Г Формирование понятий «большой» — «маленький». Согласование прилагательных с существительными
— У меня на столе большие игрушки, а вокруг в кабинете спрятались такие же, только маленькие. Найдите их. Скажите об этом.
Я НАШЕЛ МАЛЕНЬКИЙ КУБИК или ЭТО МАЛЕНЬКИЙ КУБИК
Я НАШЛА БОЛЬШУЮ КУКЛУ или ВОТ БОЛЬШАЯ КУКЛА и т. д.
ЛГ Называние деталей игрушек. Использование конструкции «предлог ОТ + существительное». Дидактическая игра «Мастерская»
— Внашей группе я нашла несколько сломанных игрушек. Давайте откроем мастерскую и попробуем их починить. (На столе — «сломанные» игрушки и детали к ним. Дети подходят к столу, «ремонтируют» игрушку и говорят, какая деталь от какой игрушки.)
ЭТО КОЛЬЦА ОТ ПИРАМИДЫ
ЭТО КОЛЕСА ОТ МАШИНЫ
ЭТО ТРУБА ОТ ПАРОВОЗА и т. д.
? Вычленение игрушек из группы предметов(рис. 6).Формирование обобщающего понятия «игрушки»
Рис.6 |
— У каждого из вас на столе коробочка с картинками. Оставьте в коробках только те картинки, на которых изображены игрушки, а остальные уберите.
— Какие картинки вы убрали? Какие картинки остались в коробке?
— Как назвать все изображенное на них одним словом?
ИГРУШКИ
Различение игрушек по назначению. Игрушки для малышей
Посмотрите на эти игрушки. (Погремушки, игрушки для младенцев.) В нашем игровом уголке есть такие?
— Для кого нужны эти игрушки? (Для самых маленьких детей.)
— Как они называются?
ПОГРЕМУШКИ
— Почему они так называются? {Потому что гремят, издают громкие звуки.)
— С какими игрушками вы любите играть?
— Сейчас я покажу вам еще несколько игрушек. (Показываются елочные игрушки.) Но с ними дети не играют. Для чего же нужны такие игрушки? (Ими украшают новогоднюю елку?)
— Как можно их назвать?
ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ
—Почему дети не играют с елочными игрушками? (Они стеклянные, могут разбиться.)
— С какими игрушками больше любят играть девочки, а с какими — мальчики?
№ 4 Тема «Игрушки» Задачи:
— формировать у дошкольников обобщающее понятие «игрушки»;
— учить описывать внешний вид игрушек с опорой на картинки-символы;
— упражнять детей в образовании и употреблении в речи конструкции «предлог ИЗ + родительный падеж существительного» и использовании пространственных предлогов;
— учить образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.
Г Уточнениепредставлений об игрушках. Образование формы родительного падежа существительных с предлогом ИЗ
— Сегодня к нам в гости пришел Карлсон. Он очень грустный. От него убежали все игрушки, потому что Карлсон не знал, из чего, из какого материала они сделаны. А вы знаете, из чего делают игрушки? Скажите нашему гостю.
ИЗ ПЛАСТМАССЫ ИЗ СТЕКЛА
ИЗ РЕЗИНЫ ИЗ ДЕРЕВА
ИЗ МЕХА ИЗ МЕТАЛЛА
ИЗ БУМАГИ и т. д.
—Скажите, из чего сделаны эти игрушки. (Показываются мяч, кубики, мишка и другие игрушки.)
МЯЧ ИЗ РЕЗИНЫ КУБИКИ ИЗ ПЛАСТМАССЫ
МИШКА ИЗ МЕХА
—Про мишку, который сделан из меха, можно сказать: МЕХОВОЙ МИШКА
—Как можно назвать другие игрушки? Мы будем называть, а Карлсон послушает, как мы говорим.
ДЕРЕВЯННАЯ ЛОШАДКА РЕЗИНОВАЯ КУКЛА
БУМАЖНАЯ КУКЛА МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР
ПЛАСТМАССОВЫЙ ЗАЯЦ
Р Составление описательного рассказа с предварительным анализом и опорой на картинки-символы(рис. 7)
Рис.7
1. ЧТО ЭТО? (ЭТО КУКЛА.)
2. КУКЛА БОЛЬШАЯ ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ?
3. ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА КУКЛА?
4. КАКИЕ У НЕЕ ВОЛОСЫ? КАКИЕ ГЛАЗА?
5. КАКАЯ ОДЕЖДА У КУКЛЫ?
6. ЧТО КУКЛА ДЕЛАЕТ?
7. ТЕБЕ НРАВИТСЯ КУКЛА?
Составление описательного рассказа о мяче (аналогично)(рис. 8)
1. ЧТО ЭТО?
2. КАКОЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ?
3. КАКОЙ ПО ФОРМЕ?
4. КАКОЙ ПО ЦВЕТУ?
5. КАК ИГРАЮТ С ЭТОЙ ИГРУШКОЙ?
6. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ О МЯЧЕ?