТКЕ — БЕЗ КУРТКИ В СВИТЕРЕ — БЕЗ СВИТЕРА В КОЛГОТАХ — БЕЗ КОЛГОТ В ЮБКЕ — БЕЗ ЮБКИ
Л Р ? Образование формы винительного падежа существительных. Дидактическая игра «Что делает мама?»
—Отгадайте, что мама стирает. (Учитель-дефектолог держит картинку оборотной стороной к детям. Если звучит правильный ответ, переворачивает.)
МАМА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ МАМА СТИРАЕТ КОСТЮМ МАМА СТИРАЕТ ЮБКУ и т. д.
— Что мама шьет?
— Что мама вешает в шкаф? Л Образование конструкции «существительное + существительное с союзом И»
—Из «чудесного мешочка» будем доставать пару картинок и называть их:
У МЕНЯ ШОРТЫ И РУБАШКА У МЕНЯ СВИТЕР И ЮБКА и т. д.
ЗАНЯТИЕ «Обувь».
Тема «Обувь» Задачи:
—формировать понятие «обувь», знакомить детей с предметами обуви, объяснять ее назначение, выделять и называть детали обуви;
—учить дошкольников согласовывать прилагательные с существительными; —упражнять в образовании формы множественного числа существительных;
— развивать у детей произвольное внимание и память.
Л Формирование понятия «обувь», активизация имеющихся представлений и знаний об обуви
— Посмотрите на ... (имя девочки). Как она сегодня одета?
— Вы сказали, что у ... гольфы. Что еще у нее надето на ножки? (Туфли.)
— Что на ногах у ... ? (Тапочки.)
— А у ... ? (Босоножки.)
—ТУФЛИ, ТАПОЧКИ, БОСОНОЖКИ можно назвать одним словом. Каким? ОБУВЬ
— Что такое ОБУВЬ? (То, что мы обуваем на ноги.)
— Какую обувь вы знаете?
— Посмотрите на картинки и назовите обувь.
САПОГИ ТУФЛИ КЕДЫ
САНДАЛИИ ВАЛЕНКИ КРОССОВКИ
БОТИНКИ ТАПОЧКИ ЧЕШКИ и т. д.
— Для чего нужна обувь?
— Какую обувь носят летом? Какую — зимой? Почему?
— Что носят дома, в квартире?
Г Согласованиеприлагательных с существительными. Тренировка зрительного внимания
— Станьте парами. Запомните, какая обувь у вашего товарища. Повернитесь друг к другу спиной. Вспомните и расскажите, какая обувь у вашего товарища.
У САШИ КРАСНЫЕ ТУФЛИ У ВЕРЫ БЕЛЫЕ САНДАЛИИ. У ЖЕНИ ЖЕЛТЫЕ БОСОНОЖКИ и т. д.Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
— Вот куклы в игровом уголке. Они маленькие, и обувь у них тоже маленькая. Какая?
НЕ ТУФЛИ, А ТУФЕЛЬКИ НЕ БОТИНКИ, А БОТИНОЧКИ
НЕ САПОГИ, А САПОЖКИ НЕ ТАПКИ, А ТАПОЧКИ и т. д.
Л Г Называние деталей обуви
— Посмотрите, какие красивые туфли стоят на моем столе. Такие, наверно, были у Золушки. Я буду показывать волшебной палочкой на части туфель, а вы говорите, как они называются.
КАБЛУК (КАБЛУЧОК) НОСОК
ЗАСТЕЖКА (ЗАСТЕЖЕЧКА) РЕМЕШОК
ШНУРОК (ШНУРОЧЕК) — Покажите эти части на своей обуви.
П Заучивание наизусть стихотворения П. Воронько «Обновка» с опорой на мнемотаблицу(рис. 32)
ОБНОВКА
Я КУПИЛА КОШКЕ
К ПРАЗДНИКУ САПОЖКИ.
ПРИЧЕСАЛА ЕЙ УСЫ,
СШИЛА НОВЫЕ ТРУСЫ.
ТОЛЬКО КАК ЖЕ НАДЕВАТЬ?
ХВОСТИК НЕКУДА ДЕВАТЬ!
ЗАНЯТИЕ «Одежда и обувь».
Тема«Одежда и обувь» Задачи:
- учить детей классифицировать предметы одежды и обуви, закреплять эти понятия;
- упражнять в согласовании числительных с существительными и прилагательных с существительными в роде и числе;
- отрабатывать форму родительного падежа существительного без предлогов.