ГСогласование числительных с существительными. Пересчет предметов
— Будем считать яблоки, груши, лимоны.
ОДНО ЯБЛОКО ОДНА ГРУША
ДВА ЯБЛОКА ДВЕ ГРУШИ
ТРИ ЯБЛОКА ТРИ ГРУШИ
ЧЕТЫРЕ ЯБЛОКА и т. д.
ОДИН ЛИМОН ДВА ЛИМОНА ТРИ ЛИМОНА
Самостоятельное составление условно-графических схем, предложений с однородными определениями
— Будем составлять схемы. Какой формы яблоко? (Круглое.)
— Какой значок поставим на схему? (Круг.)
— Какого цвета яблоко? {Красное.) Как это можно обозначить?
— Яблоко твердое или мягкое? Каким знаком мы можем обозначить слово «твердое»?
— Какая получилась схема? Расскажите о яблоке. {Рис. 21.)
— Самостоятельно составьте схемы и расскажите о лимоне, сливе, вишне, об апельсине. ЛГ Закрепление названий цветов спектра и оттенков. Согласование прилагательных с существительными в роде
Показываются черно-белые картинки.
—Мой знакомый художник нарисовал фрукты, но забыл их раскрасить. Вспомните, какого цвета каждый из этих фруктов. Раскрасьте картинки мелками и правильно назовите цвет фруктов.
ГРУША ЖЕЛТАЯ ЛИМОН ЖЕЛТЫЙ ЯБЛОКО КРАСНОЕ СЛИВА ФИОЛЕТОВАЯ
АПЕЛЬСИН ОРАНЖЕВЫЙ ВИШНЯ БОРДОВАЯ ? Отгадывание загадки и заучивание ее наизусть
КРУГЛОЕ, РУМЯНОЕ, Я РАСТУ НА ВЕТКЕ,
ЛЮБЯТ МЕНЯ ВЗРОСЛЫЕ И МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ. {Яблоко.)
№2 Тема«Фрукты» Задачи:
— активизировать представления и знания детей о фруктах, знакомить с названиями плодовых деревьев;
— учить дошкольников образовывать форму единственного числа существительных от формы множественного;
— совершенствовать навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных;
—упражнять в использовании формы винительного падежа с предлогом ИЗ;
— учить составлять мини-рассказ по сюжетной картинке. ЛНазывание фруктов, закрепление понятия «фрукты»
—Кукла Катя ходила в магазин. Она купила там много вкусного. Отгадайте, что лежит у Кати в корзинке.
ВИНОГРАД СЛИВЫ ГРУШИ
ЯБЛОКИ ВИШНИ АПЕЛЬСИНЫ и т. д.
- Как все это можно назвать одним словом? ФРУКТЫ
Г Образование формы единственного числа существительных от множественного
—У Кати в корзине много разных фруктов, а мы будем доставать по одному и говорить об этом.
У КАТИ ЯБЛОКИ, А У МЕНЯ ОДНО ЯБЛОКО
У КАТИ СЛИВЫ, А У МЕНЯ ОДНА СЛИВА
У КАТИ ВИШНИ, А У МЕНЯ ОДНА ВИШНЯ и т. д. Л Образование названий фруктовых деревьев
— Мызнаем, что фруктовые деревья растут... где? (В саду.)
— В саду есть грядки?
— На чем растут фрукты? (На деревьях.) Такие деревья называются ФРУКТОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ
— Каждое дерево называется так же, как и фрукты, которые на нем растут.
— Как называется дерево, на котором растут груши? (Груша.) А вишни?
(Вишня.) А сливы? (Слива.)
— Дерево, на котором растут яблоки, называется яблоня.
— Сейчас мы пойдем в сад и посмотрим, какие деревья там растут. ЯБЛОНЯ СЛИВА ГРУША ВИШНЯ Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
—Давайте сравним фрукты — большие и маленькие. Называйте фрукт так, чтобы я догадалась, большой он или маленький.
ГРУША — ГРУШКА АПЕЛЬСИН — АПЕЛЬСИНЧИК ЯБЛОКО — ЯБЛОЧКО ВИНОГРАД — ВИНОГРАДИК СЛИВА — СЛИВКА ВИШНЯ — ВИШЕНКА Г Образование формы винительного падежа существительных с предлогом ИЗ
— Вкаком виде мы едим фрукты? (Сырыми, свежими.)
— Что можно сделать из фруктов? (Компот, варенье, сок.)
— Из каких фруктов можно сварить компот?
КОМПОТ ИЗ ЯБЛОК КОМПОТ ИЗ АПЕЛЬСИНОВ КОМПОТ ИЗ СЛИВ КОМПОТ ИЗ ВИНОГРАДА
КОМПОТ ИЗ ВИШЕН КОМПОТ ИЗ ГРУШ
—Из чего делают сок? СОК ИЗ ЯБЛОК СОК ИЗ СЛИВ и т. д.
- Из чего варят варенье? ВАРЕНЬЕ ИЗ ЯБЛОК ВАРЕНЬЕ ИЗ ГРУШ и т. Д Составление мини-рассказа по картинке Показывается картинка (рис. 22).
- Кто пришел из магазина?
— Кто был дома?
— Что мама принесла в корзине?
— Что мама дала сыну?
— Что она дала дочке?
— Что дети сказали маме? При составлении рассказа можно использовать мнемодорожку (рис. 23)
ЗАНЯТИЕ «Овощи и фрукты»
Тема«Овощи и фрукты» Задачи:
— учить детей различать овощи и фрукты, закреплять имеющиеся у детей представления и знания об овощах и фруктах;
— упражнять детей в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
П Игра «Вспомни загадку»
— Вспомните загадки об овощах и фруктах, которые мы заучивали наизусть.
ОГУРЕЦ ЯБЛОКО ГРУША МОРКОВЬ и т. д. Р Различение фруктов и овощей
— У меня в чудесном мешочке лежат разные овощи и фрукты. Мы будем различать их на ощупь. Вы должны узнать овощ или фрукт и сказать об этом. Я НАШЕЛ МОРКОВЬ Я ДЕРЖУ ЯБЛОКО У МЕНЯ ГРУША и т. д.