Педагогические основы общения как средства развития личности.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В процессах общения дети вырабатывают коммуникативные навыки и умения, формируют знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и со взрослыми.
В педагогике обозначены общие условия успешного протекания педагогического процесса в дошкольных учреждениях. К ним относятся: санитарно-гигиенические: проветривание групповых комнат, влажная уборка, наличие предметов личной гигиены, др.; эстетические: художественное оформление групповых комнат, залов, холлов, наличие предметов искусства, др.; материальные: обеспечение игрушками, пособиями, мебелью, достаточность раздаточного материала, др.; организационные: создание предметно-игровой среды, выполнение режима дня, др.
Все отмеченные группы условий, несомненно, значимы и при развитии общения у дошкольников, поскольку относятся к числу общих, универсальных. Однако, для эффективного развития общения со сверстниками у старших дошкольников посредством игры, этих общих условий недостаточно. Успешность его обеспечивается созданием следующих психолого-педагогических условий:
1.обеспечить взаимопонимание, доверительные отношения «педагог-дети», «ребенок-дети», «ребенок-ребенок»;
2.учитывать взаимосвязь между статусным положением ребенка и сформированностью у него эмпатийных форм поведения;
3.обогатить представления детей об эмпатийных формах поведения, культуре речевого общения;
4. сформировать коммуникативный опыт, включающий в себя умение входить в контакт со сверстниками, влиять на сверстника с целью эмоциональной поддержки, умение вежливо обращаться, эмоционально привлекать к общению, умение слушать и понимать собеседника, вести диалог;
5.создать эмоциональный характер общения педагога с детьми, а также детей друг с другом;
6. заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка.
53.использование игр в семейной, образовательной и профессиональной сферах.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
1.Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей дошкольного возраста.
2.Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3.Игра - первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения.
4.Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
5.Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
6.Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования («Игра в бисер» Г. Гессе; «Человек играющий» Й. Хёйзенга) свидетельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного в игре осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые – включают несколько индивидов.
Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.
Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.
Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.
Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.
Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых.
В зависимости от мотивационных установок выделяют следующие виды игр: игра-развлечение, игра-упражнение, сюжетная, процессуально-подражательная, традиционная игра, терапевтическая.