Результаты освоения ПРАКТИКИ по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста
Практика завершается оценкой студентом освоенных общих и профессиональных компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ПК | ПК 3.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами по вопросам организации дошкольного воспитания и развития. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность дошкольников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество воспитательно-образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
Оценка работы студента является комплексной, учитывающей все стороны его деятельности в процессе практики, а также анализ отчётных документов. Анализ отчётных документов практикантов позволяет судить о качестве их работы в период практики, о степени осмысления ими своего педагогического опыта.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ по методической работе воспитателя детей дошкольного возраста
3.1. Тематический план практики пробных занятий
Коды проф. компетенций | Наименования разделов | Задания | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практика) | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
ПК 5.1., 3.9., ОК 1-11 | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. | Задание № 3,4 | 24 | |
ПК 5.2. ОК 1-11 | Создавать в группе предметно-развивающую среду. | Задание № 1,2 | 18 | |
ПК 5.3. ОК 1-11 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Задание № 5,6 | 12 | |
ПК 5.4. – 5.5. ОК 1-11 | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. | Задание № 7 | 14 | |
ПК 3.9 | Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс. | Задание № 8 | ||
ИТОГО: |
Содержание практики
Задания для студентов
ЗАДАНИЕ № 1.
1. Изучите документ «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации « 20 » июля 2011 г. № 2151.
2. Изучить принципы построения предметно-развивающей среды в группе образовательного учреждения, опираясь на принципы В.А.Петровского (см. приложение №1)
3. Проанализировать соответствие предметно-развивающей среды в группе требованиям, указанным в документе (см. п. 1), содержанию программы ОУ, возрастным особенностям детей группы и указанным принципам.
Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях(В.А.Петровский):
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
2. Принцип активности, самостоятельности творчества.
3. Принцип стабильности-динамичности.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
5. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
7. Принцип открытости и закрытости.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
ЗАДАНИЕ № 2.
Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями) и внесите коррективы в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей. С этой целью можно и нужно привлечь детей в посильной для них форме к оформлению среды группы.
В дневниках практики зафиксируйте пошаговую работу по корректировке предметно-развивающей среды, которая представлена в приложении №2.
ЗАДАНИЕ № 3.
Ознакомьтесь с годовым планом работы ДОУ (укажите, кем и когда утвержден): основные задачи paботы в текущем году (актуальность, конкретность формулировок, учет условий работы детского сада, основные направления работы).
Ориентируясь на годовой план работы ДОУ, составьте развернутый план работы на месяц в качестве старшего воспитателя, который должен быть одобрен заведующим ДОУ. Составляя план, используйте предлагаемую форму:
Формы работы | План месяца | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
В формах работы необходимо отразить их разнообразие (при необходимости): подготовку и проведение педсовета, консультаций, семинаров, оказание индивидуальной помощи, изучение опыта, срез знаний, анализ образовательной деятельности (НОД), проверка планов воспитателей, изучение и оказание помощи в оформлении наглядной пропаганды для родителей, оформление выставок, документации, подготовка к проведению родительских собраний, работа по самообразованию, пополнение материалов методического кабинета, взаимодействие со школой, творческими группами и др.
ЗАДАНИЕ № 4.
Составить перспективный план работы воспитателя на месяц в одной из дошкольных групп (в произвольной форме).
Составить тематический план работы на неделю (по форме, используемой в ДОУ, где проходила практика). В плане отразить:
- Интеграцию образовательных областей;
- Индивидуальную работу с детьми;
- Самостоятельную деятельность детей.
ЗАДАНИЕ № 5.
Оцените качества профессиональной деятельности 5 педагогов (по выбору) и свои.
Внастоящее время от образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением, поэтому проблема оценки качества деятельности педагогов становится все более актуальной. Нужно помочь педагогу видеть собственные достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения. Для этой цели предлагается две анкеты, изучающие уровень профессиональной деятельности педагога и индивидуальные профессиональные особенности специалиста-педагога (см. приложение №4).
ЗАДАНИЕ № 6.
Проведите знакомство с педагогическими кадрами ДОУ.
Познакомьтесь с составом воспитателей (образование, общий стаж работы, стаж работы в данном учреждении, расстановка по группам). Выясните образование и стаж работы старшего воспитателя (методиста).
Проанализируйте распределение обязанностей между старшим воспитателем (методистом) и заведующим по руководству и контролю методической и воспитательной работой.
Ознакомьтесь с функциональными обязанностями старшего воспитателя (методиста) (см. приложение №3), его основной документацией, графиком работы, циклограммой. Выделите его профессиональные и личностные качества, стиль работы.
Выполняя это задание, проведите хронометраж рабочего времени старшего воспитателя в течение недели по следующей схеме:
Дни недели | Виды деятельности | |||||
Контроль в группах, анализ работы воспитателей | Проверка планов воспита телей | Организация методических мероприятий | Работа в методическом кабинете | |||
планирование | Оформление методических материалов | Подготовка к проведению мероприятий | ||||
ЗАДАНИЕ № 7.
Разработать подробный план двух методических мероприятий (см задание № 3, формы на выбор).
В плане проведенных мероприятий выделяются:
- титульный лист, на котором указываются тема, время, место проведения, список присутствующих;
- план подготовки к мероприятию;
- литература, используемая при подготовке;
- план-конспект мероприятия.
Разработать проект по теме, указанной ниже и выступить с ней на методическом совещании (например, на Педагогическом вторнике).
Предлагаемые темы:
1. Планирование работы воспитателя (группа на выбор).
2. Организация детского досуга в ДОУ.
3. Организация самообслуживания дошкольников.
4. Перспективное планирование развития игровой деятельности (группа на выбор).
5. Создание предметно-развивающих условий для художественно-эстетического воспитания в разных возрастных группах.
6. Создание развивающей среды в разных возрастных группax с учетом новых федеральных государственных требований.
7. Гибкий режим, его особенности и организация в разных возрастных группах.
8. Новые формы работы с родителями.
9. Педагогическая диагностика и ее использование в работе методиста и воспитателя.
10. Повышение социально-психологической культуры воспитателя.
И другие (по согласованию с администрацией ДОУ).
Тему отчета следует выбирать с учетом основной работы ДОУ, его приоритетных направлений. При изложении материала необходимо продемонстрировать знание нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, раскрыть эффективные формы методической работы с воспитателями.
Отчет может быть выполнен с применением видеозаписи проведенных мероприятий, в виде папки- раскладушки с комментариями, презентации, организации выставки и т.д.
ЗАДАНИЕ № 8.
Отчетная документация.
1. Дневник по практике (с отзывом, подписью воспитателя и печатью)
2. Перспективный, тематический планы.
3. Материалы по подготовке к методическому совещанию.
4. Аттестационный лист.
5. Лист самооценки.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Проанализировать особенности предметно - развивающей среды группы.
Цель: Проанализировать состояниеразвивающей среды группы с учетом направленности образовательного учреждения опираясь на принципы В.А.Петровского.
1. Изучить принципы построения предметно-развивающей среды в группе.
2. Проанализировать соответствие предметно-развивающей среды в группе, указанным принципам.
Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях(В.А.Петровский):
9. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
10. Принцип активности, самостоятельности творчества.
11. Принцип стабильности-динамичности.
12. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
13. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
14. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
15. Принцип открытости и закрытости.
16. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 2013г.
2. п.45. Имущество и средства ДОУ СанПиН 2.4.1.2660-10 (от 22.07.2010 №91) для ДОУ. Требования к территории, зданию, помещениям и оборудованию СанПиН 2.1.2.1188-03. Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 №986 "Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"
3. Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 №2151 "Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 №АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Литература:
1. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / Дошкольное образование России в документах и материалах.- М., 2001
2. Рыжова Н.А.Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Алгоритм проектирования предметно-развивающей среды представляет систему действий, осуществляемых в определенной последовательности и сочетании.
1шаг. Сформулируйте цели и задачи работы. Для этого проанализируйте образовательную программу группы детского сада. Формулирование задач помогает определить приоритетные направления развития ребенка и обозначить некоторые особенности подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы и детского сада.
2шаг. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми (отражены в текстах программ), выпишите на листе бумаги:
- учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;
- игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;
- специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма для театра, ковролин и пр.).
Это могут быть примерные перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
3шаг. Ориентируясь на список, составьте перечень дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и пр.). При необходимости определите задачи пополнения предметно-пространственной среды в ближайшем будущем (исходя из принципа необходимости и материальных возможностей).
4шаг. Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевальной, умывальной и других комнатах), придерживаясь принципа нежесткого центрирования. Целесообразно это сначала сделать схематично на листе бумаги и только после определения оптимального варианта расставить оборудование в помещении.
5шаг. Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы.
Эти шаги желательно сделать еще до прихода детей в группу.
6шаг. Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями) и внесите коррективы в предметно-развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей. С этой целью можно и нужно привлечь детей в посильной для них форме к оформлению среды группы.
Например, можно совместно с детьми средней группы оформить кукольный игровой уголок. Дети старшей группы могут нарисовать значки на полках и играх, чтобы за каждой игрой, пособием было четко закреплено определенное пространство.
7шаг. Продумайте последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года, учитывая при этом содержание образовательной программы, предположительную динамику; развития детей, приобретение новых игровых материалов.
Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время — часть целого и поэтому служит целому, то есть всей организационно- педагогической деятельности, и обеспечивает достижение поставленной цели — проектирование предметно-развивающей среды для обучения и развития детей дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.