Общение и коммуникация, межличностные отношения
Общение — это одна из основополагающих форм социального взаимодействия людей. В структуре любого общения (официального или неофициального) выделяют три стороны: • Коммуникативная сторона состоит в обмене информации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении — это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.
• Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера.
• Перцептивная сторона — это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.
Основные механизмы социальной перцепции:
• Идентификация (уподобление) заключается в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации является механизм эмпатии. Однако, при эмпа-тии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмоционально.
• Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению.
В процессе социальной перцепции важную роль играют установки, приводящие к следующим психологическим эффектам:
• Эффект ореола — когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные качества.
• Эффект новизны — когда в ситуации восприятия знакомого человека новая информация о нем оказывается более значимой.
• Эффект стереотипизации— когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.
Виды общения:
^ вербальное — невербальное; ^ контактное — дистантное;
непосредственное — опосредованное; ^ устное — письменное; ^ межличностное — массовое; ^ частное — официальное (деловое); ^ искреннее — манипулятивное.
Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь принципов:
^ принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);
^ принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);
^ принцип качества информации (не ври);
^ принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);
^ выражай мысль ясно и убедительно;
^ умей слушать и понять нужную мысль;
^ умей учитывать индивидуальные особенности собеседника.
Этапы общения:
^ появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт;
^ ориентировка в целях, в ситуации общения;
^ ориентировка в личности партнера;
^ планирование содержания общения (обычно бессознательно);
^ бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;
^ восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи;
^ корректировка направления и стиля общения.
Средства общения:
— язык — обеспечивающий взаимопонимание партнеров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам';
67— интонация — благодаря которой слова «Я тебя люблю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;
— мимика — движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;
— позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;
— взгляды, контакты глаз;
— жесты.
Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, интонаций - 38%, невербального взаимодействия - 53%.
Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции, каузальной атрибуции и аттитюдами.
Социальная перцепция — механизм восприятия и оценки индивидом различных социальных объектов, людей, событий и т.д.
Каузальная атрибуция — субъективное объяснение мотивов поведения других людей и их личностных свойств.
Аттитюды –устойчивые установки людей в отношении друг к другу.
В структуре взаимодействия людей социальные психологи выделяют различные виды межличностных отношений: привязанность, дружба, любовь, времяпровождение, игра, соревнование, сотрудничество, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие.
Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов. Например: знакомство, переходящее в приятельские, товарищеские и дружеские отношения, может перерасти в любовь.
Дружба и любовьвнешне похожи на времяпрепровождение, однако здесь всегда присутствует четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом (любовь = сексуальные влечения +симпатия+уважение). В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.
Взаимную привязанность или симпатию, которые характерны для устойчивых межличностных отношений, психологи называют аттракцией. Формированию аттракцииспособствуют следующие факторы:
частота взаимных социальных контактов;
физическая привлекательность (красота нравится);
феномен «ровни» по интеллектуальному уровню и по уровню привлекательности;
эффект «усиления», когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими;
сходство социального происхождения, интересов, взглядов.
Тесные положительные межличностные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку, обычно связаны с ощущением счастья, улучшают здоровье, продлевают жизнь человека.