Классификация средств обучения В.В.Краевского.
К средствам обучения первого уровня мы относим те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока. К средствам обучения второго уровня относятся средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета. Для организации всего процесса образования в целом уже недостаточно средств, используемых учителем на уроке, экскурсии, практическом занятии. Недостаточно даже средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи. Таким образом, мы имеем трехуровневую систему средств обучения.
Идеальные средства обучения | Материальные средства обучения | ||
На уровне урока | |||
- языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи: - произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); -средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.); - учебные компьютерные программы по теме урока; - уровень квалификации и внутренней культуры учителя: формы организации учебной деятельности на уроке. | - отдельные тексты из учебника, пособий и книг; - отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; -тестовый материал; -средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели): - технические средства обучения: - лабораторное оборудование. | ||
На уровне предмета | |||
- система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); - искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингофонных кабинетах); учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения предмету. | - учебники и учебные пособия; - дидактические материалы; - методические разработки (рекомендации) по предмету; - книги-первоисточники. | ||
На уровне всего процесса обучения | |||
- система обучения; - методы обучения; - система общешкольных требований. | - кабинеты для обучения; - библиотеки; столовые, буфеты; - медицинский кабинет; - помещения для администрации и педагогов; - раздевалки; - рекреации. | ||
Средства наглядности помогают полноценному раскрытию и усвоению содержания учебного материала, но иногда они выступают и как самостоятельный источник информации.
Основная функция средств наглядности - иллюстрация, помощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления. Данные функции в разной степени реализуются во всех типах учебных предметов.
Используемые в процессе обучения средства наглядности разделяют на два вида. Изображения предметов и явлений. Сюда относят схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотографии и т.п. Сами предметы, их действующие макеты, модели. Первые считаются идеальными средствами обучения, вторые - материальными.
Объективная необходимость использования наглядных средств и технических средств обучения (ТСО) в процессе обучения заключается в их огромном влиянии на процесс понимания и запоминания: при опытной проверке эффективности запоминания текста установлено, что при слуховом восприятии усваивается 15% информации, при зрительном -25, а в комплексе, т.е. при зрительном и слуховом одновременно, - 65%.
Исследования физиологов показали, что 80% информации человек получает через зрительный анализатор. Пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии «ухо - мозг» равна 50 000 бит/с, а по линии «глаз - мозг» - 50 000 000 бит/с.
Эти данные позволяют сделать вывод, что учитель должен сочетать вербальные методы с невербальными (зрительными, наглядными). И даже учитель иностранного языка, отказавшийся от традиционной методики с ее словесными (вербальными) методами, может добиться более высоких результатов путем использования наглядных средств и ТСО.
20. На примере одного из занятий, которое вы проводили во время педагогической практики, обоснуйте Ваш выбор форм обучения.
Философия трактует форму как внутреннюю организацию содержания, охватывающую систему устойчивых связей предмета.
Форма обучения (педагогического процесса) – это взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом. Формы: фронтальная(учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса); групповая (учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса); индивидуальная(не предполагает непосредственного контакта с другими учениками).