Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками

Рис. 1

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками

— У меня на столе разные игрушки. Давайте рассмотрим их и назовем.

ЮЛА ШАР КУБИКИ ПИРАМИДКА

МАТРЕШКА МИШКА ФЛАЖОК ВЕДЕРКО

МЯЧ

КУКЛА

СКАКАЛКА

МАШИНКА

— Подойдите к столу, возьмите ту игрушку, которая вам понравилась. На­зовите ее и расскажите, как с ней можно играть.

МЯЧ —КАТАЮТ КУКЛУ —КОРМЯТ

ЛОВЯТ ОДЕВАЮТ

БРОСАЮТ УКЛАДЫВАЮТ СПАТЬ

КАЧАЮТ и т. д.

Г Различение натуральных предметов и игрушек

—Иногда игрушки очень похожи на те предметы, которыми пользуются взрос­лые. Посмотрите на эти ведра и помогите мне узнать, какое из них игрушечное.

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

Сравниваются:

ВЕДРО — ВЕДЕРКО

ЗАЯЦ —ЗАЙКА

МЕДВЕДЬ — МИШКА

МАШИНА — МАШИНКА

ДЕВОЧКА — КУКЛА и т. д Рис. 2

— Где МЕДВЕДЬ, а где игрушечный МИШКА? Скажите об этом. (Рис. 2.)

П Игра «Узнай новую игрушку»

— Рассмотрите внимательно эти игрушки (лошадка, кубики, матреш­ка, мишка, машинка, мячик) и запомните их. Сейчас вы закроете глаза, потом скажете, какие новые игрушки появились на столе. (Можно доба­вить куклу, пирамидку, юлу.)

П Чтение стихотворений А. Барто, ранее заученных наизусть

№ 2 Тема «Игрушки» Задачи:

— закреплять у детей знание игрушек, умение показывать их на кар­тинках, представление о том, что некоторые игрушки можно назвать дво­яко (юла — волчок);

— учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существи­тельных единственного числа;

—учить образовывать форму винительного падежа существительных в кон­струкциях «дайте ...», «возьми (бери)...».

П Дидактическая игра «Будь внимательным»(Рис. 3.) Становитесь друг за другом. Поедем на поезде и будем внимательно смотреть по сторонам. Тот, кто по дороге заметит какую-нибудь игрушку, про­сигналит: «Ту-у!», покажет игрушку всем детям и скажет, как она называется. Поехали! (По ходу движения заранее расставлены игрушки.)

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

Г Образование формы винительного падежа от названий игршек. Игра «Магазин»

—Давайте поиграем в магазин. Вы будете покупать игрушки. Не забы­вайте, какие вежливые слова нужно говорить при этом.

ДАЙ, ПОЖАЛУЙСТА, КУКЛУ — ВОЗЬМИ, ПОЖАЛУЙСТА, КУКЛУ

ДАЙ, ПОЖАЛУЙСТА, МИШКУ — ...

ДАЙ, ПОЖАЛУЙСТА, ПИРАМИДКУ — ...

И так далее просить МЯЧ, СКАКАЛКУ, ЗАЙКУ, МАТРЕШКУ, ВЕДРО, ФЛАЖОК, ШАР.

Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Дидактическая игра «Поручения»

— Посмотрите на игрушки и найдите среди них похожие. Чем они отли­чаются? {Большие и маленькие.)

— Давайте назовем игрушки. (Рис. 4.)

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

БОЛЬШОЙ ШAP — БОЛЬШАЯ МАШИНА -

МАЛЕНЬКИЙ ШАРИК MAJIЕ НЬКАЯ МАШИНКА

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru БОЛЬШАЯ КУКЛА — БОЛЬШОЙ ФЛАГ —

МАЛЕНЬКАЯ КУКОЛКА МАЛЕНЬКИЙ ФЛАЖОК

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru БОЛЬШОЙ МЯЧ - БОЛЬШАЯ ПИРАМИДА —

МАЛЕНЬКИЙ МЯЧИК ____ МАЛЕНЬКАЯ ПИРАМИДКА

Рис. 4

— Я буду давать вам поручения. Слушайте и выполняйте:

ПОСТАВЬ МАТРЕШКУ НА МАЛЕНЬКИЙ КУБИК ПОСАДИ МАТРЕШЕЧКУ НА СТУЛ

ВОЗЬМИ КУКЛУ ВОЗЬМИ КУКОЛКУ

ПОСАДИ КУКОЛКУ В МАШИНУ ПОКАТАЙ МАШИНКУ и т. д.

Л Называние частей предмета. Образование формы множественного числа существительных

— Что есть у мишки? (У мишки глаза. У мишки уши. У мишки лапы.)

— Что есть у куклы? (Руки, ноги, голова и т. д.)

Что есть у машины? и т. д.

Г Образование формы родительного падежа единственного числа существительных. Дидактическая игра «Какой игрушки нет?»

— Запомните, какие игрушки стоят на столе. Теперь закройте глаза и по­считайте: один, два, три! Какой игрушки нет?

НЕТ КУКЛЫ НЕТ МЯЧА

НЕТ ШАРА НЕТ ПИРАМИДЫ

НЕТ МАТРЕШКИ НЕТ КУБИКА и т. д.

РЗаучивание и совместное проговаривание стихотворения

НУ, ТЕПЕРЬ ЗА ДЕЛО ДРУЖНО — УБИРАТЬ ИГРУШКИ НУЖНО. УБИРАТЬ И НЕ ЛОМАТЬ, ЗАВТРА БУДЕМ ВНОВЬ ИГРАТЬ!

№ 3 Тема«Игрушки» Задачи:

— закреплять знание игрушек; учить выделять и называть детали игрушек;

— учить образовывать форму множественного числа существительных;

— дифференцировать понятия и слова «большой — маленький» и учить согласовывать эти прилагательные с существительными.

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

Называние игрушек. Дидактическая игра «Кто приехал на машине?». Образование формы множественного числа су­ществительных

Учитель-дефектолог ввозит большой грузовик с игрушками.

— Какие игрушки к нам приехали?

КУКЛЫ МИШКИ КУБИКИ

ЗАЙКИ ПИРАМИДКИ ФЛАЖКИ

МАТРЕШКИ и т. д.

— Игрушек очень много. Проверьте, есть ли среди них одинаковые. Посчитайте, сколько матрешек, пирамидок, кубиков, флажков.



ОДНА МАТРЕШКА ДВЕ МАТРЕШКИ ТРИ МАТРЕШКИ ЧЕТЫРЕ МАТРЕШКИ ПЯТЬ МАТРЕШЕК

ОДИН ФЛАЖОК

ДВА ФЛАЖКА

ТРИ ФЛАЖКА

ЧЕТЫРЕ ФЛАЖКА

ПЯТЬ ФЛАЖКОВ и т. д.

ЗАНЯТИЕ «Семья»

№ 1 Тема«Семья» Задачи:

— формировать у детей представления и знания о семье, ее членах, обоб­щающее понятие «семья»;

— учить детей составлять простые нераспространенные предложения по сюжетной картинке;

— активизировать произвольное внимание;

— вводить в активный словарь детей слова, обозначающие родственные отношения.

ЗАНЯТИЕ « Овощи»

№1 Тема«Овощи» Задачи:

— расширять и обогащать представления и знания детей об овощах;

—расширять пассивный и активный словарь, вводя существительные и гла­голы по данной теме;

—учить детей образовывать падежные формы множественного числа су­ществительных.

ЛГ Образование формы множественного и единственного числа существительных от названий овощей

— Дети, что в банке? (Огурцы.)

— Я сейчас достану один... ОГУРЕЦ.

— Что в мешке? (Картофель.)

— Я достану одну... КАРТОФЕЛИНУ.

— Что в ящике? (Лук.)

— Я достану одну... ЛУКОВИЦУ

— Назовите правильно один овощ:

ЗАНЯТИЕ «Фрукты»

№1 Тема«Фрукты» Задачи:

— знакомить детей с фруктами и их названиями;

— учить детей самостоятельно составлять условно-графические схемы и, используя их, — предложения;

— добиваться правильного согласования прилагательных с существитель­ными, существительных с числительными;

— закреплять названия основных цветов и оттенков спектра. Л Формирование понятия «фрукты», актуализация имеющихся представлений, называние фруктов Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru Рассмотрите картинку. (Рис. 19.) Что делают люди?

Где все это происходит? (В саду.)
В саду тоже созрел уро­жай. Что там выросло?

ЯБЛОКИ

ВИШНИ

ЛИМОНЫ

ГРУШИ

ВИНОГРАД

СЛИВЫ

АПЕЛЬСИНЫ и т. д.

—Как можно назвать одним словом то, что выросло в саду? ФРУКТЫ

- Повторите вместе со мной это слово — ФРУКТЫ — и запомните.

— Еще раз назовите фрукты, которые вы знаете.

Г Образование формы винительного падежа единственного числа существительных

— В саду выросло сказочное де­рево. Сейчас мы будем собирать с не­го плоды.

На фланелеграфе — дерево, к его веточкам прикреплены картинки с изоб­ражением различных фруктов (рис. 20).

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

— Почему я назвала это дерево сказочным? (Так не бывает, чтобы на одном дереве росли разные фрукты,
только в сказке!)

ЭТО ГРУША ЭТО СЛИВА

ЭТО ЯБЛОКО ЭТО ВИШНЯ

Я СОРВАЛ ГРУШУ

Я СОРВАЛ СЛИВУ

Я СОРВАЛ ЯБЛОКО

Я СОРВАЛ ВИШНЮ

Я СОРВАЛ АПЕЛЬСИН и т. д. Рис. 20

Исключение лишнего из группы предметов. Группировка фруктов

Показывается кукла.

—Это Мурзилка. Он решил собрать фрукты. Кто хочет ему помочь? По­мните: собирать нужно только фрукты.

Возможные картинки:

РЫБА ВИШНИ ДЕРЕВО

ГРУША ЯБЛОКО ГРИБЫ

МОРКОВЬ КАПУСТА КОРЗИНА и т. д.

Г Образование формы единственного числа существительных от множественного

—У Кати в корзине много разных фруктов, а мы будем доставать по одно­му и говорить об этом.

У КАТИ ЯБЛОКИ, А У МЕНЯ ОДНО ЯБЛОКО

У КАТИ СЛИВЫ, А У МЕНЯ ОДНА СЛИВА

У КАТИ ВИШНИ, А У МЕНЯ ОДНА ВИШНЯ и т. д. Л Образование названий фруктовых деревьев

— Мызнаем, что фруктовые деревья растут... где? (В саду.)

— В саду есть грядки?

— На чем растут фрукты? (На деревьях.) Такие деревья называются ФРУКТОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ

— Каждое дерево называется так же, как и фрукты, которые на нем растут.

— Как называется дерево, на котором растут груши? (Груша.) А вишни?
(Вишня.) А сливы? (Слива.)

— Дерево, на котором растут яблоки, называется яблоня.

— Сейчас мы пойдем в сад и посмотрим, какие деревья там растут. ЯБЛОНЯ СЛИВА ГРУША ВИШНЯ Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

—Давайте сравним фрукты — большие и маленькие. Называйте фрукт так, чтобы я догадалась, большой он или маленький.

ГРУША — ГРУШКА АПЕЛЬСИН — АПЕЛЬСИНЧИК ЯБЛОКО — ЯБЛОЧКО ВИНОГРАД — ВИНОГРАДИК СЛИВА — СЛИВКА ВИШНЯ — ВИШЕНКА Г Образование формы винительного падежа существительных с пред­логом ИЗ

— Вкаком виде мы едим фрукты? (Сырыми, свежими.)

— Что можно сделать из фруктов? (Компот, варенье, сок.)

— Из каких фруктов можно сварить компот?

КОМПОТ ИЗ ЯБЛОК КОМПОТ ИЗ АПЕЛЬСИНОВ КОМПОТ ИЗ СЛИВ КОМПОТ ИЗ ВИНОГРАДА

КОМПОТ ИЗ ВИШЕН КОМПОТ ИЗ ГРУШ

—Из чего делают сок? СОК ИЗ ЯБЛОК СОК ИЗ СЛИВ и т. д.

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru - Из чего варят варенье? ВАРЕНЬЕ ИЗ ЯБЛОК ВАРЕНЬЕ ИЗ ГРУШ и т. Д Составление мини-рассказа по картинке Показывается картинка (рис. 22).

- Кто пришел из магазина?

— Кто был дома?

— Что мама принесла в корзине?

— Что мама дала сыну?

— Что она дала дочке?

— Что дети сказали маме? При составлении рассказа можно использовать мнемодорожку (рис. 23)

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru



ЗАНЯТИЕ «Овощи и фрукты»

Тема«Овощи и фрукты» Задачи:

— учить детей различать овощи и фрукты, закреплять имеющиеся у де­тей представления и знания об овощах и фруктах;

— упражнять детей в согласовании прилагательных и числительных с су­ществительными.

П Игра «Вспомни загадку»

— Вспомните загадки об овощах и фруктах, которые мы заучивали наизусть.
ОГУРЕЦ ЯБЛОКО ГРУША МОРКОВЬ и т. д. Р Различение фруктов и овощей

— У меня в чудесном мешочке лежат разные овощи и фрукты. Мы будем различать их на ощупь. Вы должны узнать овощ или фрукт и сказать об этом. Я НАШЕЛ МОРКОВЬ Я ДЕРЖУ ЯБЛОКО У МЕНЯ ГРУША и т. д.

ЗАНЯТИЕ «Осень»

№1 Тема «Осень» Задачи:

— формировать у детей представления и знания о временах года, об осени;

— учить дошкольников составлять рассказ об осени с опорой на схемы-символы;

— тренировать слуховое внимание.

Р Активизация имеющихся представлений и знаний, формирова­ние понятия «осень»

— Какие времена года вы знаете?

ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО

— Какое время года самое теплое? Самое холодное?

— Какое сейчас время года?

— Посмотрите на картинку. Какое время года на ней изображено? ОСЕНЬ

— Какие деревья?

— Какие листья на деревьях? (Желтые.)

— Что часто идет осенью? (Дождь.)

— Какое небо осенью?

— Светит ли солнышко?

— Что делают птицы?

— Какая трава осенью?

Г Образование форм винительного и родительного падежей существительных. Дидактическая игра «Кукла Катя идет на прогулку»

- На улице жарю, лето. Кукла Катя собирается пойти на прогулку Пра­вильно лиона оделась? Что нужно надеть?

НУЖНО НАДЕТЬ САРАФАН НУЖНО НАДЕТЬ ПЛАТЬЕ
НУЖНО НАДЕТЬ ШОРТЫ НУЖНО НАДЕТЬ ПАНАМКУ и т. д.

— А зимой можно пойти гулять в одном платье? (Показ Кати в платье.)

— Что мы наденем на Катю зимой? Чего не хватает?

НЕТ ШАПКИ НЕТ КОФТЫ НЕТ ШУБЫ
НЕТ ШАРФА НЕТ ВАРЕЖЕК НЕТ ШТАНОВ и т. д.

Л Г Образование формы предложного падежа существительных

— Посмотрите на свою одежду и скажите, как вы сегодня одеты.

Я ПРИШЕЛ В САД В СИНИХ ШОРТАХ Я ПРИШЕЛ В САД БЕЛОЙ РУБАШКЕ

Я ПРИШЛА В САД В КРАСНОМ ПЛАТЬЕ Я ПРИШЛА В САД В ЖЕЛТОЙ ЮБКЕ

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru Л Г Называниедеталей одежды.

— Давайте расскажем, какое красивое платье сегод­ня уИры. Какие детали есть уплатья?

У ПЛАТЬЯЕСТЬ ПОЯС У ПЛАТЬЯ ЕСТЬ РУКАВА

У ПЛАТЬЯ ЕСТЬ КАРМАН У ПЛАТЬЯ ЕСТЬ ВОРОТНИК

ЛГ Образование формы творительного падежа существительных

— У вас на картинках много разных платьев. Расскажите, какие они.

ЭТО КРАСНОЕ ПЛАТЬЕ С ПОЯСОМ ЭТО СИНЕЕ ПЛАТЬЕ С ВОРОТНИКОМ

ЭТО ЖЕЛТОЕ ПЛАТЬЕ С КАРМАНАМИ и т. д.

Мой Моя Мое Мои

КОСТЮМ МАЙКА ПЛАТЬЕ ШОРТЫ

СВИТЕР РУБАШКА ТРУСЫ и т. д.

Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

—Когда вы были маленькими, то и ваша одежда была небольшой. Теперь у вас РУБАШКА, а была РУБАШЕЧКА. Скажите, какая одежда была у вас раньше

ШУБА —ШУБКА КОФТА —КОФТОЧКА ШАПКА—ШАПОЧКА ШАРФ — ШАРФИК

НОСКИ —НОСОЧКИ ПЛАТЬЕ—ПЛАТЬИЦЕ ШОРТЫ — ШОРТИКИ КОСТЮМ — КОСТЮМЧИК

Г Образование формы множественного числа существительных

— Где в саду хранится ваша одежда? (В шкафчиках в раздевалке )

— Там много разной одежды. Давайте скажем об этом.

ШУБЫ —МНОГО ШУБ ШАПКИ — МНОГО ШАПОК ШАРФЫ —МНОГО ШАРФОВ ВАРЕЖКИ — МНОГО ВАРЕЖЕК ШТАНЫ — МНОГО ШТАНОВ КОФТЫ — МНОГО КОФТ и т. Д

Л Подбор глаголов к существительным. Различение смыслового от­тенка слов

— Ответьте на мои вопросы, подберите много слов-ответов.

ЧТО ШЬЮТ? — ШЬЮТ ЮБКУ, ПЛАТЬЕ, БРЮКИ, РУБАШКУ, ЖИ­ЛЕТ, ШОРТЫ...

ЧТО ВЯЖУТ? — ВЯЖУТ ШАПКУ, ШАРФ, СВИТЕР, ВАРЕЖКИ, ШТАНЫ.

ЧТО ЗАВЯЗЫВАЮТ? — ЗАВЯЗЫВАЮТ ШНУРКИ, ЛЕНТЫ, ТЕ­СЕМКИ...

ЧТО НАДВИГАЮТ НА ЛОБ? — НА ЛОБ НАДВИГАЮТ ШАПКУ, ПЛА­ТОК, КОСЫНКУ, БЕРЕТ, КЕПКУ, ПАНАМКУ..

ЧТО НАДЕВАЮТ?—...

№ 2 Тема«Одежда» Задачи:

— продолжать знакомить детей с предметами одежды, уточнять их назначение, называть детали одежды, учить различать одежду для маль­чиков и девочек;

—учить дошкольников образовывать притяжательные прилагательные от имен собственных;

— добиваться правильного использования детьми конструкций «пред­лог В + предложный падеж» и «предлог БЕЗ + родительный падеж».

ЛГ Дифференциация одежды для девочек и для мальчиков. Образование притяжательных прилагательных от имен собственных

— Саша и Маша — наши старые знакомые. Они брат и сестра. Их одежда висит в шкафу. Я буду доставать ее оттуда и показывать вам, а вы — отгады­вать, чья это одежда. (Рис. 30.)


Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru


Рис. 30

САШИНЫ БРЮКИ САШИНА КУРТКА САШИН СВИТЕР

МАШИНО ПЛАТЬЕ МАШИНА ШУБА МАШИНЫ ВАРЕЖКИ и т. д.

Л Р Называние деталей одежды. Составление описания одежды с опорой на мнемодорожку

— Найдите одежду по описанию. Повторите это описание.

ЮБКА В ПОЛОСКУ С РЕМЕШКОМ МАЙКА ОРАНЖЕВАЯ БЕЗ РУКАВОВ СВИТЕР БЕЖЕВЫЙ С УЗОРОМ КОФТА СИНЯЯ С ПУГОВИЦАМИ ЮБКА ЧЕРНАЯ СО СКЛАДКАМИ

- Опишите свою одежду по схеме:

1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ? 2. ЦВЕТ. 3.РУКАВА. 4. ВОРОТНИК. 5. ПОЯС. 6. КАРМАНЫ.

Г Образование форм предложного и родительного падежей с предлогами В и БЕЗ. Дидактическая игра «Поручения» —Выполняйте мои поручения. Саша, надень шапку. В чем Саша? (САША В ШАПКЕ.)

— Саша, сними шапку. Без чего Саша? (САША БЕЗ ШАПКИ.)

— Ира, надень кофту. (ИРА В КОФТЕ.)

— Ира, сними кофту. (ИРА БЕЗ КОФТЫ.)

В КУРТКЕ — БЕЗ КУРТКИ В СВИТЕРЕ — БЕЗ СВИТЕРА В КОЛГОТАХ — БЕЗ КОЛГОТ В ЮБКЕ — БЕЗ ЮБКИ

Л Р ? Образование формы винительного падежа существи­тельных. Дидактическая игра «Что делает мама?»

—Отгадайте, что мама стирает. (Учитель-дефектолог держит картинку оборотной стороной к детям. Если звучит правильный ответ, переворачивает.)

МАМА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ МАМА СТИРАЕТ КОСТЮМ МАМА СТИРАЕТ ЮБКУ и т. д.

— Что мама шьет?

— Что мама вешает в шкаф? Л Образование конструкции «существительное + существительное с союзом И»

—Из «чудесного мешочка» будем доставать пару картинок и называть их:

У МЕНЯ ШОРТЫ И РУБАШКА У МЕНЯ СВИТЕР И ЮБКА и т. д.

ЗАНЯТИЕ «Обувь».

Тема «Обувь» Задачи:

—формировать понятие «обувь», знакомить детей с предметами обуви, объяснять ее назначение, выделять и называть детали обуви;

—учить дошкольников согласовывать прилагательные с существительными; —упражнять в образовании формы множественного числа существительных;

— развивать у детей произвольное внимание и память.

Л Формирование понятия «обувь», активизация имеющихся пред­ставлений и знаний об обуви

— Посмотрите на ... (имя девочки). Как она сегодня одета?

— Вы сказали, что у ... гольфы. Что еще у нее надето на ножки? (Туфли.)

— Что на ногах у ... ? (Тапочки.)

— А у ... ? (Босоножки.)

—ТУФЛИ, ТАПОЧКИ, БОСОНОЖКИ можно назвать одним словом. Каким? ОБУВЬ

— Что такое ОБУВЬ? (То, что мы обуваем на ноги.)

— Какую обувь вы знаете?

— Посмотрите на картинки и назовите обувь.

САПОГИ ТУФЛИ КЕДЫ

САНДАЛИИ ВАЛЕНКИ КРОССОВКИ

БОТИНКИ ТАПОЧКИ ЧЕШКИ и т. д.

— Для чего нужна обувь?

— Какую обувь носят летом? Какую — зимой? Почему?

— Что носят дома, в квартире?

Г Согласованиеприлагательных с существительными. Тренировка зрительного внимания

— Станьте парами. Запомните, какая обувь у вашего товарища. Повер­нитесь друг к другу спиной. Вспомните и расскажите, какая обувь у ваше­го товарища.

У САШИ КРАСНЫЕ ТУФЛИ У ВЕРЫ БЕЛЫЕ САНДАЛИИ. У ЖЕНИ ЖЕЛТЫЕ БОСОНОЖКИ и т. д.Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

— Вот куклы в игровом уголке. Они маленькие, и обувь у них тоже ма­ленькая. Какая?

НЕ ТУФЛИ, А ТУФЕЛЬКИ НЕ БОТИНКИ, А БОТИНОЧКИ

НЕ САПОГИ, А САПОЖКИ НЕ ТАПКИ, А ТАПОЧКИ и т. д.

Л Г Называние деталей обуви

— Посмотрите, какие красивые туфли стоят на моем столе. Такие, наверно, были у Золушки. Я буду показывать волшебной палочкой на части туфель, а вы говорите, как они называются.

КАБЛУК (КАБЛУЧОК) НОСОК

ЗАСТЕЖКА (ЗАСТЕЖЕЧКА) РЕМЕШОК

ШНУРОК (ШНУРОЧЕК) — Покажите эти части на своей обуви.

П Заучивание наизусть стихотворения П. Воронько «Обновка» с опорой на мнемотаблицу(рис. 32)

ОБНОВКА

Я КУПИЛА КОШКЕ

К ПРАЗДНИКУ САПОЖКИ.

ПРИЧЕСАЛА ЕЙ УСЫ,

СШИЛА НОВЫЕ ТРУСЫ.

ТОЛЬКО КАК ЖЕ НАДЕВАТЬ?

ХВОСТИК НЕКУДА ДЕВАТЬ!

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

ЗАНЯТИЕ «Одежда и обувь».

Тема«Одежда и обувь» Задачи:

- учить детей классифицировать предметы одежды и обуви, закреплять эти понятия;

- упражнять в согласовании числительных с существительными и при­лагательных с существительными в роде и числе;

- отрабатывать форму родительного падежа существительного без предлогов.

Г П Образование формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Дидактическая игра «Чего нет?»

— Посмотрите на картинки. Запомните их. Закройте глаза. Я уберу две картинки. Чего не стало?

НЕТ ШАРФА И ТУФЕЛЬ

НЕТ КОФТЫ И БОТИНОК

НЕТ ШУБЫ И САПОГ и т. д.

Г Согласование прилагательных с существительными. Дидактиче­ская игра «Едем в отпуск»

— Мы уезжаем в отпуск. Вот чемодан. В него нужно положить только теплые веши. Какие? Называйте их.

ЗИМНЯЯШАПКА ЗИМНИЙ ШАРФ

ЗИМНЕЕ ПАЛЬТО ЗИМНИЕ САПОГИ

ТЕПЛАЯ КОФТА ТЕПЛЫЙ СВИТЕР

ТЕПЛЫЙ КОСТЮМ ЗИМНИЕ БОТИНКИ и т. д.

— Какие вещи класть в чемодан не будем? ЛЕТНЕЕ ПЛАТЬЕ ЛЕТНИЕ БОСОНОЖКИ ЛЁГКИЙ САРАФАН ЛЕТНИЕ ТУФЛИ И Т.Д.

ЗАНЯТИЕ «Домашние животные»

№ 1 Тема «Домашние животные» Задачи:

—формировать у детей понятие «домашние животные», активизировать имеющиеся знания по теме;

—закреплять навык образования уменьшительно-ласкательной формы су­ществительных;

— добиваться правильного использования в речи формы дательного па­дежа единственного числа существительных;

— развивать слуховое внимание и умение звукоподражания.

Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

— Как вы думаете, любит ли хозяин своих домашних животных?

— Как он их ласково называет?

КОРОВА — КОРОВКА, КОРОВУШКА ЛОШАДЬ — ЛОШАДКА КОЗА — КОЗОЧКА и т.д.

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

Образование падежных форм и использование их в речи. Дидактическое упражнение «У козы день рождения»

— У козы день рождения. К ней придут разные животные. И для каждого хозяйка приготовила угощение. Вот уже идут гости. Догадайтесь, кто же это

— МУ-МУ! МОЛОКА КОМУ? Кто пришел? (КОРОВА.)

— МУР-МУР! ПУГАЮ КУР! Кто пришел? (КОШКА.)

— ИДУ-ИДУ РОГАМИ ТРЯСУ! Кто пришел? (КОЗА.)

— У МЕНЯ ХВОСТИК-КРЮЧОК, А НОС — ПЯТАЧОК! Кто пришел? (СВИНЬЯ.)

— ДОМ СТЕРЕГУ, НИКОГО НЕ ПУЩУ! (СОБАКА.)

— И-ГО-ГО! ГРУЗ ВЕЗУ ТЯЖЕЛО! Кто пришел? (ЛОШАДЬ.)

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

— Пришли гости, сели за стол. Каких только угощений там нет' Каждый выбрал себе по вкусу Скажите, кто что любит Показываются картинки (рис. 36).

СОБАКА ЛЮБИТ КОСТОЧКУ КОШКА ЛЮБИТ МОЛОКО

КОЗА ЛЮБИТ ТРАВУ ЛОШАДЬ ЛЮБИТ ОВЕС

СВИНЬЯ ЛЮБИТ ПОХЛЕБКУ КОРОВА ЛЮБИТ СЕНО

— Много хлопот у козы-хозяйки. Нужно ничего не перепутать.
МОЛОКО... (кому?) КОШКЕ ТРАВУ .. (кому?) КОЗЕ

КОСТОЧКУ... (кому?) СОБАКЕ ПОХЛЕБКУ... (кому?) СВИНЬЕ Л Г Образование формы множественного числа существительных(рис 37) Посмотрите на картинку Кто пасется на лугу? (Коровы.)


Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

- Сколько там коров? (Много.)

- Как можно одним словом назвать много ко­ров? (Стадо.)

—Как можно сказать про этих коров?

ЭТО СТАДО КОРОВ

НА ЛУГУ ПАСЕТСЯ СТАДО КОРОВ

Л Образование звукоподражательных глаголов

—Наденьте маски (в виде голов животных). Животные пасутся на лугу. ... (имя ребенка) будет пастушком. Пастушок играет на дудочке. То животное, на которое я покажу, подает голос. Пастушок должен угадать, какое это животное.

И-ГО-ГО! Кто РЖЕТ? (РЖЕТ ЛОШАДЬ.)

МУ-У-У! Кто МЫЧИТ? (МЫЧИТ КОРОВА.)

МЯУ-МЯУ! Кто МЯУКАЕТ? (МЯУКАЕ ТКОШКА.)

ХРЮ-У-У! Кто ХРЮКАЕТ? (ХРЮКАЕТ СВИНЬЯ.)

ГАВ-ГАВ! КТО ЛАЕТ? (ЛАЕТСОБАКА.)

—Какие животные паслись на лугу, и как они подавали голос?

Р Составление описания внешнеговида домашних животных с опорой на картинки-символы(рис. 38)

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

—Расскажем, как выглядит юшка. Нам помогут кар­тинки-символы. Сначала догадаемся, что каждый из них обозначает.

1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЖИВОТНОЕ?

2. ОНО БОЛЬШОЕ ИЛИ МАЛЕНЬКОЕ?

3. КАКОЕ ОНО НА ОЩУПЬ?

4. КАКИЕ ЧАСТИ ТЕЛА У НЕГО ЕСТЬ?

5. КАКОЕ ОНО ПО ЦВЕТУ?

6. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ ЖИВОТНОМ?

— Составим описание собаки, коровы, свиньи. (По той же схеме.) Рис. 38

Л Называние жилищ домашних животныхВспомните, какими двумя словами мы называли кошку, собаку, корову, свинью, козу, лошадь, овцу.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

—Почему эти животные называются домашними?

—Каждому животному хозяин построил жилище—то место, где оно живет, спит.

— Где живет собака? А корова? Лошадь? Кошка?
СОБАКА ЖИВЕТ В БУДКЕ ОВЦА — В САРАЕ
КОЗА — В САРАЕ СВИНЬЯ — В САРАЕ
КОРОВА — В САРАЕ КОШКА — В ДОМЕ У ХОЗЯИНА
ЛОШАДЬ — В КОНЮШНЕ

— Почему кошка живет в хозяйском доме?

— Кто живет в конюшне? (Объяснить значение слова.)

—Поиграем с мячом. Я буду называть животное и бросать мяч вам, вы — называть жилище этого животного и бросать мяч мне.

СОБАКА—..., ОВЦА—..., КОШКА—..., ЛОШАДЬ—... и т. д. Г?Образование формы дательного падежа единственного чис­ла существительных

—Вспомните, какую еду любят домашние животные. На этот раз все от­правились в гости к свинье. Свинья тоже приготовила всем угощение:

КОСТОЧКУ —КОРОВЕ ОВЕС —СОБАКЕ

ТРАВУ —КОШКЕ МОЛОКО —ЛОШАДИ

—Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели-посидели за столом и ушли голодные домой. Что не понравилось гостям? Что кому нужно было дать?

КОСТОЧКУ НУЖНО ДАТЬ СОБАКЕ ОВЁС НУЖНО ДАТЬ…

ТРАВУ НУЖНО ДАТЬ… МОЛОКО НУЖНО ДАТЬ…

Д Дополнительное задание. Чтение сказки «Человек и животные». Ответы на вопросы по содержанию

ЖИВОТНЫЕ ПРИШЛИ К ЧЕЛОВЕКУ И СКАЗАЛИ:

— ДАЙ НАМ РАБОТУ!

— А ЧТО ВЫ УМЕЕТЕ ДЕЛАТЬ? — СПРОСИЛ ЧЕЛОВЕК.

— Я БУДУ ВОЗИТЬ ГРУЗЫ, — СКАЗАЛА ЛОШАДЬ.

— Я БУДУ ДАВАТЬ МОЛОКО, — СКАЗАЛА КОРОВА.
ОВЦА СКАЗАЛА: «Я БУДУ ДАВАТЬ ШЕРСТЬ».
КОШКА СКАЗАЛА: «Я БУДУ ЛОВИТЬ МЫШЕЙ».
СОБАКА СКАЗАЛА: «Я БУДУ ОХРАНЯТЬ ДОМ».

— ХОРОШО, Я ДАМ ВАМ РАБОТУ, — СКАЗАЛ ЧЕЛОВЕК.

— А КТО НАС УТРОМ БУДЕТ БУДИТЬ? — СПРОСИЛИ ЖИВОТНЫЕ.
ТУТ ПЕТУХ ЗАКРИЧАЛ: «Я РАНО ВСТАЮ И ВСЕХ БУДУ БУДИТЬ!»
С ТЕХ ПОР ОНИ ТАК И ЖИВУТ ВМЕСТЕ: ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ.

№ 3 Тема«Домашние животные» Задачи:

— закреплять знания и представления детей о домашних животных и их детенышах;

—учить образовывать форму родительного падежа существительных и ак­тивно употреблять ее в речи;

— учить дошкольников согласовывать числительные с существительны­ми при пересчете предметов;

—упражнять детей в составлении предложений по двум предметным кар­тинкам на основе наглядного моделирования.

Г Образование формы родительного падежа существительных и формы множественного числа от названий детенышей

Показываются картинки.

—Вы видите домашних животных и их детенышей. Подберите пары и ска­жите, кто у кого.

У КОРОВЫ ТЕЛЯТА

У КОЗЫ КОЗЛЯТА

У КОШКИ КОТЯТА и т. д.

ГСогласование числительных с существительными

— Посчитайте животных, которые пришли на скотный двор (макет): ко­ровы и телята, кошка и котята, собака и щенята, овца и ягнята.

ОДНА КОРОВА, ОДИН ТЕЛЕНОК ЧЕТЫРЕ КОРОВЫ,ЧЕТЫРЕТЕЛЕНКА ДВЕ КОРОВЫ, ДВА ТЕЛЕНКА ПЯТЬ КОРОВ, ПЯТЬ ТЕЛЯТ и т. д.

ТРИ КОРОВЫ, ТРИ ТЕЛЕНКА

Л Формирование обобщающего понятия «мебель». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

Показывается картинка к сказке «Три медведя» (рис. 41).

— Дети, мы при­шли в гости к медведям. Из какой они сказки?

— Где живут мед­веди?

— Кто попал в их домик? (Девочка.)

— Что она увиде­ла в первой комнате? Что увидела во вто­рой комнате?

— Как можно од­ним словом назвать КРОВАТЬ, СТОЛ, СТУЛ?

МЕБЕЛЬ

— Сколько стульев в домике у медведей?

— Сколько кроватей? Сколько столов?

— Отгадайте, чей это стул. (Стул медведя.)

—Чей это стульчик? Почему я сказала СТУЛЬЧИК? (Потому что он маленький.)

— У Мишутки маленькая мебель, потому что он сам маленький. Назови­те Мишуткину мебель.

СТУЛЬЧИК СТОЛИК КРОВАТКА ШКАФЧИК и т. д.

—Вспомните и назовите мебель, которая есть у вас дома. Найдите нуж­ные картинки и поставьте их на наборное полотно.

СТОЛ СТУЛ КРЕСЛО ДИВАН ШКАФ ПОЛКА КРОВАТЬ и т. д.

— Какая мебель есть у нас в группе? Для чего она служит?
СТОЛОВ МНОГО МНОГО ШКАФОВ МНОГО СТУЛЬЕВ МНОГО КРОВАТЕЙ МНОГО СКАМЕЕК и т. д

—Почему в детском саду нужна такая мебель? {Потому что много де­тей и нужно много мебели дети спят в кроватях, занимаются за столами, сидят на стульях, вешают одежду в шкафчики )

ЗАНЯТИЕ « Посуда»

№ 1 Тема«Посуда» Задачи:

— формировать у детей представления и знания о посуде вообще и о чай­ной посуде в частности, закреплять названия предметов чайного сервиза;

- добиваться грамматически правильного согласования числительных с существительными; - учить сервировать чайный стол и оречевлять свои действия, используя развёрнутые фразы; - закреплять навык описания внешнего вида предмета

П Отгадывание загадок

КАК НАЧНЕТ ГОВОРИТЬ-РАЗГОВАРИВАТЬ, НАДО ЧАЙ ПОСКОРЕЕ ЗАВАРИВАТЬ.

(Чайник.)

БУДЬ ТО СУП ИЛИ КАРТОШКА, ДЛЯ ОБЕДА НУЖНА... (ложка).

№ 2 Тема«Посуда» Задачи:

— знакомить дошкольников с посудой и ее назначением, формировать по­нятие «посуда»;

— совершенствовать навык образования относительных прилагатель­ных и их согласования с существительными в роде, числе, падеже;

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

—добиваться практического использования слов с суффиксами -ниц-, -онк-;
—упражнять детей в составлении предложений по предметным картинкам. П Восприятие нарисованных картинок(рис. 45)

—Назовите все предметы, которые вы видите на этой необычной картинке.

КАСТРЮЛЯ ЛОЖКА СТАКАН ЧАШКА НОЖ Л Накопление словаря по теме, формирование понятия «посуда»

—Утром почтальон принес нам письма. Чтобы получить письмо, надо назвать свою фамилию и имя.

— Открывайте конверты и прочитайте письмо (в конверте картинки с изоб­ражениями предметов посуды).

ХЛЕБНИЦА ЧАШКА САХАРНИЦА КАСТРЮЛЯ
ЧАЙНИК СУПНИЦА МАСЛЕНКА СКОВОРОДА

— Что лежит в ваших конвертах? Давайте поставим письма на наборное полотно и назовем все предметы.

НОЖ ВИЛКА ЛОЖКА СТАКАН ВЕДРО и т. д — Вспомните, каким словом можно назвать все эти предметы. ПОСУДА — Для чего нужна поезда? Где в доме хранится посуда?

ТАРЕЛКА ПОЛОВНИК СТАКАН СОЛОНКА

Л Г Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Образование относительных прилагательных

— Где покупают посуду?

— Из чего она сделана?

ИЗ СТЕКЛА — СТЕКЛЯННАЯ ПОСУДА ИЗ ФАРФОРА — ФАРФОРОВАЯ ПОСУДА

ИЗ МЕТАЛЛА—МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОСУДА ИЗ ДЕРЕВА -— ДЕРЕВЯННАЯ ПОСУДА

ИЗ ПЛАСТМАССЫ—ПЛАСТМАССОВАЯ ПОСУДА

—Посмотрите на посуду, которая стоит у меня на столе, и скажите, из какого материала она сделана.

ЧАЙНИК МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ТАРЕЛКА ФАРФОРОВАЯ КУВШИН ГЛИНЯНЫЙ ВАЗА ХРУСТАЛЬНАЯ КАСТРЮЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ

СТАКАН СТЕКЛЯННЫЙ

ВЕДРО ПЛАСТМАССОВОЕ

СОЛОНКА ДЕРЕВЯННАЯ

ЧАЙНИК ФАРФОРОВЫЙ

ГРАФИН СТЕКЛЯННЫЙ

Г Образование формы множественного числа существительных

— У меня большая картинка, а у вас — маленькие. Я буду показывать посуду, а вы среди своих картинок находите такую же. Скажите об этом так:

У ВАС ТАРЕЛКА, А У НАС ТАРЕЛКИ У ВАС СТАКАН, А У НАС СТАКАНЫ и т. д.

Л Г Образование существительных с суффиксами -ниц-, -онк-

— У меня на столе — продукты и посуда. Подумайте, какая посуда пред­назначена для какого продукта. Давайте разложим все правильно.
САХАР В САХАРНИЦУ ХЛЕБ В ХЛЕБНИЦУ ПЕРЕЦ В ПЕРЕЧНИЦУ

СУП В СУПНИЦУ СУХАРИ В СУХАРНИЦУ

—Эти слова очень похожи. Давайте еще раз их повторим и покажем посуду. Как называется эта посуда? {СОЛОНКА.)

—А эта? {МАСЛЕНКА.)

- Для чего нужны солонка и масленка?

Л Г Составление предложений по предметным картинкам и схемам {рис. 46)

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

Рис. 46

— Рассмотрите картинки и составьте предложения с этими словами.
Слова: САХАРНИЦА СУХАРНИЦА СОЛОНКА

ХЛЕБНИЦА СУПНИЦА МАСЛЕНКА

№ 3 Тема«Посуда» Задачи:

— продолжать формировать понятие «посуда», учить детей сравнивать посуду по внешнему виду и назначению;

— обращать внимание дошкольников на правильное согласование при­лагательных с существительными при составлении рассказа-описания пред­метов посуды;

—учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существи­тельных;

— упражнять в подборе слов-антонимов к прилагательным.

? Выделение лишнего из группы предметов (рис. 47)

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

Рис. 47

— Найдите картинку, которая не подходит ко всем остальным (лишняя).Л Называние предметов посуды, введение в активный словарь но­вых слов

— Где стоит посуда? (В буфете, в кухонном шкафу, на полке.)

— Назовите и покажите посуду на картинках.

— Разделите картинки, на которых нарисована посуда, на две группы:

1. Посуда, из которой КУШАЮТ, которую СТАВЯТ НА СТОЛ.

ЧАШКА СКОВОРОДА СУПНИЦА ПОЛОВНИК МАСЛЕНКА ЛОЖКА СУХАРНИЦА

2. Посуда, в которой ВАРЯТ, ЖАРЯТ, КИПЯТЯТ, в которой ГОТОВЯТ ЕДУ
Картинки: ВИЛКА ЧАЙНИК

НОЖ КАСТРЮЛЯ

ТАРЕЛКА БИДОН

БЛЮДЦЕ ВЕДРО

ХЛЕБНИЦА СОЛОНКА

ЧАЙНИК ДЛЯ ЗАВАРКИ

—Посуда, из которой кушают, которую ставят на обеденный стол, называется так СТОЛОВАЯ ПОСУДА

— Посуда, в которой готовят еду, жарят, варят, кипятят, называется так: КУХОННАЯ ПОСУДА Г Образование уменьшительно-ласкательной формы сушествительных от названий предметов посуды

—Помните, мы читали сказку «Три медведя». Там был большой медведь — Михайло Иванович и маленький медвежонок Мишутка. Какой ложкой ел боль­шой медведь? {Большой.) А Мишутка? {Маленькой ЛОЖЕЧКОЙ.) У медведя была большая чашка, а у Мишутки — маленькая... {ЧАШЕЧКА.) Я буду пока­зывать посуду большого медведя, а вы называйте ту, которая была у Мишутки.

БЛЮДЦЕ—БЛЮДЕЧКО СТАКАН — СТАКАНЧИК

КАСТРЮЛЯ — КАСТРЮЛЬКА БИДОН — БИДОНЧИК ТАРЕЛКА — ТАРЕЛОЧКА и т. д. Л Г Дидактическая игра «Дежурные». Описание внешнего вида посуды с помощью картинок-символов

— Каждый день в нашей группе есть дежурные. Какие у них обязаннос­ти? Как одеты дежурные? Сейчас вы все будете ими. Надевайте белые колпаки и фартуки. Накроем стол к обеду. Вот посуда. Возьмите любой предмет, по­ставьте на стол и расскажите онем. Вам помогут картинки-символы.


Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

образцы материалов

1 ЧТО ЭТО?

2 КАКОЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ?

3 ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА?

4 КАКОЙ ПО ЦВЕТУ?

5. КАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ?

Например: ЭТО ЧАШКА. ЧАШКА БОЛЬШАЯ, ФАРФОРОВАЯ, БЕЛАЯ. НА НЕЙ КРАСНЫЕ ЦВЕТОЧКИ. ИЗ ЧАШКИ ПЬЮТ ЧАЙ.

ЭТО СТОЛОВАЯ ЛОЖКА. ЛОЖКА БОЛЬШАЯ, МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ. ЛОЖКОЙ ЕДЯТ СУП.

Аналогично: СОЛОНКА, ТАРЕЛКА и т. д.

Р Сравнение предметов по внешнему виду (рис. 49)

— Давайте скажем, чем отличаются и чем похожи ТАРЕЛКА и БЛЮДЦЕ.

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

Рис. 49

ЭТО — ТАРЕЛКА, А ЭТО — БЛЮДЦЕ. ТАРЕЛКА БОЛЬШАЯ, А БЛЮДЦЕ МАЛЕНЬКОЕ. ТАРЕЛКА ГЛУБОКАЯ, А БЛЮДЦЕ МЕЛКОЕ ТАРЕЛКА БЕЛАЯ, А БЛЮДЦЕ ГОЛУБОЕ ТАРЕЛКА ФАРФОРОВАЯ, А БЛЮДЦЕ ПЛАСТМАССОВОЕ ИЗ ТАРЕЛКИ ЕДЯТ СУП, А НА БЛЮДЦЕ СТАВЯТ ЧАШКУ

Аналогично: ЧАШКА — СТАКАН, ЛОЖКА — ВИЛКА и т. д. Р Составление предложений по сюжетным картинкам (индивидуально)

Л Называние игрушек, их показ, называние действий с игрушками - student2.ru

Наши рекомендации