Проверка “Дневников достижений”.

7. Игра “Связующая нить”.
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, чувства ценности других и самоценности.
Ход игры: Участники передают клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят, и что могут пожелать другим.
Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Занятие №21 «Я умею».
1. Ритуал приветствий
2. «Путаница».Повторение игры.
3. «Я умею».
По кругу каждый ребенок называет и, если захочет, показывает какое-нибудь свое умение (например: быстро бегать, прыгать и т.д.). Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто назовет больше всех своих умений.
4. «День рождения».
Сюжетно-ролевая игра. Каждый из участников получает определенную роль, которой должен придерживаться в течение 20 минут. Обстановка задается самыми общими словами, больше поведение участников никак не регламентируется. Сюжет дети достраивают сами в ходе игры.
Ведущий: «Представьте себе День рождения. Каждый из вас не раз присутствовали на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостей. Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы должны будете играть в нашем импровизированном спектакле. Он будет длиться в течение 20 минут. Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе».
Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Бестактный, Грубиян и т.д. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей по типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые преследует ведущий. Можно для детей каждую роль определить более подробно.
Следует иметь ввиду, что для удачного развития игры участники должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо разогреты предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает некоторое замешательство вследствие неопределенности инструкции и неизвестности правил.
Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию своего поведения, а также по моделированию своего поведения. Задача ведущего - внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая особенности поведения каждого из участников и соответствием предложенной роли. В обсуждении можно задать следующие вопросы:
-Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?
-Трудно ли было играть предложенную роль?
-Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни?
-Какие чувства вызывает у вас подобное ролевое поведение?
В ходе игры дети рассматривают приготовленные подарки и открытки и дарят друг другу.
5. Ритуал прощания

Занятие № 22«Чемодан в дорогу».

Цель: закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к самому себе, к сверстникам.

Ритуал приветствия.

2. Игра «Волшебные зеркала».
Цель: закрепление позитивного отношения к себе.

Ход игры: Ведущий предлагает участникам нарисовать себя. В первом зеркале – маленьким и испуганным, Во втором – большим и веселым. В третьем зеркале – счастливым.

Обсуждение:
На кого ты был похож? На кого ты сейчас похож? Какой человек симпатичнее? В какое зеркало ты чаще смотришься?

3. Игра «Волшебное колечко».
Цель: получение эмоциональной поддержки, закрепление позитивного отношения к себе.
Ход игры: Ведущий достает волшебное колечко и говорит о том, что если надеть его на мизинец, то станешь маленьким-маленьким – это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым это твое будущее. Кто хочет попутешествовать во времени?
Если ребенок выбирает «прошлое» он садится на корточки или сворачивается калачиком, а остальные ребята гладят его, укачивают , баюкают. . . Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить то, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» - большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» - большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует – что интересного и увлекательного случится в его жизни.

4. Проверка «дневников достижений».
Цель: подведение итогов, награждение всех учеников группы.
Материалы: палочка украшенная блестящей бумагой.

Инструкция: Сядьте, образуя круг и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним.
Я хочу, чтобы каждый кто держит волшебную палочку, рассказал нам, каких успехов он добился за последние дни.
- Кто больше всех смог записать успехов?

Награждение всех участников группы «Медалями» (за достижение).

5. Игра «Чемодан в дорогу».
Цель: формирование внимательного отношения друг к другу.
Ход игры: Ведущий говорит о том, что это предпоследнее занятие и предлагает «собрать» каждому члену группы «чемодан пожеланий, комплиментов и разных приятных слов». Для этого нужно, чтобы каждый ребенок написал на разных листочках что-то приятное, хорошее о каждом учащемся, дал какие-нибудь пожелания и советы. Затем все пожелания раздаются их адресатам. Кто хочет, может зачитать вслух.
Обсуждение:
Легко ли было писать? Почему? Как вы выражаете свои симпатии в реальной жизни? Что чувствовали, когда читали пожелания?

Занятие № 23. «Школа на планете «Наоборот».

Цель: подвести итог групповой работы.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Школа на планете «Наоборот».
Дети разыгрывают сюжет. Режиссерами, актерами и зрителями будут сами дети.
Ведущий рассказывает детям о необычной планете, на которой все происходит наоборот: машины ездят задом наперед на обед дают сладости, дети заправляют всем, а взрослые подчиняются. Дети представляют себе, какой может быть школа на этой планете: как она выглядит, чем там занимаются, какие предметы изучают, за что ставят пятерки и т.д. Можно попросить детей нарисовать такую школу.
- Кто из детей понравился больше всех? Почему?
- Что чувствовали, выступая перед зрителями?
- Хотите ли и сможете ли вести себя в реальной жизни так, как ваш герой? Почему?

Литература

1. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. – 160с.
2. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг, - Ярославль: Академия развития, 2001 – 160с.
3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международная пед.акад., 1994. – 365с.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.
5. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников, М.: Генезис, 2001. – 280с.

Наши рекомендации