Сущность процесса воспитания, его принципы, формы и методы.
Закономерности воспитания- устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Общие закономерности воспитания:
1. Необходимость одновременной и взаимосвязанной, т. е. комплексной, организации различных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности. (Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Существуют различные виды деятельности: игровая, учебно-познавательная, общественно-политическая, художественно-эстетическая и др.).
2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. (С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между тем, какой он есть и каким он должен быть, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой).
3. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью.
4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их роста, помогать им добиваться радости успехов.
5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.
6. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
7. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, школы, семьи и общественности.
С учетом этих закономерностей должна осуществляться как учебная работа в школе, так и воспитание у учащихся личностных качеств.
В тесной взаимосвязи с закономерностями воспитания находятся принципы воспитательного процесса. Принципы воспитательного процесса- это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Рассмотрим закономерности и связанные с ними принципы воспитания.
1. Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями.
Принцип общественной направленности воспитания.
Принцип субъектности (развитие способности ребенка осознавать свое «я»).
2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов.
Принцип единства воспитательных воздействий семьи, школы, коллектива, общественных организаций
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий
3. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития.
Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании.
Принцип гуманистической направленности воспитания.
Принцип опоры на положительное в человеке.
4. Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей.
Принцип деятельностного подхода в воспитании.
Принцип стимулирования активности личности.
Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
Принцип вариативности деятельности, соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.
5. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия.
Принцип сотрудничества в воспитательных взаимодействиях («скрытый» характер воспитательных воздействий).
Принцип активизации нравственно-волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу.
6. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий.
Принцип целостного подхода в воспитании Принцип единства воспитания и обучения.
Принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности.
Принцип эстетизации детской жизни.
Классификация методов воспитания:
-методы обучения и внушения;
-методы упражнений в индивидуальной и групповой деятельности;
-методы оценки и стимулирования деятельности (поведения) воспитанников.