История проведения турниров по дебатам
История дебатов уходит далеко в прошлое. К примеру, в античной литературе существовал композиционный элемент древнеаттической комедииАгон - словесный спор, столкновение мнений.Начало Агона - словесные диспуты в трагедиях Еврипида. В комедии - это часть, заключающая спор действующих лиц, в котором побеждает лицо, выражающее идею автора. Так у Аристофана в «Облаках» идёт спор Правды с Кривдой, в «Осах» - Бделиклеона с Филоклеоном о взаимоотношении отца и сына.
О народных собраниях, ограничивающих власть конунгов, у древних германцев писал еще римский историк Тацит, также были институты самоуправления и у англосаксов эпохи Римской империи. Достаточно долго просуществовали тинги у скандинавов. Там конунги руководили работой народных собраний,но решение принимали участники тинга. Первоначально тинги по объему управления и задачам скорее подходили под определение органов местного самоуправления. Однако в 930 г. со всей территории датской колонии Исландии впервые собрался альтинг, ставший первым парламентом Европы.
Парламентская форма представительного правления сложилась по мере роста народонаселения и усложнения социальной структуры, когда прямая и плебисцитарная демократия стали неэффективными.Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходившим от «parler» (говорить).
Британский формат парламентских дебатов (именно этот формат распространен сегодня в России) сформировался в начале XX века в Великобритании. Ведущими центрами, вокруг которых сформировался этот формат, стали университеты городов Оксфорда, Кембриджа, Лимерика (Ирландия), Дархема, Бристоля, Глазго и Эдинбурга (Шотландия). На сегодняшний день этот формат наиболее широко представлен в Великобритании и Ирландии, а также других странах Европы, и является официальным форматом Мировых чемпионатов Парламентских дебатов (Worlds). В этих соревнованиях принимают участие около 300 команд со всего мира. Как правило, эти команды представляют университеты и колледжи.
Парламентские дебаты (британский формат)- интеллектуальное образовательное молодежное (студенческое) движение и стиль дебатов, в основу которого положена имитация классических парламентских прений. Данный формат является наиболее демократическим из всех существующих. В первую очередь это объясняется большим количеством вариантов этого формата.
В Россию парламентские дебаты пришли в 1994 году и на настоящий момент различные турниры (игры, кубки) проходят в разных точках нашей Родины (Москва, Санкт-Петербург, Вятка, Екатеринбург, Новосибирск и т.д.).
Предмет и темы турнира
Часто дебаты путают с другими формами обсуждения и, не поняв правил, переходят в другие форматы. Главная цель дебатов убедить аудиторию (судейскую коллегию) в конкретной точке зрения на определенное утверждение. Существуют и другие формы, предполагающие обсуждение, обмен мнениями, высказываниями (круглые столы, конференции, встречи) или убеждение собеседника с целью доказать собственное мнение (спор, «кухонные разборки»). Также дебаты не следует путать с телевизионными ток-шоу, где доминируют ведущие, а не приглашенные гости и команды.
Дебатировать можно на любую тему (утверждение), которая считается спорной (не является аксиомой), не является трюизмом (общеизвестная истина, банальность), не основана на специализированных или научных знаниях.
Тема турнира представляет собой социально-значимую жизненную область деятельности человека – экономика.
После выбора темы турнира определяются утверждения (во многих источниках они называются резолюциями). Утверждения должны быть четко сформулированы, даны четкие однозначные определения всем ключевым понятиям.
Утверждения:
1.Открытый доступ к массе готовых сочинений и домашних работ в интернете снижает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
2.Каждый человек благодаря интернету может интересно провести время, не выходя из дома.
3.Интернет сближает людей, находящихся далеко.
4.Искать что-либо в Интернете — все равно, что пытаться зачерпнуть стакан воды из Ниагары.
5.В интернете можно чувствовать себя свободнее, чем в реальном мире.
6. Благодаря интернету, образование в будущем можно получить, не выходя из дома.
Порядок проведения турнира
Для участия в турниреформируются команды. Состав команды – 3 игрока (капитан, игрок, игрок – аналитик).
Команды должны прибыть на игру не позднее десяти минут после официального времени ее начала. Игрокам разрешено использовать печатные и письменные материалы в ходе подготовки к дебатам и в ходе самой игры. Использование электронных устройств запрещено.
Турнир начинает ведущий и следит за соблюдением правил игр.
Во время турнира необходимо попросить (предупредить) присутствующих: отключить сотовую связь (режим вибрации), не отвлекаться, не стесняться, производить разговоры по телефону (и не только) вне помещения.
Турнир проходит в формате:
1. Конструктивная речь Капитана (спикера правительства) первой команды (5 минут)
2. Конструктивная речь Капитана (спикера оппозиции) второй команды (5 минут)
3. Конструктивная речь игрока (вице-спикера) первой команды (5 минут)
4. Конструктивная речь игрока (вице-спикера) второй команды (5 минут)
После выступления с конструктивной речьюкаждого члена команды противоположенная команда имеет право задать один вопрос на понимание и услышать ответ (не более 1 минуты) без ответных комментариев.После выступления игрока второй команды возможны вопросы из зала (на усмотрение организаторов).
5. Анализ игрока (Аналитик) первой команды (3 минуты)
6. Анализ игрока (Аналитик) второй команды (3 минуты)
После выступления Аналитиков Судейская коллегия может задать вопросы командам и услышать ответ (не более 1 минуты). Желательно не более 3 вопросов.
В конце турнира можно попросить зрителей проголосовать за ту или иную команду. Окончательный вердикт выносит Судейская коллегия.